Программа "Пластилиновое чудо"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Пластилиновое чудо»
Воспитатель: Ахметзянова М.М.
г.Нижнекамск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.
Программа «Пластилиновое чудо» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н.Давыдовой.
Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Основой программы «Пластилиновое чудо» является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественно - эстетической направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которого является рисование картин пластилином, пластилинография.
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
Содержание рабочей программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.
Практическая значимость: занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.
Основные приемы лепки пластилином:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Цель программы:
- развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
- формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи:
I год обучения (3-4 года)
Обучающие:
- Учить создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы.
- Формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира.
- Формировать умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
Развивающие:
- Развивать у детей умение видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
- Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
II год обучения (4-5 лет)
Обучающие:
- Учить создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, предавая пропорции и взаимное размещение деталей.
- Совершенствовать изобразительные умения. Формировать умение передавать несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей.
Развивающие:
- Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
- Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
III год обучения (5-6 лет)
Обучающие:
- Формировать умение грамотно отбирать содержание для пластилинографии.
- Совершенствовать изобразительные умения.
- Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.
- Формировать умение отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе.
- Формировать умение создавать многофигурные композиции.
Развивающие:
- Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
- Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к произведениям искусства.
Ожидаемые результаты:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему в
продуктивной деятельности;
- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- у ребенка развиты сенсорные эталоны;
- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
- ребенок способен принимать задачу;
- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Условия реализации программы:
- Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.
- Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
- Наглядность обучения.
- Наличие инструментов и материалов для работы.
- Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
- Мебель по росту детей.
Программа предназначена для детей от 3 до 6 лет и рассчитана на три года обучения. (Табл. №1)
Таблица 1
Возраст детей | Количество занятий | Количество часов | |||
в неделю | в год | в неделю | в месяц | в год | |
3 – 4 года | 1 | 32 | 15 мин | 1 | 8 |
4 – 5 лет | 1 | 32 | 20 мин | 1 | 10 |
5 – 6 лет | 1 | 32 | 50 мин | 3часа 20мин | 38 ч.40мин. |
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. Д.)
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Взаимодействие с родителями
№ | Тема встречи | Форма проведения встречи | Цель встречи | Время проведения |
1 | «Пластилиновое чудо» | Ознакомительная беседа | Представить родителям программу творческой мастерской «Фантазеры». | сентябрь |
2 | «Мир на кончиках пальцев» | Консультация для родителей | Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи детей. | декабрь |
3 | «Петушок, петушок золотой гребешок»
| Открытое занятие для родителей | Показать навыки и умения детей, способствовать совместному творчеству родителей и детей. | май |
Таблица оценки результативности работ детей.
Таблица 2.
Ф.И. ребёнка | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||||||||||
Раскаты- вание | Сплющи- вание | Размазы- вание | ||||||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |||
Критерий | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Творческая активность | Повышенный интерес, творческая активность | Ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Форма передана точно; разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет; выразительность изображения | Есть незначительные искажения, отступления от краски. | Форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция | По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно носит случайный характер. |
Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность | Выполняет задания самостоятельно, без помощи; самостоятельно выбирает тему, замысел; умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое до конца. | Требуется незначительная помощь. | Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Календарно – тематический план
(3-4 года)
Октябрь
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Овощи». | 1.Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине). 2.Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефный рисунок (точки, полоски). 3.Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
2. | «Фрукты». | 1.Расширять представления детей об фруктах (форме, цвете, величине). 2.Учить детей лепить плоскостные изображения фруктов (скатывание, расплющивание) дополнять отдельными элементами (черенок, листик). 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
3. | «Смородина».
| 1.Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине). 2.Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка. 3.Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
4. | «Мухомор».
| 1.Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые). 2.Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. 4.Развивать усидчивость в работе, желание выполнять работу до конца. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе. |
Ноябрь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Осенняя берёза». | 1.Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах). 2.Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе. |
2. | «Клоун». | 1.Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его. 2.Закреплять части тела человека. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
3. | «Одежда».
| 1.Продолжать учить детей лепить плоскостное изображение фигуры человека – девочка в длинной шубе по показу и словесной инструкции воспитателя. 2.Закреплять части тела человека, представления детей об одежде, названиях предметов одежды. 3. Продолжать развивать мелкую моторику, внимание, цветовосприятие. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
4. | «Солнце в тучах».
| 1.Расширять представления детей о погодных изменениях. 2.Продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 4.Развивать аккуратность в выполнении работы. |
Декабрь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Снежинка». | 1.Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка». 2.Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок. 3.Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. |
2. | «Мой домашний питомец». | 1.Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. 2.Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит), закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей. 3.Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). 4.Продолжать развивать аккуратность в работе. |
3. | «Дом».
| 1.Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, из каких частей состоит). 2.Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая полуобъёмное изображение, дополнять отдельными характерными элементами (окна, ставни, дверь). 3.Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить знакомые приёмы лепки. 4.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. 5.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
4. | «Ёлочка зелёная».
| 1.Расширять знания детей о праздниках и традициях. 2.Учить детей путём пластинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками. 3.Закреплять умение пользоваться стекой передавая игольчатую пушистость ёлочки. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Развивать аккуратность в выполнении работы. |
Январь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Зимние забавы». | 1.Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением. 2.Учить детей лепить снеговика используя технические приёмы пластинографии, соблюдать размеры снежных комочков. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой. |
2. | «Животные нашего леса. Лиса». | 1.Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. 2.Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). 4.Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. 5.Развивать мелкую моторику рук. |
3. | «Животные холодных стран. Белый медведь».
| 1.Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде. 2.Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). 4.Закреплять умение соединения частей в единое целое путём промазывания, сглаживания. |
4. | «Животные жарких стран. Жираф».
| 1.Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, показать выразительные возможности данной техники. 2.Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей. 3.Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнение. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
Февраль.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Зимующие птицы. Снегири». | 1.Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 3..Развивать практические навыки и умения детей при создании заданного образа посредством пластинографии. 4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. 5.Прививать любовь к птицам. |
2. | «Домашние животные. Кролики и крольчата». | 1.Познакомить детей с обитателем лесов средней полосы. 2.Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного в своей художественной творческой деятельности. 3.Закреплять умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого образа через более точную передачу частей тела, цвета. 4.Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе. |
3. | «Домашние птицы. Петушок – золотой гребешок».
| 1.Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками. 2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки. |
4. | «День защитников отечества. Танк». | 1.Расширять знания детей о государственных праздниках. 2.Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). 3.Учить передавать форму, характерные детали танка. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию. |
Март.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Весна. Душистая мимоза». | 1.Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. 2.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. 3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. 4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. 5.Прививать любовь к матери, желание сделать подарок к женскому дню. |
2. | «Рыба - кит». | 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды - китом. 2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималисткой. 3.Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии. 4.Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки. |
3. | «Слон». | 1.Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах. 2.Учить передавать строение животного и его характерные признаки (хобот, большие уши, т.д). 3.Закреплять умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей. 4.Прививать любовь к животным. |
4. | «Пароход».
| 1.Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении). 2.Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. 3.Закреплять умение сплющивать, сглаживать контуры соединений. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. |
Апрель.
Неделя | Тема занятия | Задачи | |
1. | «Перелётные птицы. Лебеди». | 1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии. 4.Прививать любовь и бережное отношение к птицам. | |
2. | «Насекомые. Божья коровка». | 1.Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания. 2.Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. 3.Закреплять умение красиво располагать чёрные точки по туловищу. 4.Развивать у детей эстетический вкус, цветовосприятие. 5.Воспитание осторожного и бережного отношения к насекомым. | |
3. | «Рыбы. Рыбки в аквариуме». | 1.Учить детей лепить плоскостное изображение рыбок используя при создании изображения разнообразные приёмы лепки усвоенные ранее. 2.Развивать образные представления, воображение, творчество, мелкую моторику. 3.Прививать любовь к рыбкам. | |
4. | «Жители морей. Осьминог».
| 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом. 2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималистикой. 3.Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии. 4.Продолжать развивать воображение, композиционные навыки. |
Май.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1. | «Подсолнух. | 1.Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении). 2.Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха. 3.Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 4.Поощрять инициативу и самостоятельность детей. |
2. | «Ландыши». | 1.Познакомить детей с весенним цветком – ландышем. 2.Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета). 3.Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к природе. |
3. | «Змейка».
| 1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, местах обитания, приспособленность к окружающей среде. 2.Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. 3.Закреплять умение украшать объект декоративным узором, используя имеющие навыки: скатывание, расплющивание 4.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, восприятие. |
4. | «Павлин».
| 1.Расширять представления детей об экзотических птицах тёплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения. 2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 3.Развивать чувство цвета, композиционные навыки. 4.Вызвать желание доставить хорошее настроение кружающим. |
Календарно – тематический план
(4-5 лет)
Октябрь
1. | «Вылепи игрушку» | Развивать мелкую моторику рук. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использование: отщипывание, раскатывание прикладывать к трафарету, прижимать. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
2. | «Вылепи игрушку» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Воспитывать самостоятельность. |
3. | «Кисть рябины» | Развивать у детей образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики. Воспитывать самостоятельность. |
4. | «Корзина с ягодами» | Формировать у детей обобщенное понятие о ягодах. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Ноябрь 1. | «Грибы – грибочки выросли в лесочке» | Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Воспитывать самостоятельность. |
2. | «Медведь» | Развивать цветовосприятие. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
3. | «Дикие животные» | Развивать цветовосприятие; мелкую моторику. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать самостоятельность. |
4. | «Птицы» | Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Декабрь 1. | «Снежинка» | Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Воспитывать самостоятельность. |
2. | «Новогодние шары» | Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3. | «Елка» | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Воспитывать самостоятельность. |
4. | «Зима в лесу» | Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года. |
Январь 1. | «Живые яблочки на веточках» | Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность. |
2. | «Клубочки для котенка» | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей сворачиванию длинной колбаски по спирали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Февраль 1. | «Три поросенка» | Развивать моторику пальцев рук. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
2. | «Цыпленок» | Развивать мелкую моторику рук. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3. | «Самолет летит» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. Воспитывать самостоятельность. |
4. | «Рыбка в аквариуме». | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи, учить работать с силуэтами (рыбок), убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Закрепить знания о строение тела рыбы. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. |
Март 1. | «Цветы для мамы» | Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Формировать композиционные навыки. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
2. | «Фиалки» | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3. | «Уточка с утятами» | Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
4. | «Укрась посуду» | Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
Апрель 1. | «Подснежники» | Развивать мелкую моторику рук; воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. |
2. | «Машины» | Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать желание доводить начатое до конца. |
3. | «Слон» | Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Жираф» | Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
Май 1. | «Божьи коровки на ромашке» | Формировать интерес к окружающему миру. Реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Воспитывать самостоятельность. |
2. | «Цветы в траве» | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова; обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. Воспитывать самостоятельность. |
3. | «Одуванчики» | Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. |
4. | «Бабочка» | Развивать мелкую моторику рук; способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; укреплять познавательный интерес к природе. Воспитывать самостоятельность. |
Календарно – тематический план
(5-6 лет)
Октябрь | ||
1. | "Грибы-грибочки выросли в лесочке" | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму |
2. | "Воздушные шары" | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. |
3. | "Бусы для Люси" | Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. |
4. | «Осенние деревья» | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разнофактурный материал.
|
Ноябрь | ||
1. | «Черепаха» | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. |
2. | «Улитка, улитка, высунь свои рожки» | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. |
3. | «Подарки осени» | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
4. | «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет). Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. |
Декабрь | ||
1. | Мышка -Норушка | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел. |
2. | «Уточка с утятами» | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка). Развивать чувство формы и композиции. |
3. | «Снегурочка» | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию, Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. |
4. | «Снеговик» | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии. |
Январь | ||
3. | "Мы делили апельсин" | Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. |
4. | «Самолет летит» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. |
Февраль | ||
1-2. | «Теремок» | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
3. | "Модница-гусеница" | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой |
4. | "Клубочки для котенка" | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. |
Март | ||
1. | «Чудо - хохлома» | Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
2-3. | «Замок доброго волшебника» | Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. |
4. | «Удивительный подводный мир» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. |
Апрель | ||
1-2. | «Матрешка» | Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике — пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. |
3-4. | «Натюрморт из чайной посуды» | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.
|
Май | ||
1-2. | «Удивительная дымка» | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. |
3. | «Разные деревья» | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе. |
4. | «Радуга - дуга» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). |
Список литературы.
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Анищенкова .Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».-М.АСТ.АСтрель2006.
5.Бондаренко.А.К. «Словесные игры в детском саду».-Просвещение.1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудо-чудо Рождество
Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к т...
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями. Тема: "Чудо, чудо Рождество".
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями.Тема: «Чудо, чудо Рождество» Программные задачи:- Познакомить детей с русскими народными традици...
«Чудо-звери, чудо-лес полон сказок и чудес»
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе....
Конспект занятия по экспериментированию "Чудо-чудо водица"
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Чудо-чудо водица». Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством эксперименти...
Время читать. «Чудо-книжки – чудо-детям»
На русских народных сказках воспитано не одно поколение детей. Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, беско...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»
Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...