Презентация инновационного опыта
презентация к уроку ( группа) на тему

Лисина Татьяна Ильинична

Презентация инновационного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.96 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_prezentatsii_ped_opyta.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация инновационного опыта Лисиной Татьяны Ильиничны , воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ по теме: « Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг »

Слайд 2

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность и научность Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Значение художественной литературы – воспитательное, познавательное и эстетическое – в развитии личности ребенка весьма велико.

Слайд 4

Тема проекта : «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг» Объект проекта: умственная деятельность дошкольников в процессе формирования духовно-нравственных качеств посредством введения в мир книг. Предмет проекта: педагогические условия эффективности реализации идеи. Гипотеза проекта: предполагает сформировать целостную систему по формированию духовно-нравственных качеств дошкольника посредством введения в мир книг.

Слайд 5

Ведущая педагогическая идея С оздание системной работы, позволяющие анализировать и планировать дальнейшее формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг.

Слайд 6

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА 1. внедрение педагогической идеи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; 2. введение личности дошкольника в духовно-нравственную атмосферу посредством введения в мир книг.

Слайд 7

Задачи: Обучающие: - с помощью книги дать представления об этических нормах; - в процессе введения в мир книг пробуждать в детях умственную деятельность и логическое мышление; - подвести детей к тому, что книга – это источник знаний; - учить детей сопоставлять иллюстрации к тексту художественного произведения. Развивающие: - развивать связную речь, ее выразительность; - активизировать словарный запас; - показать детям на примере литературных героев как себя вести в том или ином случае. Воспитательные: - воспитывать у каждого ребенка интерес к чтению, подвести к тому, что к книге надо относиться бережно; - через художественную литературу воспитывать духовно-нравственные качества: любовь к Родине, родному краю, милосердие, справедливость, внимание и любовь друг к другу, близким и т.д.

Слайд 8

Практическая значимость системно от простого к сложному. эта системная работа позволяет определить уровень развития логического и образного мышления, духовно-нравственных качеств ребенка. гармонично вписывается в работу по развитию связной речи. системная работа является диагностическим инструментом. носит характер комплексного воздействия.

Слайд 9

Новизна идеи Такое нововведение позволит ввести в образовательный процесс систему поэтапного формирования духовно-нравственных качеств дошкольника посредством введения в мир книг; позволит создать условия для введения дошкольника в мир книг.

Слайд 10

Выдвигаемые принципы Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Обеспечение высокой степени активности, инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Принцип систематической работы. Принцип, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды. Принцип, позволяющий обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучия каждого ребенка. Принцип «Не навреди». Этот принцип является первоосновой в выборе педагогических технологий, которые должны быть безопасны для здоровья и развития детей. Единство содержания форм и методов работы по воспитанию познавательного интереса к книге. Личностно – ориентированный подход в процессе воспитания интереса к книге. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе.

Слайд 11

Технология опыта Работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми

Слайд 18

Конечный результат

Слайд 19

Распространение опыта www.nsportal.ru www.elhdetsad.edurm.ru

Слайд 20

Наличие теоретической базы



Предварительный просмотр:

 СЛАЙД № 1

Пояснительная записка

к презентации инновационного опыта

Лисиной Татьяны Ильиничны, воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ по теме: «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг»

СЛАЙД № 2

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

В.А.Сухомлинский 

СЛАЙД № 3

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Разработка проекта и создание системной работы, позволяющие анализировать и планировать дальнейшее формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг.

СЛАЙД № 4

Тема проекта: «Формирование духовно-нравственных качеств

дошкольников посредством введения в мир книг»

Объект проекта: умственная деятельность дошкольников в процессе формирования духовно-нравственных качеств посредством введения в мир книг.

Предмет проекта: педагогические условия эффективности реализации идеи.

Гипотеза проекта: предполагает сформировать целостную систему по формированию духовно-нравственных качеств дошкольника посредством введения в мир книг.

СЛАЙД № 5

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

1. внедрение педагогической идеи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

2. введение личности дошкольника в духовно-нравственную атмосферу посредством введения в мир книг.

СЛАЙД № 6

Задачи:

Обучающие:

- с помощью книги дать представления об этических нормах;

- в процессе введения в мир книг пробуждать в детях умственную деятельность и логическое мышление;

- подвести детей к тому, что книга – это источник знаний;

- учить детей сопоставлять иллюстрации к тексту художественного произведения.

Развивающие:

- развивать связную речь, ее выразительность;

- активизировать словарный запас;

- показать детям на примере литературных героев как себя вести в том или ином случае.

Воспитательные:

- воспитывать у каждого ребенка интерес к чтению, подвести к тому, что к книге надо относиться бережно;

- через художественную литературу воспитывать духовно-нравственные качества: любовь к Родине, родному краю, милосердие, справедливость, внимание и любовь друг к другу, близким и т.д.

СЛАЙД № 7

Актуальность

К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», - говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный! Почему? Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой стороны, ребенок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.

Злободневность этой проблемы стала причиной принятия национальной программы поддержки и развития чтения.

Значение художественной литературы – воспитательное, познавательное и эстетическое – в развитии личности ребенка весьма велико.

СЛАЙД № 8

Практическая значимость

Во-первых, работа по введению детей в мир книги строго системно от простого к сложному. К 7-ми годам у детей сохраняется живой интерес к книгам. Они с удовольствием читают, рассказывают прочитанное.

Во-вторых, эта системная работа позволяет определить уровень развития логического и образного мышления, духовно-нравственных качеств ребенка. К 5-7 годам ребенок начинает  проявлять к окружающему миру особый интерес.

В-третьих, гармонично вписывается в работу по развитию связной речи.

В-четвертых, эта системная работа является диагностическим инструментом, дает возможность педагогу оценить уровень развития речи через ознакомление с художественной литературой.

В-пятых, носит характер комплексного воздействия. Не только воспитывает желание читать, но и развивает связную речь, эмоциональную сферу, произвольное внимание, память, творческую активность, фантазию.

Последовательная, постепенная работа соответствует современным тенденциям образования.

Системная работа позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

- индивидуализация дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерства с семьей.

СЛАЙД № 9

Новизна идеи

Такое нововведение позволит ввести в образовательный процесс систему поэтапного формирования духовно-нравственных качеств дошкольника посредством введения в мир книг; позволит создать условия для введения дошкольника в мир книг.

СЛАЙД № 10

Выдвигаемые принципы

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Обеспечение высокой степени активности, инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  • Принцип систематической работы.
  • Принцип, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды.
  • Принцип, позволяющий обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучия каждого ребенка.
  • Принцип «Не навреди». Этот принцип является первоосновой в выборе педагогических технологий, которые должны быть безопасны для здоровья и развития детей.
  • Единство содержания форм и методов работы по воспитанию познавательного интереса к книге.
  • Личностно – ориентированный подход в процессе воспитания интереса к книге.
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе.

СЛАЙД № 11

Технология опыта

Я работаю над данной темой с 2011г. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с детьми.

СЛАЙД № 12 - 17

Оптимальность и эффективность средств

Работа с детьми.

Моя система работы включает несколько этапов по воспитанию интереса к книге.

Первый этап начинается с первой младшей группы. На этом этапе большое внимание уделяется устному народному творчеству. Потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использую не только в организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Знакомлю детей с каждой книгой, показываю иллюстрации в ней, обучаю правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

Второй этап раскрывает решение более сложных задач. В организованной образовательной деятельности учу детей второй младшей группы правильно воспринимать и понимать художественное слово. Каждый ребенок может подойти к книжному уголку, посмотреть понравившуюся книгу-сказку, поговорить о ней со своим сверстником. Разыгрываю сценки из художественных произведений, провожу дидактические игры «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». Знакомлю детей с новыми правилами обращения с книгой: книги можно брать только чистыми руками, смотреть всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной не торопясь.

Третий этап усложняется тем, что детей средней группы учу инсценировать знакомые стихи, сказки. Они с интересом рассматривают иллюстрации и проявляют свое отношение к персонажам. С детьми пятого года жизни провожу викторины. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами использую игровые приемы, например, приход Петрушки, который напоминает эти правила.

Четвертый этап усложняется тем, что детей подвожу к тому, чтобы они поняли мотив поступков героев литературных произведений, осознанно отнеслись к ним. Обращаю внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляю навыки аккуратного пользования книгой. Даю детям элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания окружающего мира.

Пятый этап – это продолжение формирования интереса и бережного отношения к книге. Я добиваюсь, чтобы дети поняли главную идею художественного произведения, могли определить жанр, отметить особенности сказки. Даю дошкольникам более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

К семи годам дети начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей.

Методы работы:

  1. Обучение детей правилам пользования книгой.
  2. Знакомство с содержанием художественного произведения.
  3. Инсценирование знакомых стихов, рассказов, сказок.
  4. Рассматривание иллюстраций к книгам.
  5. Использование сюрпризных моментов.
  6. Дидактические игры.
  7. Чтение книг.
  8. Рассказывание.
  9. Литературные викторины.
  10. придумывание сказок, рассказов.
  11. Изготовление книжки-помощника.
  12. Привлечение родителей к участию в инсценировке, драматизации, празднике, совместном досуге.

Работа с родителями.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги.

В конце года показываем спектакль или драматизацию по тому или иному произведению.

Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в спектаклях, развлечениях, помогают в оформлении зала, делают атрибуты, шьют костюмы героям книг.

Проведены консультации «Как правильно читать книги будущему первокласснику», «Книга – это мир знаний».

Работа с воспитателями.

С воспитателями провожу консультации: «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению в разных возрастных группах», «Дидактическая игра – один из приемов работы с литературным произведением».

Провела мастер-класс «Книжка-помощница».

СЛАЙД № 18

Конечный результат

Создана система поэтапного, последовательного от простого к сложному формирования духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг.

Разработаны эффективные методы и приемы работы с книгой.

Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики:

Сентябрь 2012г.: низкий уровень 62%; средний уровень 38%; высокий уровень 0%.

Май 2015г.: низкий уровень 0%; средний уровень 81%; высокий уровень 19%.

Дети научились обращаться с книгой аккуратно. Сложился дружный коллектив. Споры, разногласия решают спокойно, не обижая друг друга.

СЛАЙД № 19

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:

www.nsportal.ru

  1. Театрализованное представление по сказке «Теремок»
  2. Дидактическая игра «Одень богатыря»
  3. Проект «Подарок для богатырей»
  4. Проект «Русские богатыри»
  5. Познавательно – исследовательский проект на тему «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Методическая разработка «Подарок для богатырей» принимала участие в реализации исследовательских проектов «Учимся любить Родину», утвержденных экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия. Представление собственного инновационного педагогического опыта «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг» размещен на сайте детского сада: www.elhdetsad.edurm.ru

СЛАЙД № 20

Наличие теоретической базы

  1. Аладинская Н.А, Ермолова А.Е. и др.. Приобщение дошкольников к миру детской литературы (текст). - Тамбов.: ТОИПКРО, 2004. -149с.
  2. Алябьева Е.А., «Развитие речи детей 4-7 лет», М., ТЦ Сфера, 2005.
  3. Гербова В.В. «Развитие речи и творчества дошкольников», под ред.  В.В.Гербовой, 2004г.
  4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»,  под ред. В.В.Гербовой, 2004г.
  5. Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева, Москва «Просвещение» 1983 г.
  6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  7. Гриценко 3., «Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению», 2008.
  8. Гурович Л.М. Ребёнок и книга. СПб.: Издательство «Акцидент», 1996 
  9. Дронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. для воспитателей д/с. -М.: Просвещения, 1991, 185с.
  10.  Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
  11. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
  12. Иванова Г. «Воспитание будущего читателя»
  13. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам», Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, Москва «Просвещение» 1982 г.
  14. Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  15. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
  16. Маркова В., Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009.
  17. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015.
  18. Первова Г.М. Работа с книгой в дошкольный период детства: Пособие для воспитателей. – Тамбов: ИПКРО, 1996. — 148С.
  19. Попова Н., «Развитие речи», 2007.
  20. Сухомлинский В.А. «О воспитании», 1988г.
  21. Тимофеев И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству дет. чтения. - СПб, 2000. — 148с.
  22. Ушакова О. С., Гавриш Н.В., «Знакомим дошкольников с литературой», М., Творческий центр «Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация инновационного опыта.

Данный материал содержит слайд-шоу по презентации педагогического опыта работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисрвания"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Творческая презентация педагогического опыта на тему "Внедрение инновационных звдоровьесберегающих технологий в ДОУ".

Доклад- творческая презентация педагогическогоопыта инструктора по физо "Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

Презентация педагогического опыта Тема: « Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности»

Сегодня, здоровье призвано глобальной междисциплинарной проблемой и приобретает всё большую актуальность. Одной из приоритетных задач поставленной  Президентом РФ  в национальной стратегии...