Методическая разработка
методическая разработка ( группа) по теме
Предварительный просмотр:
Гончарова Лариса Николаевна
педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребенка - детского сада «Теремок»,
р. п. Хохольский Хохольского района Воронежской области
Мотив участия в конкурсе:
«Это невозможно» - сказала Причина…
«Это безрассудно» - заметил Опыт…
«Это бесполезно» - отрезала Гордость…
«Попробуй…» - шепнула Мечта…
Какая тонкая работа –
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти,
А самому потом тихонечко уйти …..
Отрывок из «Песни о волшебнике» Юнны Петровны (Пинхусовны) Мориц (1937г. р., поэтесса советской эпохи, «шестидесятница») как нельзя лучше раскрывает сущность психолого-педагогической деятельности. Психолог (кто-то по профессиональному призванию, а кто-то по зову сердца) – поистине волшебник, способный почувствовать, выслушать, понять и помочь другому человеку: ребенку и взрослому, ученику, педагогу, родителю,…. ЧЕЛОВЕКУ, которому обидно горько, одиноко жить среди нас - других людей, вечно занятых и душевно равнодушных.
Не каждый психолог способен сделать счастливым другого, принести ему цветок удачи, спасти от одиночества… Главное, принять человека таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, выслушать и услышать, помочь его душе «найти» выход из затруднительной, проблемной ситуации. Как же это сложно? … Но зато как бывает приятно видеть светящиеся от счастья глаза, из которых еще вчера стекали горькие слезы…, осознавать, что что-то получилось. Человек что-то переосмыслил, признал свои ошибки, пересмотрел свое субъективное мнение на сложившиеся отношения, и … стало легче, проще и чище на душе, захотелось жить по-другому.
Психолог – это не просто профессия, это призвание сердца, души помогать другим людям. В наше время это очень важно и очень сложно. Знаний психологической науки, перекликающейся с философией, валеологией, социологией, житейского опыта не всегда бывает достаточно. Приходится обращаться к христианским заповедям, произведениям искусства, к русской классической литературе XIX века, притчам и др.
Очень часто проблемы возникают по незнанию, человек чего-то не знает, рад бы сам себе помочь, но не знает как это сделать. На помощь приходит психологический «ликбез».
В нашем учреждении зарекомендовала себя форма психологического просвещения педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников, гостей посредством раздачи буклетов, содержащих разнообразную психологическую информацию, рекомендации педагога-психолога.
Вот лишь несколько примеров:
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРИТЧА «Крест» Однажды по дороге шли люди. Каждый нес на спине свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. А человек этот был очень хитрым. Приотстав от попутчиков, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный тем, что всех перехитрил, он догнал спутников и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и перешли по ним на другую сторону. И только хитрый человек не сумел этого сделать, потому что его крест оказался слишком коротким. ПРИТЧА «Благодарность» Умирал в одном селении человек, известный своей скупостью. И некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. Но однажды на пороге его дома появился путник, лицо которого светилось мудростью и любовью. – Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины. Тот взглянул на гостя с удивлением: - Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен. Но путник продолжал: - Много лет назад я попросил у тебя денег взаймы. Ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть свою жизнь. Я научился работать, рассчитывать на свои силы, обрел уверенность в себе. И теперь я богат, счастлив и свободен, благодаря тебе. ПРИТЧА «Счастье» Бог слепил человека из глины, и остался у Него неиспользованный кусок. Что еще слепить тебе? – спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Теремок» ПОБЕДИТЕЛИ УЧАТСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ! СОБЫТИЯ ВАШЕЙ ЖИЗНИ ЗАВИСЯТ ОТ ВАШЕГО НАСТРОЕНИЯ! Буклет подготовлен педагогом - психологом Гончаровой Ларисой Николаевной Заведующий ДОУ: Синева Тамара Николаевна Наш адрес: 396840, Воронежская обл., Хохольский район, р. п. Хохольский, ул. Заводская, д. 50. Тел. /факс: (8-473-71) – 41 – 6 – 02 р. п. Хохольский 2014 год |
Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать. В трудные времена наивность – это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник смотрит как загипнотизированный. (Ремарк Э. М.) В жизни каждого из нас случаются определенные трудности. И чтобы их преодолеть, нужно иметь очень большую выдержку и силу воли. А главное – научиться жить с этими трудностями, поскольку человек не в состоянии преодолеть каждую преграду на своем пути. Мы, как правило, пытаемся всячески уйти от проблем. Но как ни странно это звучит, они нам нужны для роста и самосовершенствования. Наблюдения показывают, что без серьезных проблем и трудностей нет и серьезных успехов ни в одной человеческой деятельности. Если же преграда впереди, то… просто не думайте о ней. Какой смысл о ней думать, раз Вам все равно ее не преодолеть? Поймите, что можно жить, не думая о своих проблемах, это существенно облегчает Вашу жизнь, помогает расслабиться и отдохнуть. Если постоянно думать о плохом, то оно обязательно случится. А хорошее – никогда, ведь Вы даже не думаете о нем. Так что учитесь жить сегодняшним днем, решать проблемы по мере их поступления и верить в лучшее. А завтра – будет всего лишь завтра. 6 способов правильного использования трудностей 1.Трудности дают нам перспективу и рост. Однажды побывав в тяжелой ситуации, при возникновении подобных, они уже не кажутся такими трудными. 2. Трудности выявляют наш потенциал. После того как мы смогли выжить в суровых обстоятельствах, преодолевая препятствия, мы становимся эмоционально сильнее. Проблемы и вызовы могут выявить в нас самое лучшее, они открывают в нас скрытый потенциал, способности, о которых мы даже и не подозревали. Жизнь нас протестировала и мы оказались достойными пережитого. Если бы не проблемы, многие так бы и не узнали о своих возможностях и внутренней силе. Трудности открывают нам наши сильные стороны и позволяют развивать эти качества дальше. 3. Трудности учат нас ценить то, что есть. Благодаря проблемам, особенно тем, которые связаны с потерей или лишением чего-то, мы начинаем ценить многие аспекты нашей жизни. Так как мы не ценим что-либо до тех пор, пока не потеряем. | 4.Трудности заставляют нас меняться и действовать. Иногда для того, чтобы замотивировать людей поменять что-либо в жизни, требуется кризис или ряд кризисов. Проблемы часто являются способом, которым жизнь сообщает нам, что мы съехали с дороги и что наш курс нуждается в корректировке. 5. Трудности открывают нам новые двери. Мы теряем работу, находим другую или начинаем свой бизнес, одни отношения заканчиваются и начинаются другие. В этих случаях это не является проблемой , а скорее хорошей возможностью, которую не видно на первый взгляд. Одна дверь закрывается, другая, лучшая – открывается. 6. Трудности придают уверенности и повышают самооценку. Когда мы проявляем решительность, смелость, волю для решения проблемы, мы чувствуем себя увереннее и компетентнее. У нас возрастает уровень самооценки и, в дальнейшем, мы переносим это на другие виды деятельности. Рекомендации психолога по преодолению трудностей
|
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладеть с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка -
Обнимите покрепче их.
Детскою ласкою дорожите,
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают, как снег весной, золотые денечки,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дочки, сыночки.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им, маленьким, песню петь,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете – счастливее всех,
Берегите ж, пожалуйста, ДЕТСТВО…
ЧЕЛОВЕК, способный почувствовать душевный настрой, мироощущение и мировоззрение другого, независимо от того – имеет ли он специальное образование или нет – ПСИХОЛОГ, по природе своей.
Воспитанники детского сада, начиная с младшей группы, учатся общаться друг с другом и с воспитателем группы, педагогами детского сада, развивают свои сенсорные и познавательные процессы, зрительно-моторные навыки при выполнении разнообразных заданий, упражнений в течение дня, тематической недели, учебного года.
В своей психолого-педагогической деятельности приходится решать многие задачи, но приоритетными являются следующие:
- научить взрослых (родители/законные представители, педагоги) заботиться о сохранении физического и психического здоровья детей, об их социальном благополучии;
- формировать у детей, совместно с родителями/законными представителями, педагогами – познавательный интерес и познавательную мотивацию.
- научить детей принимать друг друга в группе: помогать, просить прощения/ извиняться и прощать после ссоры, делиться игрушками и сладостями, бережно, по-доброму относиться ко всему живому: не только к другому человеку, но и к животным, растениям, птицам, которые живут на Земле и чувствуют отношение человека к себе.
Примером тому могут служить занятия по теме «Лиса» (тема недели в подготовительной группе детского сада по основной образовательной программе детского сада: «Мы – друзья природы», в соответствии с ФГОС ДО), проводившиеся с 20 по 24 апреля 2014 – 2015 уч. года в нашем детском саду.
В понедельник, на основе разнообразного наглядного материала (книжные иллюстрации с изображением лисицы, слайды, показанные с помощью ноутбука; физическая карта мира, глобус ) дети познакомились с тем, что пышнохвостая красавица - лиса живет в лесу. У лисы – ярко-оранжевая шерстка, остренькая мордочка и, конечно, большой и пушистый роскошный хвост. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности. Лисицы живут и в России, и в Европе, и в Африке, и в Азии. У нее есть даже такой родственник – песец, который внешне отличается от обычной лисы и живет на Крайнем Севере.
В хорошую и ясную погоду лиса целый день пропадает на охоте, терпеливо выслеживая и ловя добычу, проявляя при этом чудеса ума и изобретательности. Чаще всего ее добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы, зайцы. Но не брезгует лиса и такой пищей, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомится сочными фруктами и ягодами.
Во вторник ребятам было предложено восстановить, собрать из 9 пазлов, отдельных картинок – единый целостный образ, картинку с изображением лисицы в лесу. А затем по картинке, по образцу вылепить лисичку из пластилина.
В среду дети отгадывали загадки, читали и обсуждали сказки, басни и пословицы о лисе. Всем известно, что различные произведения (русские народные и авторские сказки, картины, басни, пословицы) наделяют лисицу такими качествами, как лживость, изворотливость, коварство. Это не случайно, так как у лисицы есть враги. Люди охотятся на лис из-за их красивой шкуры, из которой шьют шубы и шапки на зиму. Есть враги и среди зверей. Вот и приходится лисице быть такой хитрой.
Ребятам предлагалось охарактеризовать черты характера лисицы на основе басни Крылова И. А. «Ворона и лисица». Вопросы для обсуждения: 1.Какая же лиса в басне? 2. Почему она так себя ведет? 3. Что помогло лисице получить сыр?
Затем детям зачитывались отрывки о лисе из различных сказок, нужно было вспомнить их название. Предложенные для узнавания сказки: «Колобок» (русская народная сказка), «Лисичка-сестричка и серый волк» (А. Н. Астафьев), «Как лиса училась летать» (А. Н. Толстой), «Волк и лиса» (братья Гримм).
Пословицы для обсуждения: 1) лиса живет хитростью, а заяц прыткостью; 2)лиса может потерять зубы, но не аппетит; 3)каждая лиса о своем хвосте заботится.
Загадки :
- Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама – хитрища. (Лиса)
- Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет – белого найдет. (Заяц и лиса)
- Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку,
Стоячие уши и хищные зубы,
Из меха пушистого рыжая шуба,
Полевки лесные – объект ее пищи
Плоды, насекомых в лесу она ищет,
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки? (Лисица)
- Рыжая шубка
По лесу плутает,
Хвостом след заметает. (Лиса)
Ребятам предлагалось нарисовать цветными карандашами, акварельными красками, гуашью лисицу, гуляющую в лесу.
В четверг дети посмотрели отрывок про кота Базилио и лису Алису из мультфильма «Приключения Буратино» (по произведению А. Н. Толстого «Золотой ключик») и мультфильм «Буренка из Масленкино». После просмотра проводилось обсуждение увиденного, основной дискуссионный вопрос : «Как ведет себя лиса в мультфильмах и почему она так поступает?».
После обсуждения прослушали песенки о лисе «Какое небо голубое» (м/ф «Приключения Буратино») и «Песню лисы» (м/ф «Буренка из Масленкино), все желающие, знающие слова песен подпевали.
В пятницу каждый ребенок принес из дома рассказ о бережном отношении к животным, написанный печатными буквами вместе с родителями. Каждый ребенок кратко пересказал содержание своего рассказа. На занятии дети выражали свое мнение по теме : «Почему каждому человеку нужно быть другом природы?».
Пример рассказа Гончаровой Инны:
На занятиях по психологии в течение недели ребята обогащали свой кругозор знаниями о живой природе, тренировали память и развивали речь, учились распознавать характерные для животных и птиц ( лиса, заяц, ворона) черты, находить общее в действиях живых существ и поведении человека. А самое главное, они стали понимать, что у всего живого есть душа, требующая любви и бережного отношения.
Душа живет энергией любви.
Душа умрет, когда любви не станет,
Не будет жизни и тепла в крови,
И тело быстро, как цветок, завянет.
Мы слепо в жизни наугад бредем,
От жизни равнодушные и злые,
И в свой черед отсюда мы уйдем,
И вместо нас сюда придут другие…
Но не кончается цепочка зла,
Друг друга обижаем мы напрасно
И в злобе, мы не видим, что Земля
В своем природном образе прекрасна!
О Человек! Сними с глаз пелену,
Чтоб солнце, словно в детстве, засияло,
Приветствуй радостно и осень, и весну –
Ведь дней твоих на свете очень мало!......
(В. Николаева «Обращение к душам людей Земли).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....