Конспект НОД с применением технологии "Ситуация"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД с применением технологии "Ситуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimenko_t.i.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

Курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования

Индивидуальный проект

Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе по теме

 «Подарок для медвежонка»

Автор: Т.И. Трофименко, старший воспитатель МАДОУ № 31

ст.Ленинградская

2015

Тема: «Подарок для медвежонка»

Образовательные задачи:

  • формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда;
  • расширять представления детей о жизни пчел;
  • развивать речь, логическое мышление, произвольную память;
  • воспитывать положительное отношение к профессии пчеловода; коммуникативные способности детей;
  • развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы специалисту.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

иллюстрации животных (заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова, пчела, медвежонок); лист-образец с изображением банок мёда, рядом этикеток, рядом соцветий растений, изображение ульев и гнезда пчел на дереве.

Раздаточный материал:

для каждого воспитанника: изображения банок с мёдом разного вида, этикетки,

для группы (групп воспитанников) блюдца с мёдом разного вида, гречневая крупа, соцветия липы, полевые цветы, семечки (нежареные), изображения горшочков с мёдом, корзина

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель

формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда

Новое знание

существует  разные виды мёда

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Знания  о пчеле как о животном  насекомом, об особенностях внешнего вида пчел, о полезном для человека продукте жизнедеятельности пчел – мёде и его свойствах. Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобетания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Причина затруднения

Не знаем, как (по каким признакам) определить разновидности видов мёда

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

Узнать, как определить разновидности мёда

Ход методической ситуации

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Дети собираются около воспитателя.

  • Любите ли вы ходить в гости?
  • Почему вам это нравится?
  • К кому вы ходите в гости?

Воспитатель рассказывает, что детей пригласил в гости медвежонок.

  • Ходят ли в гости с пустыми руками?
  • А чем мы можем порадовать медвежонка?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что порадовать медвежонка лучше всего мёдом, потому что мишки-сладкоежки.

  • Наш медвежонок любит майский мёд. Где можно взять мёд?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что мёд лучше всего взять на пасеке у доброй госпожи Пчёлки.

- Хотите сходить на пасеку к госпоже Пчёлке и купить у неё в подарок для нашего медвежонка – майский мёд?

- Сможете?

  1. Актуализация знаний

Игра «Расскажи обо мне»

Дидактические задачи:

Знания  о пчеле как о животном  насекомом, об особенностях внешнего вида пчел.

Дети подходят к магнитной доске, на которой расположены животные: заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова.

- Ребята, на полянке нас встречают животные, попробуйте их разделить на три группы. Как называются животные первой (второй, третьей) групп. (звери, птицы, насекомые).

- А была ли среди животных госпожа Пчела? По каким признакам из всех животных мы узнаём пчелу? (по цвету и форме брюшка)

Посмотрите, она вышла нас встречать.

- К какому классу относится животное пчела? (пчела – это насекомое)

- Почему? (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).

Дидактическая игра «Подскажи тропинку»

Дидактические задачи:

Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобитания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

- Пчёлка просит нас с вами провести её к своему дому – на пасеку, а перед нами две тропинки: одна тропинка ведет направо к ульям, а другая – налево - к деревьям с пчелиными гнездами. Как узнать, куда нам идти? (дети отвечают, что идти надо направо, так как ульи – домики домашних пчел, а пасека – место, где расположены ульи. Деревья с пчелиными гнездами – дома для диких пчел, эти дома находятся в лесу)

Физкультминутка.

Цель: организовать активный отдых детей.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг.)

 И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

 От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками.)

 Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу.)

 Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

 За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)

 Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет.)

 И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

 В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами.)

 Скоро ведь зима придет.

(Поеживание.)

 Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой.)

 Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты.)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая игра  «Наклей этикетку»

Дидактические задачи:

 формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

 тренировать мыслительные операции: развивать мышление, речь

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что госпожа Пчела предлагает нам несколько банок мёда, а этикетки от банок потерялись.

- Пчелка просит нас помочь ей наклеить этикетки на банки.

Воспитатель предлагает детям наклеить этикетки на банки с мёдом

Дети садятся за столы. Перед каждым из них лежат изображения банок с медом различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого и этикетки с изображением гречихи,  липы, полевых цветов, подсолнечника.

 Хотите помочь госпоже Пчеле?

 Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить этикетки возле банок. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.

В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

 Пчелка сомневается, ей кажется, что у нее этикетки были расположены по-другому.

 Фиксация затруднения

 Смогли мы помочь госпоже Пчёлке наклеить этикетки на банки с мёдом? 

Причина затруднения

 Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, по каким признакам различать виды мёда). 

Цель деятельности по преодолению затруднения

 Значит, что нам надо узнать? (Узнать, как определить разновидности мёда).

- Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии)

  1. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

 формировать представление детей о том, что существуют разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

 совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);

 тренировать умение проверки по образцу.

Ситуация «Консультация пчеловода»

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает»   проконсультироваться со специалистом, и уточняет, что человек, чьей профессией является разведение пчел, называется пчеловодом или пасечником.

Дети вместе с воспитателем «набирают номер пчеловода» и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

 Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно отличить один вид мёда от другого?

  Пчеловод рассказывает, что разновидности мёда зависят от того места, где пчелы собирали сладкий нектар: цветы липы дают пчелам липовый мёд, называемый ещё майским, цветы полевые – цветочный, цветы гречихи – гречишный, цветы подсолнечника дают пчелам нектар для создания подсолнечниковый. Виды мёда отличаются друг от друга цветом, запахом, густотой.

Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Липовый мед (майский, обычно самый первый мед) – светло-желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы, круглый год жидкий, можно свободно перелить из банки в банку.

Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

 Цветочный пахнет полевыми цветами, летом – он очень светлый, почти белый, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара).

Пчеловод говорит о том, что вышлет правильный вариант расположения этикеток по электронной почте.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра  «Наклей этикетку» (продолжение)

Дидактические задачи: развивать внимание, речь, закрепить умение определять разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

Воспитатель предлагает воспитанникам настоящий мед в блюдцах, гречневую крупу, цветки липы, полевые цветы, семечки.

Дети раскладывают банки возле блюдец с медом по цвету, затем по густоте определяют липовый мед (проверяют по запаху, цвету), а потом по запаху гречневой крупы, семечек и полевых цветов, густоте определяют разновидности меда, наклеивают этикетки.

Пчеловод по электронной почте присылает правильное расположение этикеток на банках. Воспитатель на глазах воспитанников распечатывает и вешает на доску. Дети сверяют сою работу с образцом.

Банки отдают госпоже Пчеле, которая ставит их на витрину.

Дидактическая игра «Оформители»

Дидактические задачи: закрепить умение определять разновидности мёда на примере липового мёда.

- Какой мёд нужен нам для подарка медвежонку? (Майский или липовый).

- Давайте оформим корзину с подарком для медвежонка. (детям предоставляются картинки с изображением горшочков с мёдом без этикеток, нужно выбрать подходящий горшочек (по цвету), наклеить этикетку и положить в корзину соцветия липы).

Приходят к медвежонку и дарят подарок: корзину с горшочком мёда.

  1. Осмысление

Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

 Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? (мы побывали на пасеке, помогли госпоже Пчелке наклеить этикетки на банки с мёдом, смогли оформить подарок для медвежонка, чтобы прийти к нему в гости)

 Какие новые знания и умения дали нам возможность подготовить подарок для медвежонка? (знания о том, по каким признакам определять разновидности мёда)

ПРИМЕЧАНИЕ

Этап «включение в систему знаний» можно продолжить и во второй половине дня. Можно поиграть с детьми в группе или во время прогулки в подвижные игры.

Подвижная игра «На полянке»

На ковре разбросаны небольшие жёлтые шарики по числу детей (нектар), на другой стороне группы расставлены «банки» различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого с этикетками с изображением гречихи,  липы, полевых цветов, подсолнечника.

Воспитатель предлагает детям превратиться в пчел, полетать на полянках, собрать нектар и принести его в банку, на которой этикетки той или иной разновидности мёда в зависимости от того, на какой полянке находятся пчёлки.

Воспитатель называет (показывает соцветие, крупу) растения, произрастающие на полянке.

У ребят может возникнуть коммуникативное затруднения, так как воспитатель не ставит задачей взять по одному шарику нектара. Воспитанники должны предложить возможности выхода из коммуникативного затруднения (поделиться друг с другом).

Этап «включение в систему знаний» можно дополнить (заменить) на составление памятки для госпожи Пчелки, в которой воспитанники занесут в таблицу способы распознания разновидностей мёда: по запаху, цвету, густоте. А затем проверить по образцу, присланному пчеловодом по электронной почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Урок России" - конспект занятия с применением оздоровительных методик, НОД образовательная область "МУЗЫКА"

конспект занятия образовательной области "МУЗЫКА" с применением оздоровительной методики...

Конспект занятия с применением методов светопесочной терапии в работе со старшими дошкольниками

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства и успешный перехо...

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

конспект занятия с применением ИКТ " Правила поведения и безопасность движения"

закрепление знаний детей о правилах поведения пешеходов...

конспект занятия с применением ИКТ «Разные виды транспорта»

Формировать представление детей о разных видах транспорта, его назначении; совершенствовать зрительное и слуховое восприятие и  внимание, лексический запас по теме; развивать мышление, логику, со...

конспект занятия с применением ИКТ " Дорожные знаки"

Закрепить представление детей о дорожных знаках, развивать умение узнавать их в окружающей обстановке; пополнять лексический запас, речевую активность детей; развивать навык правильного поведения при ...

конспект занятия с применением ИКТ «Звук и буква О»

Учить составлять предложения из 2, 3 слов, называть первое и второе слово, учить называть слова с заданным звуком; делить слова на слоги; определять место  звука в словах....