Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи для подготовительной к школе группе с использованием интеграции ОО.
Тема: «Овощи – фрукты»
Цель: продолжить работу над расширением и активизации словаря по теме «Овощи и фрукты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи на тему "Овощи - фрукты" | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно организованной деятельности по развитию речи для подготовительной к школе группе с использованием интеграции ОО.
Тема: «Овощи – фрукты»
Цель: продолжить работу над расширением и активизации словаря по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
- Формировать связную речь, совершенствовать навыки умения детей составлению
сравнительно – описательного рассказа.
- Учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
- Развивать их фонематическое восприятие, мышление, координацию речи, мелкую моторику.
- Воспитывать навыки общения, умения отгадывать загадки, слышать и слушать взрослого и своих сверстников.
Материал, используемый на НОД: фрукты и овощи на тарелках, мяч, простой и цветные карандаши на каждого ребенка, карточки для игры «Четвертый лишний» и «Дорисуй половинку».
Предварительная работа: беседы, обсуждения: «Овощи для еды - хорошо или плохо?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Почему необходимо мыть овощи и фрукты перед едой»; дидактические игры «Где растет?», словесная игра «Вершки-корешки», лото «Овощи и фрукты»; рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней», альбома «Овощи и фрукты»; аппликация и лепка на тему: «Овощи» и «Фрукты», конструирование на тему: «Фрукты»; чтение художественной литературы.
Используемая литература
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 528 с.
- Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
- Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
- Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.
- Интернет-ресурсы.
ОО Виды деятельности | Формы и методы работы |
Физическое развитие Двигательная | - Физкультминутка «Незнайкина зарядка» - Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту». |
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная | - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: упражнение «Дорисуй половинку» |
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская | - Решение проблемных ситуаций: составление сравнительно-описательного рассказа. - Моделирование: «Сюрпризный момент» |
Развитие речи Коммуникативная | - Игры с правилами: «Какой сок», «Четвертый лишний» |
Социально-коммуникативное развитие Трудовая | - Дежурство - Совместные действия |
Ход НОД
I. Организационный момент. (Стук в дверь)
- Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Да это наш друг Незнайка, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
- Посмотрите, он держит конверт в руках. Хотите узнать, что в нём? (Да, хотим)
- Воспитатель достает письмо из конверта и читает.
- Он предлагает нам, разгадать загадки. Послушайте их и постарайтесь отгадать.
II. Основная часть
1. Воспитатель загадывает детям загадки по теме:
- Лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая. (Морковь)
- В огороде желтый мяч,
Только не бежит он вскачь.
Он, как полная луна.
Вкусные в нем семена. (Тыква)
- Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (Банан)
- Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
- Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может это дивный сон?
Нет, ведь это… (Патиссон)
- Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (Груша)
- Он почти как апельсин
С толстой кожей, сочный
Недостаток лишь один
Кислый, очень кислый (Лимон)
- Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы - панамочки
Прячутся в зной... (Яблочки)
Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали.
- Ребята, как одним словом назвать яблоко, лимон, банан, грушу? (Фрукты)
- А морковь, тыкву, репу, патиссон? (Овощи)
- Сегодня мы с вами и поговорим об овощах и фруктах.
- Скажите, где растут овощи, а где фрукты? ( Овощи растут в огороде, а фрукты в саду
Воспитатель. А сейчас мы поиграем (встаньте в круг)
2. Проводится игра с мячом на ковре, «Какой сок»
- Воспитатель бросает мяч и называет фрукт или овощ для приготовления сока:
- Сок из яблока (Яблочный сок)
- Сок из помидоры (Томатный сок)
- Сок из груши (Грушевый сок)
- Сок из тыквы (Тыквенный сок)
- Сок из апельсина (Апельсиновый сок)
- Сок из граната (Гранатовый сок)
- Сок из моркови (Морковный сок)
- Сок из винограда (Виноградный сок)
- Сок из вишни (Вишневый сок)
- Сок из свеклы (Свекольный сок)
- Сок из ананаса (Ананасовый сок)
- Сок из абрикоса (Абрикосовый сок)
3. Физкультминутка на ковре «Незнайкина зарядка» (звучит активная музыка)
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро за руки возьмитесь,
И по кругу все пойдите.
А теперь все улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали,
Сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
4. Составление сравнительно-описательного рассказа
- На столе в тарелках овощ и фрукт (три вида): морковь и апельсин; огурец и банан; яблоко и помидор.
- Кто может составить сравнительно - описательный рассказ?
- Обсуждается с детьми последовательность рассказа, закрепляется с помощью моделей (форма, величина, где произрастает, какой на вкус, какой на ощупь, что можно приготовить). Каждый ребёнок самостоятельно выбирает овощ и фрукт. Выслушиваются 2 - 3 рассказа.
5. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель. А сейчас ребята, вам надо быть очень внимательными. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Посмотрите на эти картинки. Что вы видите? (Груша, картошка, яблоко, персик). Что здесь лишнее? Правильно, картошка. Почему? (Картошка - это овощ).
- Аналогично проводится работа с другими картинками.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, абрикос, кабачок, тыква.
Ананас, мандарин, баклажан, вишня.
Помидор, банан, редиска, свекла.
Апельсин, виноград, морковь, слива.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
6. Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту».
- Дети руками имитируют соответствующие действия:
- Мы капусту рубим, рубим! - прямыми напряженными ладонями имитируют
движения топора вверх- вниз.
- Мы капусту режем, режем! - энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад.
- Мы капусту солим, солим! - пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».
- Мы капусту жмем, жмем! - сжимают пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.
- Мы морковку трем, трем! - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.
7. Упражнение «Дорисуй половинку»
Воспитатель. Ребята у вас на столах карточка с изображением незаконченного рисунка, его нужно дорисовать и раскрасить.
- Посмотри на карточку, тебе надо дорисовать морковку. Каким цветом ты её будешь закрашивать? Правильно оранжевым карандашом и т.д.
- Дети работают самостоятельно.
-Молодцы, ребята! Красивые получились у вас рисунки. Давайте подарим Незнайке ваши рисунки, чтобы он мог, глядя на них рисовать также как и вы.
III. Итог.
- О чём мы говорили с вами на занятии?
- И что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
- Молодцы, ребята! На занятии вы все хорошо отвечали, справились с заданиями.
Технологическая карта
непосредственно организованной деятельности по развитию речи для подготовительной к школе группе с использованием интеграции ОО.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент. Сюрпризный игровой момент (Стук в дверь) - Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Да это наш друг Незнайка, давайте с ними поздороваемся. - Посмотрите, он держит конверт в руках. Хотите узнать, что в нём? - Незнайка предлагает нам, разгадать загадки. Послушайте их и постарайтесь отгадать. | Они здороваются.
|
II. Основная часть. 1. Загадывает детям загадки по теме:
На ощупь очень гладкая, На вкус, как сахар сладкая.
Только не бежит он вскачь. Он, как полная луна. Вкусные в нем семена.
И чуть-чуть на серп похож.
Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?
На траве лежит звезда! Может это дивный сон? Нет, ведь это… (Патиссон)
Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала...
С толстой кожей, сочный Недостаток лишь один Кислый, очень кислый
Свой румяный крепкий бок? Под листы - панамочки Прячутся в зной...
| Слушают внимательно воспитателя, думают, высказывают свои предположения. |
2. Игра с мячом, «Какой сок» Называет фрукт или овощ для приготовления сока:
| Отвечают, какой сок из него можно приготовить. |
3. Физкультминутка «Незнайкина зарядка» (на ковре) Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро за руки возьмитесь, И по кругу все пойдите. А теперь все улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели – встали, Сели – встали, Вы, надеюсь, не устали? Надо вам свободно встать И спокойнее дышать. | Выполняют соответствующие движения. |
4. Составление сравнительно-описательного рассказа Обсуждает с детьми последовательность рассказа, закрепляет с помощью моделей (форму, величину, где произрастает, какой на вкус, какой на ощупь, что можно приготовить). | Составляют сравнительно – описательный рассказ. |
5. Игра «Четвертый лишний» Называет слова: Груша, картошка, яблоко, персик. Огурец, груша, кабачок, тыква. Апельсин, мандарин, огурец, слива. Яблоко, груша, баклажан, слива. Помидор, банан, редиска, свекла. | Внимательно слушают и называют лишнее слово. |
6. Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту». - Мы капусту рубим, рубим! - Мы капусту режем, режем!
- Мы капусту солим, солим! - Мы капусту жмем, жмем! - Мы морковку трем, трем!
| Руками имитируют соответствующие действия: - прямыми напряженными ладонями имитируют движения топора вверх- вниз. - энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад. - пальцы собраны «щепотью», «солим капусту». - сжимают пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно. - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. |
7. Упражнение «Дорисуй половинку» Предлагает дорисовать половинку фрукта или овоща, а затем раскрасить. | Дети дорисовывают половинку рисунка и раскрашивают. |
III. Итог. - Молодцы, ребята! На занятии вы все хорошо отвечали, справились с заданиями. - И что вам больше всего понравилось? | Дети рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...