Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа) по теме

"Комплекс мероприятий по формированию  экологических представлений  о Солнце как источнике тепла и света у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс мероприятий по формированию  экологических представлений  о Солнце как источнике тепла и света у детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с Солнце как источнике тепла и света предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, (тематика: «Солнце и я», «Солнце – большая звезда»,  «Солнце и планеты») различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка. Представления о Солнце интегрируются с различными образовательными областями: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Музыка». Кроме того, экологические знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.). 

С педагогами детского сада провели ряд семинаров, экскурсий.  Со временем, в помещении детского сада, силами сотрудников и родителей создали экологическую комнату, центральное место в которой занимает модель солнечной системы. В библиотеке методического кабинета был оформлен отдел, в котором собрана литература по ознакомлению детей с небесными светилами. Дети старшей и подготовительной групп пополняют экологическую комнату своими работами.

В экологической комнате мы проводили интересные занятия, беседы о строении солнечной системы, центральное место в которых отводилось формированию, расширению у детей представлений о Солнце, как основном источнике жизни на Земле.

В основу педагогического процесса положены принципы концентричности и последовательности в освоении программного материала, и мы хотим проиллюстрировать изложение своей педагогической идеи.

I этап работы предполагал проведение ряда ознакомительных занятий, на которых мы старались создавать особый эмоциональный настрой, способствующий формированию интереса к Солнцу, как звезде и планетам Солнечной системы.

 Задачами обучения на этом этапе мы также ставили:

- разучивать и исполнять  песенки о солнышке с игровым содержанием;

- знакомить со строением Солнечной системы.

Для достижения этих целей мы использовали различные средства, методы и приемы. Большое внимание при этом уделялось созданию в группе развивающей среды: пополнились картотеки познавательных игр о космосе.

Дидактические игры: «Космическое лото», «Что сначала, что потом.. », игры-драматизации, занятия, посвященные ознакомлению с небесными светилами  проводились  в игровой форме, в форме путешествия.

В изобразительной деятельности дети рисовали солнышко нетрадиционными техниками – по мокрому листу, ладошками, монотипия и др. В рамках занятий чтения художественной литературы знакомились и обсуждали с детьми  сказки («У солнышка в гостя» «Краденое солнце»), стихи (Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает), считалки, поговорки, припевки, загадки. Особое внимание мы уделяли организации драматизаций по мотивам народных сказок, одной из ведущих ролей в которых принадлежала солнышку. При этом, дети не только узнали много интересного, нового, но и пополняли свой словарь. В своей работе мы широко использовали музыку, художественное слово, красочный иллюстративный материал.

Большое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста уделялось формированию элементарных историко-географических знаний детей: дети учились ориентироваться по карте звездного неба.

Для закрепления представления детей о Солнце и планетах использовались дидактические игры «Отгадай и назови»,  «Составь картину», «Космическое лото». Многие игры изготовлены собственноручно и с помощью родителей.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводились:

- познавательные беседы « Есть ли в Солнце витамины?» «Что у нас над головой?»

- изготовление альбома « Небесные светила»,

- рассматривание карты звездного неба

- посещение экологической комнаты, целевые прогулки.

Особое внимание мы старались уделять опытно-экспериментальной работе, в рамках которой дети   познают мир опытным путем. В ходе экспериментирования дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная деятельность дает  возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Рассмотрим проводимые нами опыты с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыт 1

«Влияние солнечного света на жизнь на Земле» 

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Вывод: солнсе обогревает Землю.

Опыт 2

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени» 

Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Опыт 3 

«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч» 

Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части: образуется цветовой спектр.

Опыт 4 

«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» 

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.

Также можно на участке измерить температуру воздуха на солнечной стороне и в тени.

Опыт 5 

«Влияние света на окраску растений» 

Материал: посаженные в стаканчики растения, крышки для стаканчиков.

Педагог вместе с детьми выращивают в стаканчиках с почвой любые растения- овёс, подсолнечник, пшеницу и т.п. Педагог обращает внимание детей на тот момент, когда проростки только-только появляются из почвы. Проростки бывают белыми и желтоватыми. Через некоторое время они зеленеют. Часть стаканчиков с растениями накрыть крышками и поставить в шкаф, остальные поставить на освещённое место (на окне). Через неделю дети сравнивают растения. Затем оставить растения, выращиваемые в тёмном месте, вместе с растениями на освещённом месте. Через некоторое время окраска восстановится. Данный опыт позволяет сделать 2 вывода: свет влияет на окраску растений и рост.

Опыт 6 

«Как реагируют растения на недостаток света» 

Любые растения, как комнатные так и выращиваемые специально, дети размещают в группе подальше от источника света. Через несколько дней они заметят, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. Далее развернуть растение на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре замечают, что растение выпрямляется и постепенно наклоняется в противоположную сторону. Данный опыт позволяет сделать выводы: растения могут двигаться и поворачиваться, растения могут определять направление света и тянуться к нему.

Таким образом, непосредственное участие детей  в опытно – экспериментальной работе, позволило дать представление о постоянном присутствии солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, растений и животных.

Не мало важным аспектом  в работе по формированию экологических представлений, бережному отношению к природе на основе ознакомления с солнцем, как источником тепла и света,  проводилась  в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др.

Анализируя систему нашей работы по ознакомлению дошкольников с Солнцем, как источником тепла и света, мы сделали следующие выводы: у большинства детей старшего дошкольного возраста сформированы элементарные представления о Солнце, как большой раскаленной звезде; имеется устойчивый интерес к небесным светилам и элементарные научные представления о природе родного края, умение видеть ее красоту и неповторимость, стремление участвовать в ее сохранении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...