Статья на тему: "Проектная деятельность в ДОУ"
статья ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Что такое проект?
В переводе на русский это слово означает – «брошенный вперед».
Проект это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом.
Зачем педагогу нужно уметь составлять проект?
Модернизация и реформирование всей образовательной системы требуют от нас повышения качества образования, что, наряду с другими составляющими включает повышение качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов. Именно эти свойства и определяются аттестационной комиссией при установлении квалификации педагога и его педагогической деятельности.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.
От педагога требуется осознанное и целенаправленное воздействие на ребенка, что невозможно без умения ставить перед собой педагогические цели, определять средства и ресурсы, этапы их достижения, умело использовать диагностику при соотнесении полученных результатов с использованными методами, делать выводы об эффективности этих методов, умения и желания постоянно находиться в поиске новых, еще более эффективных форм работы, другими словами, без освоения технологии проектирования.
Из чего состоит проект?
Проект состоит из:
1. Описания
2. Диагностики
3.Пакета документов, обеспечивающих реализацию проекта
В описание проекта входит:
- тема;
- проблема;
- гипотеза;
- идея;
- тип проекта;
- сроки исполнения проекта (краткосрочный – до 1 дня, среднесрочный – от 2 дней до нескольких месяцев, долгосрочный – год и более);
- масштаб проекта (внутри учреждения, коллектива, в масштабах города, края, личный, коллективный, групповой, с родителями, в группе с детьми, в саду и т.д., кто является участником проекта);
- этапы реализации проекта;
- виды деятельности (методы и приемы);
- социальные связи;
- ресурсы;
- предполагаемый результат.
Диагностика:
Любой проект должен начинаться с диагностики и ею же заканчиваться, чтобы можно было определить, насколько эффективной оказалась вся проделанная работа.
Диагностика бывает:
- первоначальной (для установления проблемы или при определении уровня развития до начала проектной деятельности);
- промежуточной (если проект среднесрочный или долгосрочный), которая проводится для установления и корректировки используемых методов работы;
- заключительной (если проект завершен), которая проводится для определения эффективности проекта.
После проведения диагностики на всех этапах проводится сравнительный анализ ее результатов, на основании которого делаются выводы.
Далее оформляется приложение к проекту, в которое входит полное теоретическое обеспечение проекта. Это могут быть конспекты, разработки, перспективные планы, анкеты, результаты анкетирования (если проект завершен) и т.д.
Оформление проекта может отражать его содержание. Например, проект, оформленный в виде дерева, где корни отражают первоначальную диагностику, ствол – проблему, ветви – этапы реализации проекта, листья – задачи и т.д.
Или проект, оформленный в виде здания, где фундамент отражает первоначальную диагностику и проблему, этажи – этапы реализации проекта, окна – задачи, крыша – предполагаемый результат и т.д.
Главное, чтобы в этом проявлялось творчество создателей проекта.
Любой проект предполагает завершение работы в форме презентации.
Как будет проходить презентация решает группа создателей проекта. Они определяют форму защиты, представления проекта (групповая, индивидуальная, комбинированная, агитационная, плакатная, лекционная и т.д.)
Проект оценивается следующими критериями:
- актуальность и значимость;
- реалистичность;
- рентабельность (экономичность, требует ли больших затрат);
-эффективность (определяется при анализе диагностических данных);
- воспроизводимость (можно ли использовать в других коллективах, детских садах);
- оригинальность;
Типы проектов:
(типология проектов определяется по доминирующему виду деятельности)
Исследовательские проекты:
Такие проекты требуют:
- хорошо продуманной структуры
- обозначенных целей
– актуальности предмета исследований
– социальной значимости
- соответствующих методов, в т.ч. и экспериментальных и опытных работ
– методов обработки результатов
Эти проекты по структуре совпадают с научными исследованиями, предполагают аргументацию актуальности взятой исследовательской темы, формулирование проблемы исследования, его предмета, объекта, определение задач и методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку опытных и экспериментальных путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие проекты:
Они не имеют детально проработанной структуры, которая только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, интересам участников проекта. В этом случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция и т.д.) однако, оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Ролевые, игровые проекты:
В таких проектах структура тоже намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации
Ознакомительно-ориентировочные проекты:
этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Структура такого проекта:
-цель проекта;
-актуальность;
-источники информации (литературные, СМИ, базы данных, интервью, анкетирование, в т.ч. и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и др.)
-обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
-результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);
-презентация (обсуждение, конференция и т.д.)
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты: эти проекты отличает
Четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценке проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Проектная деятельность в детском саду"
Уникальным способом при воспитательно-образовательном процессе является метод проектирования....
Статья на тему: "Проектная деятельность в рамках ДОУ"
План проекта «Неделя добрых дел» В нашей группе Проект – это рядовое, а не экстраординарное мероприятие. Хотелось бы свою речь начать, в первую очередь, с определения Проекта. И...
статья на тему: "Проектная деятельность как современная образовательная технология"
В современной дошкольной образовательной практике актуальными становятся образовательные технологии, воплощающие в себе идеи гуманизации образования, проблемного и развивающего обучения, педагогики со...
Статья на тему: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исслед...
Статья на тему: « Проектная деятельность, это настоящее и будущее в воспитании и обучении »
Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому важно правильно организовать обучение в ДОУ. П...
Статья на тему : «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому напр...
Статья на тему Проектная деятельность как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром
Наиболее эффективной системой экологического образования в ДОУ, основанную на интегрированном подходе, интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деяте...