Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения
методическая разработка по теме

Митина Ольга

В презентации приведены общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, офтальмологические требования при работе с наглядностью, перечень зрительных нагрузок при различном характере зрения, задачи педагогической работы по возрастам, а также наглядно представлены различные игры, игровые задания и упражнения для развития цветовосприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tsvetovospriyatiesaytnsportal.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие восприятия цвета у детей с нарушением зрения

Слайд 2

Общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения физическая нагрузка ограничена, зрительную работу желательно проводить в вертикальной плоскости (важно для детей с расходящимся косоглазием, миопией), детям с миопией противопоказана работа на различимость мелких деталей (т.е. предъявляемый материал должен быть крупнее обычного), лучше использовать объемные детали, время непрерывной нагрузки должно быть ограничено.

Слайд 3

Офтальмологические требования при работе с наглядностью: изображение без лишних деталей, не должно быть слишком большим; контур желателен (иногда рельефный); цвет чистый, естественный, яркий; дидактику и наглядность желательно предъявлять на контрастном фоне (оранжевый, желтый, зеленый цвета).

Слайд 4

Зрительные нагрузки Совместно с врачом-офтальмологом определяется индивидуальная зрительная нагрузка. Учитываются следующие факторы: зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания, острота зрения (цель – повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии), возраст ребенка, этап лечения.

Слайд 5

Перечень зрительных нагрузок для детей 5 – 7 лет Острота зрения 0,01 – 0,3 0,4 – 1 Фиксация Нецентральная устойчивая Центральная и нецентральная неустойчивая Центральная Центральная Характер зрения Не учитывается Не учитывается Монокулярное, монокулярно – альтернирующее, одновременное Одновременное, бинокулярное, неустойчивое Вид косоглазия Не учитывается Не учитывается Сходящееся Расходящееся Нет Зрительная нагрузка № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 Характеристика учебно – наглядных пособий: цвета: Преимущественно оранжевый, красный, зеленый и их оттенки № 3 Разнообразные № 5 № 5 размеры: Преимущественно до 2 см № 3 Разнообразные № 5 № 5 формы: Разнообразные № 3 Преимущественно объемные № 5 № 5 Факторы, учитываемые во время занятий со зрительной нагрузкой: время: Утро и вечер Полдень и близко к полудню Любое № 5 № 5 кол-во занятий в день: 2 2 – 3 2 2 2 продолжи-тельность занятий: 15 минут 15 минут 20 минут 20 минут 20 минут Отличительные особенности нагрузки Занятия на локализацию Упражнения на расслабление конвергенции Упражнения на усиление аккомодации Упражнения на стереоприборах, игрушки стереоскопического типа, решетка для читающих

Слайд 6

5-7 лет VIS 0,4 – 1,0 (без косоглазия) Разнообразные цвета и размеры, преимущественно объемные формы. Занятия в любое время до 2 раз в день по 20 минут. Мозаика Нанизывание бус (1-1,5 см – до 0,5) Обведение по контуру (без мелкой деталировки) Обведение по точкам Обведение через кальку Лабиринт Закрашивание Вырезывание по контуру (без мелкой деталировки) Обведение по трафарету (внешний трафарет) Раскрашивание Ниткография Штриховка Шнурование (по образцу) Разрезные картинки Выкладывание по контуру мелкими предметами Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной Игры стереоскопического характера (настольный футбол, хоккей, баскетбол, удочка и т.п.) Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание Составление орнамента Работа с конструктором Пример рекомендуемых видов работ (упражнений, игр): зрительная нагрузка №7

Слайд 7

Развитие цветового восприятия Младшая группа: различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы». Средняя группа: закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».

Слайд 8

Развитие цветового восприятия Старшая группа: развивать умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д. Подготовительная группа: знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов; различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов; создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое».

Слайд 9

«Цветные человечки»

Слайд 10

«Цветные столбики» («Составь узор», «Подбери по образцу», «Чем отличаются», «Построй и опиши, назови цвета по порядку», «Кто скорее соберет цветной узор»)

Слайд 11

«Цветные фигуры» («Подбери по цвету», «Найди фигуру такого же цвета», «Отложи все детали зеленого цвета» и пр.)

Слайд 12

«Цветные картинки» («Составь узор»)

Слайд 13

«Чем отличаются» «Цветной коврик»

Слайд 14

«Листочки» «Трафареты, обводка» «Транспорт» («Подбери по цвету и оттенкам»)

Слайд 15

Подготовила: Митина О.В., детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения №372


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения

Методический материал педагогам-дефектологам по коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения...

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

«Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения"

Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей,  развитие осязания и мелкой моторик...

Дидактические задания по развитию цветовосприятия для детей с нарушением зрения

Картотека коррекционно-развивающих заданий по развитию цветовосприятия для детей с нарушением зрения 5-6 лет....