Конспект занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гончарова Лариса Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx983.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема занятия: «Развитие логического  мышления у детей  старшего дошкольного возраста».

Цель : содействовать развитию логического мышления у детей  5, 5 - 6 лет и формированию знаний о школе в процессе выполнения заданий.

Задачи:

  1. формирование групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения детей друг к другу;
  2. развитие произвольности поведения и выполнения умственных действий на сравнение, умозаключение, установление закономерности;
  3. знакомство детей со школьными правилами;
  4. тренировка мелкой моторики;
  5. закрепление пространственных представлений: правый-левый верхний угол, середина.

Форма организации занятия:  групповая.

Оборудование: колокольчик, простые карандаши, картинка с изображением 2 треугольников, счетные палочки – по 5 штук на каждый стол (примерно 60 – 65 шт.), раздаточный материал: картинки на сравнение, умозаключение и нахождение закономерности; музыкальная запись  на флэш-карте  песенки «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»); Диплом для награждения.

Ожидаемые результаты:

  1. сформировать положительный эмоциональный настрой у детей для выполнения различных заданий в ходе занятия;
  2. продолжить  развитие произвольности поведения и умственных операций при выполнении заданий;
  3. познакомить детей с первоначальными знаниями о школе и школьными правилами;
  4. развивать  и закреплять операции  логического мышления: умение сравнивать,  навык умозаключения и навык нахождения закономерности;
  5. тренировать мелкую моторику.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог-психолог обращается к собравшимся педагогам со словами Леонида Абрамовича  Венгера, который говорил: «Быть готовым к школе -  не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

   Сейчас пройдет занятие, нацеленное на развитие  предпосылок логического мышления, которое будет необходимо каждому ребенку не только в школе, но и в обыденной жизни.

(тихо звучит отрывок из песни «Что такое доброта?», дети входят в группу, становятся в круг).

Здравствуйте ребята,  сегодня пятница и как обычно мы встречаемся с вами на занятии по психологии.  К нам  на занятие  пришли знакомые вам воспитатели и заведующая  детского сада, они посмотрят как занимаются будущие  первоклассники.  И начнем мы наше занятия с приветствия: положим свою ладошку на ладошку соседа  и поприветствуем соседа справа  добрым, ласковым именем, сказав: «Здравствуй, Сонечка..).

Итак, мы поприветствовали друг друга.

У меня в руках звонок, начинается урок,

Мы за столики все  сядем, баловство свое оставим!

(дети рассаживаются по своим местам).

     Ребята, давайте вспомним, зачем человеку глаза? (чтобы смотреть и видеть), зачем ушки? (чтобы слушать и слышать о чем говорят), а зачем голова? (чтобы думать, правильно выполнять задания), а язык ? (отвечать, говорить). Молодцы! И я вас очень-очень прошу, чтобы глазки, ушки, голова и язычок поработали на занятии.

Вначале занятия, разминка.  Я начну  предложение, а  кому-то из вас его придется закончить, придумать окончание:

- сейчас вы в детском саду, а через год будете в…. (школе);

- сейчас вас называют детьми, а в школе вас  будут называть… (учениками);

- в детском саду – воспитатели, а в школе - ….. (учителя);

- в детском саду – группы, а в школе - …… (классы);

- в детском саду – столы, а в школе - ….(парты);

- в детском саду – занятия, а в школе будут -…  (уроки);

- детским садом руководит заведующий, а   школой руководит - ..(директор);

- в детском саду вы играете, а что будете делать в школе..(читать, считать и писать).

На столиках, посередине, лежит книга с заданиями. Посмотрите, что нарисовано на обложке книги, какое природное явление изображено? (Ответ детей: идет снег, снегопад). Как вы думаете, когда на улице идет снег, это хорошо или плохо? (высказывания детей).  ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

C:\Users\SiN\Pictures\img060.jpg

Умники,  первое  задание мы выполнили, приступаем ко второму. Открываем книгу с заданиями, на первой странице  (номер страницы написан в нижнем правом уголке). Под буквой  А нарисованы: хлеб, батон, баранки, пакет муки  и 3 колоска пшеницы. Подумайте и скажите, что было сначала, а что потом и объясните свое решение (правильный ответ:  из колосков пшеницы получили муку, из муки испекли хлеб).    

Под буквой Б, на этой же странице, нарисована:  шерсть, 3 клубочка шерстяных ниток и шерстяные гольфы, что было сначала, а что потом? Объясните свой выбор (ответ: из шерсти сплели нитки, из ниток связали гольфы).   ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2.C:\Users\SiN\Pictures\img061.jpg

Переверните страницу. На второй странице (номер страницы указан в нижнем левом уголке), под буквой В  нарисованы:  деревянный забор,  2 доски, дерево. Что было сначала, а что потом, объясните свой выбор. (ответ: дерево спилили, обработали его, получились доски, из  них сделали деревянный забор).

Под  буквой Г - нарисованы: бутыль подсолнечного масла, семечки подсолнуха, подсолнух. Что было сначала, а что потом? Подумайте и ответьте (ответ:  из подсолнуха намолотили семечки, из них  получили масло).    ПРИЛОЖЕНИЕ  № 3.

C:\Users\SiN\Pictures\img062.jpg

Второе  задание выполнено и я предлагаю вам отдохнуть. Вы, наверное, знаете, в школе есть урок и перемена.  На переменке  ученики  разговаривают, кушают, ходят в  туалет, а на уроке  тихо-тихо сидят, не разговаривают друг с другом, слушают учительницу и выполняют то, что она скажет.  Давайте встанем и поиграем. Встали у стола. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, если нельзя – потопаете ножками. Итак, внимание: слушать учительницу (ладошки), разговаривать с соседом по парте (ножки), вставать и ходить по классу (ножки), писать в тетради буквы (ладошки), рисовать в книжке  машинки (ножки), есть пирожки и конфеты (ножки), отвечать на вопросы учительницы (ладошки). Молодцы, вы очень хорошо знаете правила поведения на уроке.

А теперь, мы за столики присядем, баловство свое оставим и продолжим выполнять задания.

   Посмотрите, на доске и в книге с заданиями, на третьей странице,  нарисованы   фигуры.  Как они называются,  и сколько их здесь?  (верный ответ: треугольники, их  5). У  вас на столе 5 палочек, я предлагаю поработать в парах, вместе вам нужно из 5 палочек сложить на столе 2 треугольника. Подумайте и сделайте (затем ребенок выходит к доске и показывает, как из 5 палочек сделать 2 треугольника). ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

C:\Users\SiN\Pictures\img063.jpg

   Возвращаемся к книге с заданиями. Находим 4 страницу (номер страницы написан в нижнем правом уголке) Под  буквой А  нарисованы:  стол, скатерть, пол. А рядом в маленьких квадратах: ваза, стул и ковер.  Что из  этих предметов подходит  для пола также, как  скатерть  подходит  столу?  (Ответ: Ковер). Почему?

Под буквой Б нарисованы: кирпичный  дом, кирпичи, деревянная избушка. А рядом в маленьких квадратах: деревянный забор, деревянная скамейка и деревянные бревна. Что из этих предметов подходит деревянной избушке также, как кирпичи – кирпичному дому? (ответ: бревна).

Под буквой В нарисованы: белка, орешки, заяц. А рядом в маленьких квадратах: клетка, морковь и капуста, елки. Что из этих рисунков подходит зайцу также, как орешки подходят белке и почему? (ответ: морковь и капуста).  ПРИЛОЖЕНИЕ  №  5C:\Users\SiN\Pictures\img064.jpg

Переверните лист с заданиями   на 5 страницу (номер страницы указан в нижнем левом уголке).  Здесь нужно сравнить пары предметов друг с другом.

Под буквой А нарисованы – заяц и  кот, сравним их друг с другом, чем они похожи и чем отличаются? (высказывания детей).

Под буквой Б изображены:  самолет и птица, сравним их, чем они похожи и чем отличаются? (высказывания детей).

Под буквой В – стол и стул, что общего между ними и чем они отличаются? (высказывания детей). ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

C:\Users\SiN\Pictures\img065.jpg

Правильно ребята.  Задания по книге мы выполнили. Закройте ее и отложите на край стола.  Нам предстоит выполнить  последнее задание. Но,  вы наверное устали?

Ну, тогда, все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Наклонились, повертелись,

И за столики уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем: 1, 2, 3, 4, 5 –

Глазки открываем, быстро-быстро поморгаем,

И работу продолжаем.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №  7

C:\Users\SiN\Pictures\img066.jpg

Каждый из вас берет вот такой лист с заданием (показать образец). На листе 6  таблиц  (показать), в каждой  таблице –  3  строки и 3 столбика. В каждой таблице  что-то нарисовано: в первой (дети хором отвечают: кружочки);  во второй – треугольник, квадрат и круг; в третьей: черные квадраты – маленький, большой и средний; в четвертой – цветочки; в пятой – буквы: О, И, А; в шестой таблице – мячи. В каждой таблице есть пустая клеточка, в которой не хватает  фигуры, рисунка.   Сейчас каждому из вас нужно нарисовать в пустой клетке  пропущенную фигуру. Задание в первой таблице мы выполним вместе: смотрим и думаем: здесь нарисованы – 1 кружок, 2 кружка,  3 кружка, во второй строке – 3 кружка, 1 кружок, 2 кружка; в третьей строке – 2 кружка, пустая клетка, 1 кружок. Подумайте и  скажите – сколько кругов  надо нарисовать в пустой клетке? (дети хором  отвечают: 3).

Во второй таблице: фигуры – треугольник, квадрат, круг. Нарисуйте самостоятельно, молча недостающую фигуру.

В третьей таблице: маленький квадрат, большой квадрат, средний квадрат. Нарисуйте  пропущенный квадрат в пустой клеточке.

В четвертой таблице: цветок с 4-мя лепестками, цветок с 3-мя лепестками, цветок с 5-ью лепестками. Подумайте и нарисуйте в пустой клетке пропущенный  цветок.

В пятой таблице в клеточках написаны буквы: О, И, А. Нарисуйте пропущенную букву в пустой клетке.

И последнее, шестое задание. Нарисуйте пропущенный мяч в пустой клеточке.

(Проверка правильности выполнения заданий детьми). Подпишите свой листочек. Напечатайте свое имя в правом верхнем углу листа. Те, кто не умеет печатать свое имя, поднимите руку, я подойду и подпишу ваш лист с выполненным заданием.

Молодцы, вы сегодня потрудились на славу и я вам с гордостью вручаю Диплом.

   Ребята, наше занятие подходит к концу, но мы совсем забыли про гостей. Гостям принято дарить подарки, нашим подарком присутствующим  педагогам  будет вот этот цветок  пожеланий (вывешен на доске). Вам нужно подумать и сказать присутствующим  добрые слова и  пожелания.  Просьба, не повторяться.  Итак, что же мы  пожелаем гостям? (Дети делают пожелания присутствующим, если затрудняются – показать пример).  

Спасибо,  наши дорогие ребята.

Вот опять звенит звонок,
И кончается урок,

Все мы славно потрудились.

И чему-то научились.

До свидания, ребята! До следующего занятия!

Литература:

1.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Логика. Школа для дошколят 6 – 7 лет. – М. 2014г. С.  14, 35, 51,  68.

2. Логика: задания на развитие логического мышления для детей 5-6 лет.  Раздаточный материал из серии «Папка дошкольника».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...