Интегрированный подход в художественно - творческой деятельности дошкольников.
статья на тему
Интеграция – (латинское - целый) –означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интеграция –означает состояние связанности отдельных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности. Интегрированная деятельность построена по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей. Художественная деятельность в детском саду является частью общего педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_oblasti_hud_tvorchestva.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход в художественно - творческой деятельности дошкольников.
Интеграция – (латинское - целый) –означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интеграция –означает состояние связанности отдельных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности. Интегрированная деятельность построена по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей. Художественная деятельность в детском саду является частью общего педагогического процесса.
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планирование деятельности по теме, общей для всех образовательных областей (тематическое планирование). Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с другими областями Программы.
1. «Познавательное развитие».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства. Первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение.
Формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие. |
2. «Социально-коммуникативное развитие». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, трудолюбия. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 3. «Речевое развитие». Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества. Чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. В работе с детьми можно обращаться к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. 4. «Физическое развитие». Использование пальчиковой гимнастики, динамические паузы, зрительная гимнастика. Беседы о безопасных правилах использования художественного материала и оборудования. Развитие мелкой моторики, ориентировка в пространстве, динамические паузы. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. 5. «Художественно-эстетическое развитие». Разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки, знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, приобщение к различным видам искусства. |
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности. Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.
Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый, развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
По мнению педагогов и психологов, художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.
Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в ДОУ, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Можно на занятиях проводить эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Например, применение коллективной формы творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. При коллективном творчестве дети должны успешно решать вопросы общения со сверстниками, необходимо поощрять детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
Изобразительная деятельность помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков.
В процессе работы по рисованию создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. Таким образом, рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса :
1. Совместная деятельность педагога с детьми: Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский).Уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)
2. Cамостоятельная деятельность детей. Зона актуального развития. Итак, зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Состояние личности ребенка, в котором он может делать что- либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
3. Взаимодействие с семьей:
Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одарённость в художественно творческой деятельности дошкольников.
Данный материал поможет воспитателям при работе с одарёнными детьми по изо деятельности....
Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".
Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....
Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности дошкольников
Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эсте...
Деятельностный и личностно-ориентированный подходы в художественно-творческом развитии дошкольника
Условия,необходимые для развития художественного творчества; Использование вербальных методов и риемов обучения с проблемно-поисковой направленностью; Методы и приемы; Структура образовательной деятел...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАЛЯКИ-МАЛЯКИ»
Актуальность: Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...
Конспект интегрированного занятия по художественно-творческой деятельности
Конспект интегрированного занятия по художественно-творческой деятельности в старшей группе "Нетрадиционное рисование оттиск листьями «Осенний букет»"...