« Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста».
статья (средняя группа) на тему
« Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель МДОАУ № 1 «Звездочка» Талаева Светлана Александровна
На сегодняшний день актуальность темы заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:
· Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;
· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
· Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
Из всех приёмов обучения рассказывания я выбрала этот метод. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания
Предварительная работа:
• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
• обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;
• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
• выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Этапы работы со схемой - моделью:
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
• учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;
• самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.
Сказка теремок.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:
3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка?»
Преимущество мнемотаблицы:
• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Результаты:
у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировать словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
К.Д.Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezentatsii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
« Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель МДОАУ № 1 «Звездочка» Талаева Светлана Александровна
На сегодняшний день актуальность темы заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:
- Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
Из всех приёмов обучения рассказывания я выбрала этот метод. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания
Предварительная работа:
- подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
- обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;
- подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
- выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Этапы работы со схемой - моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
- учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;
- самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.
Сказка теремок.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:
3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка?»
Преимущество мнемотаблицы:
- Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
- У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Результаты:
у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировать словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
К.Д.Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...
Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...
Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...