Развитие цветовосприятия у детей 2-3 года.
статья ( группа) на тему
Дети любят цвет, для них это радость и увлечение. Дети с удовольствием играют с цветом. Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tsvetovospriyatiya_u_detey_2.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие цветовосприятия у детей 2-3 года.
Автор: Соболева Светлана Валерьевна,
воспитатель МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город»
Наш мир наполнен разноцветными красками. Дети любят цвет, для них это радость и увлечение. Дети с удовольствием играют с цветом. Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать многообразие цветов в природе и искусстве.
Такие ученые отечественной дошкольной педагогики и психологии как Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер разделяли утверждение о том, что именно ранний дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития формирования представлений цвета у детей.
Как известно, познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Такие формы познания, как запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятий и являются результатом их переработки. По словам Л.С.Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия".
Нормальное развитие ребенка зависит от полноценного восприятия, от формирования сенсорного воспитания, как развиваются представления малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Мы провели экспериментальное исследование в МБДОО «Детский сад №7» Цивильского района в первой младшей группе на особенности восприятия цвета у детей. В обследовании принимали участие 15 детей в возрасте 2.5 – 3 года. Применялась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, описанная в «Практикуме по детской психологии».
В ходе первого эксперимента были использованы задания по изучению восприятия цвета. Во втором эксперименте были использованы задания на изучение различения цвета в игровой ситуации.
Проведенная диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета. Полученные данные « Среднее значение распределения детей по уровням формирования восприятия цвета, %» свидетельствуют о следующем. Качество выполнения задания, соответствующее критериям высокого уровня, обнаружилось у 20%, среднего – 33%, низкого – 47%.
Во втором эксперименте «Различение цвета в игровой ситуации» согласно данным оказались некоторые затруднения. У шестерых детей не все маленькие квадраты соответствовали по цвету большим листам. А из них трое детей закрывали квадраты, не обращая внимания на цвет, получилось случайное совпадение. Предлагалось заново выполнить задание при помощи педагога, но также были ошибки.
В результате исследования мы выяснили, что дети различают все цвета спектра, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними им сложнее. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, не оказывает большого влияния на выполнение действий, он доступен только визуальному наблюдению.
В различных ситуациях ребенок реагирует по-разному. Если в задании выбора цвета по наглядному образцу было проще, так как ребенок мог сравнить цвета, прикладывая их вплотную друг к другу, то размещение цветов по наглядному образцу было тяжелее. В этом случае большую роль играет осознанное восприятие. Ребенок должен понимать, что от него требуется, уметь сопоставлять на глаз. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Поэтому в формировании цвета ведущая роль принадлежит взрослому.
Вывод: Дети не имеют четких представлений о разновидности каждого свойства, не умеют пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств предметов в различных ситуациях.
Отбирать цвета, названные взрослыми, называть их самостоятельно значительно сложнее, чем различать цвета. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Дети, с которыми занимались взрослые (родители, педагоги), легко выполняли задания. Они понимали в речи слова: «цвет», «такой же». Названия цветов называли безошибочно.
Большую роль играет то, в какой форме проходят занятия. Дети быстрее усваивают цвета, если занятия проходят в игровой форме. Это свидетельствуют результаты выполнения диагностической методики различения цвета в игровой ситуации.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Взрослый человек организует и направляет сенсорную активность ребенка. Без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребенка, если он воспроизведет эти действия в своей игре. Поэтому нужны пособия, игрушки, действуя которыми, ребенок практически знакомится с цветом предметов и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Для детей раннего возраста должны быть едины продуктивная деятельность (рисование, лепка), дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни: на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений.
Значимым фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Также важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными, то есть ребенка необходимо знакомить с восемью цветами.
Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.
Формирование цвета может происходить так быстро, что именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне—это «снег идет», «зайчики прыгают»; желтое пятно—«солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и тому подобное. С помощью цвета ребенок обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. Действуя с предметами, чтобы показать их свойства, ребенок учится изображать это доступными ему средствами: элементами строительного материала, мозаики, красками, фломастерами, карандашами и другое.
Путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного развития восприятия цвета окружающего мира. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира. Формирование представлений цвета ребенка развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания малыша к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает определять отношение выявленных свойств одного предмета к свойствам других предметов, расширяет активный словарь.
Нам важно научить детей пользоваться представлениями о цвете не только в своей изобразительной, игровой и трудовой деятельности, но и в повседневной жизни. В ней применять сформированные представления о цвете как в реальных действиях, так и мысленно.
Используемая литература:
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.— М.: 1988.- 144с.
- Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов/ Е. О. Смирнова. —3-е изд., перераб. — СПб.:Питер, 2009. — 304 с: ил.
- Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.Л. Афонъкина. — М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. —291с.
- Янушко, Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года./ Я. А. Янушко—М: Мозаика-Синтез, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....
Перспективный план по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста по средствам изодеятельности.
Преспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи....
Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения
В презентации приведены общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, офтальмологические требования при работе с наглядностью, перечень зрительных нагрузок при различном ха...
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Конспект открытого показа игровой образовательной ситуации по развитию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста по теме: «Божья коровка Мила отмечает день рождения»
Конспект будет полезен для воспитателей средних групп в работе по развитию у детей цветовоспрития и в НОД по изобразительной деятельности при работе с красками...