Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа) по теме
"Комплекс мероприятий по формированию экологических представлений о Солнце как источнике тепла и света у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс мероприятий по формированию экологических представлений о Солнце как источнике тепла и света у детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с Солнце как источнике тепла и света предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, (тематика: «Солнце и я», «Солнце – большая звезда», «Солнце и планеты») различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка. Представления о Солнце интегрируются с различными образовательными областями: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыка». Кроме того, экологические знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.).
С педагогами детского сада провели ряд семинаров, экскурсий. Со временем, в помещении детского сада, силами сотрудников и родителей создали экологическую комнату, центральное место в которой занимает модель солнечной системы. В библиотеке методического кабинета был оформлен отдел, в котором собрана литература по ознакомлению детей с небесными светилами. Дети старшей и подготовительной групп пополняют экологическую комнату своими работами.
В экологической комнате мы проводили интересные занятия, беседы о строении солнечной системы, центральное место в которых отводилось формированию, расширению у детей представлений о Солнце, как основном источнике жизни на Земле.
В основу педагогического процесса положены принципы концентричности и последовательности в освоении программного материала, и мы хотим проиллюстрировать изложение своей педагогической идеи.
I этап работы предполагал проведение ряда ознакомительных занятий, на которых мы старались создавать особый эмоциональный настрой, способствующий формированию интереса к Солнцу, как звезде и планетам Солнечной системы.
Задачами обучения на этом этапе мы также ставили:
- разучивать и исполнять песенки о солнышке с игровым содержанием;
- знакомить со строением Солнечной системы.
Для достижения этих целей мы использовали различные средства, методы и приемы. Большое внимание при этом уделялось созданию в группе развивающей среды: пополнились картотеки познавательных игр о космосе.
Дидактические игры: «Космическое лото», «Что сначала, что потом.. », игры-драматизации, занятия, посвященные ознакомлению с небесными светилами проводились в игровой форме, в форме путешествия.
В изобразительной деятельности дети рисовали солнышко нетрадиционными техниками – по мокрому листу, ладошками, монотипия и др. В рамках занятий чтения художественной литературы знакомились и обсуждали с детьми сказки («У солнышка в гостя» «Краденое солнце»), стихи (Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает), считалки, поговорки, припевки, загадки. Особое внимание мы уделяли организации драматизаций по мотивам народных сказок, одной из ведущих ролей в которых принадлежала солнышку. При этом, дети не только узнали много интересного, нового, но и пополняли свой словарь. В своей работе мы широко использовали музыку, художественное слово, красочный иллюстративный материал.
Большое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста уделялось формированию элементарных историко-географических знаний детей: дети учились ориентироваться по карте звездного неба.
Для закрепления представления детей о Солнце и планетах использовались дидактические игры «Отгадай и назови», «Составь картину», «Космическое лото». Многие игры изготовлены собственноручно и с помощью родителей.
В совместной деятельности воспитателя и детей проводились:
- познавательные беседы « Есть ли в Солнце витамины?» «Что у нас над головой?»
- изготовление альбома « Небесные светила»,
- рассматривание карты звездного неба
- посещение экологической комнаты, целевые прогулки.
Особое внимание мы старались уделять опытно-экспериментальной работе, в рамках которой дети познают мир опытным путем. В ходе экспериментирования дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная деятельность дает возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Рассмотрим проводимые нами опыты с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыт 1
«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»
Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Вывод: солнсе обогревает Землю.
Опыт 2
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Опыт 3
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части: образуется цветовой спектр.
Опыт 4
«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»
Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.
Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.
Также можно на участке измерить температуру воздуха на солнечной стороне и в тени.
Опыт 5
«Влияние света на окраску растений»
Материал: посаженные в стаканчики растения, крышки для стаканчиков.
Педагог вместе с детьми выращивают в стаканчиках с почвой любые растения- овёс, подсолнечник, пшеницу и т.п. Педагог обращает внимание детей на тот момент, когда проростки только-только появляются из почвы. Проростки бывают белыми и желтоватыми. Через некоторое время они зеленеют. Часть стаканчиков с растениями накрыть крышками и поставить в шкаф, остальные поставить на освещённое место (на окне). Через неделю дети сравнивают растения. Затем оставить растения, выращиваемые в тёмном месте, вместе с растениями на освещённом месте. Через некоторое время окраска восстановится. Данный опыт позволяет сделать 2 вывода: свет влияет на окраску растений и рост.
Опыт 6
«Как реагируют растения на недостаток света»
Любые растения, как комнатные так и выращиваемые специально, дети размещают в группе подальше от источника света. Через несколько дней они заметят, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. Далее развернуть растение на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре замечают, что растение выпрямляется и постепенно наклоняется в противоположную сторону. Данный опыт позволяет сделать выводы: растения могут двигаться и поворачиваться, растения могут определять направление света и тянуться к нему.
Таким образом, непосредственное участие детей в опытно – экспериментальной работе, позволило дать представление о постоянном присутствии солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, растений и животных.
Не мало важным аспектом в работе по формированию экологических представлений, бережному отношению к природе на основе ознакомления с солнцем, как источником тепла и света, проводилась в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др.
Анализируя систему нашей работы по ознакомлению дошкольников с Солнцем, как источником тепла и света, мы сделали следующие выводы: у большинства детей старшего дошкольного возраста сформированы элементарные представления о Солнце, как большой раскаленной звезде; имеется устойчивый интерес к небесным светилам и элементарные научные представления о природе родного края, умение видеть ее красоту и неповторимость, стремление участвовать в ее сохранении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....