Консультация для воспитателей на тему: «Развитие образа «Я» у старших дошкольников»
консультация на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие образа «Я» у старших дошкольников»
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей по вопросу развития образа «Я» у старших дошкольников.
В процессе взросления ребенок проходит сложный путь психического и физического онтогенеза, в ходе которого формируется ряд новообразований, характеризующих переход количественных изменений в новое качество. Их наличие является залогом успешности дальнейшего развития и освоения личностного и социального пространства.
Б.И. Додонов, характеризуя личность, выделяет три значимые характеристики, влияющие на способ общественного бытия человека. Это общественный статус личности, ее социально-значимые физические особенности и психологический статус. Рассматривая личность ребенка как самоорганизующуюся систему, он подчеркивает, что объектом познания личности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве своего «Я». Именно через «Я», которое дает возможность человеку ориентироваться в себе, как и во внешнем мире, в наибольшей степени осуществляется объединение всех компонентов личности в единое целое и постоянное согласование его компонентов.
Представление о своей личности формируется и модифицируется на протяжении всей жизни человека. Впервые ребенок начинает ощущать свою «самость» уже в младенческом возрасте, ощупывая и осматривая свое тело и сравнивая эти ощущения с теми, которые возникают при контакте с другими предметами и людьми. Более глубокая персонификация формируется постепенно, по мере того, как ребенок вовлекается в деятельность организованных групп (Т. Шибутани, 1969). Такими группами являются непосредственное окружение ребенка (родители или лица их заменяющие), сверстники, детский коллектив в дошкольных образовательных учреждениях. Начиная с раннего возраста, развитие самосознания идет по двум
линиям – когнитивной и аффективной, т.е. познание себя и отношения к себе. Первоначальные зачатки самосознания модифицируются, расширяются, вплетаются в систему физических и социальных отношений. На определенном этапе личность ребенка, его самосознание преобразуется в относительно устойчивую систему, включающую представления о себе и самоотношение (самооценку). Становление основных компонентов
Я-концепции гетерохронно и обусловлено как биологическим созреванием индивида, так и его социально-психологическим становлением. Дети на определенном этапе развития как бы задают себе вопросы «Кто я?», «Каков я?». «Каким меня воспринимают окружающие?» и постепенно ищут на них ответы. Соотношение представленности в самосознании компонентов физического, психического и социального «Я» в каждом отдельном случае весьма индивидуально и зависит от возрастных, этнических, половых, религиозных условий, а также и от индивидуальных особенностей. Представление о своем физическом облике является одной из главных составляющих «образа Я» или Я-концепции каждого человека (Р. Бернс, 1986). Особенно наглядна значимость физической составляющей в детском и подростковом периоде.
В основе осознания ребенком себя как субъекта лежат представления младенца о своей телесности, приобретаемые им в результате аутовосприятия тела и накопления информации об ощущениях при манипуляциях, выполняемых взрослыми. Р. Бернс считает, что ребенок начинает осознавать себя как физическое существо, начиная с 18 месяцев. Суммация информации от рецепторов тела в совокупности с эмоциональной оценкой ребенка окружением и сравнение себя с другими объектами, дает основу образа физического «Я» малыша. Когнитивное развитие, в свою очередь, способствует пониманию постоянства своего тела (Р. Бернс, 1986). В дальнейшем у ребенка старшего возраста уже имеется сложившееся представление о себе как о физическом существе на основе достаточного психологического опыта восприятия реакций окружающих на его поведение и внешность. Эта форма самопознания реализуется с помощью лингвистических категорий и общих предпосылок своей культуры
(Т. Шибутани, 1965). Полученная в процессе общения личностно значимая информация является основой для внутреннего оформления и стабилизации Я-концепции. Помимо самовосприятия у всех детей с возрастом формируется представление о том, как их физический образ воспринимают окружающие. Они понимают преимущества и недостатки, связанные с телосложением и психологически либо опираются на свой образ тела, либо с досадой отвергают его (Р. Бернс, 1986).
Формирование психологической составляющей Я-концепции строится на основе объективных либо субъективных оценок ребенком самого себя, инициальным источником которых в дошкольном возрасте являются значимые взрослые. Это может быть и восприятие ребенком заинтересованности в нем окружающих, эмоциональной поддержки и заботы со стороны родителей, сходство реакции на самих себя с реакцией родителей (Р. Бернс, 1986). Р. Бернс отмечал, что опыт взаимоотношений с взрослыми служит для ребенка школой социального общения. Через первые ощущения от положительных или отрицательных контактов маленькие дети начинают ловить сообщения о себе, о своей ценности. Именно в этот период развития ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, сформировать у себя позитивное самоощущение, что впоследствии послужит опорой для приобретения нового жизненного опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Наибольшее влияние на формирование образа своего «Я» и психологической позиции, которую будет в дальнейшем занимать ребенок по отношению к самому себе и окружающим, имеют отношения между родителями и детьми. Положительный и отрицательный опыт ребенка в предметной и коммуникативной сфере позволяет накапливать информацию о своих психических возможностях, способностях, предпочитаемых видах деятельности. Дополнительным источником самооценки служит сравнение результатов своей деятельности с продуктами деятельности других детей. Помимо субъективно воспринимаемых реакций других людей, в качестве основы самооценки может выступать, по мнению Р. Бернса (1986) и просто то или иное достижение само по себе, даже если другие люди об этом не знают. Оценивая свои усилия, ребенок может испытывать чувство гордости и компетентности, ощущение вины или неудачи.
Таким образом, в возрасте около 3 лет формируются основы представлений ребенка о самом себе, собственном «Я», в которое включается помимо физической и, так называемая, психическая составляющая
Я-концепции, а также зачатки самооценки. (Р. Бернс, 1986; Г. Крайг, 2002).
В этот же возрастной период дошкольник переживает первый «социальный» кризис развития, осознавая себя как социальную личность. Ребенок динамически осваивает ролевые позиции сына (дочери), члена семьи, группы детского сада, школьника и т.д. (Р. Бернс, 2001). Несоответствие возможностей социального взаимодействия ребенка с окружающими и с его возрастающими потребностями лежит в основе кризиса 3-х лет, описанного Л.С. Выготским (1983). Формирующаяся система «Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самостоятельно, по мнению Л.И. Божович (1997), настолько велика, что способна подчинить себе многие другие также достаточно сильные потребности ребенка.
После возникновения «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. К. Роджерс (1959) считает, что по мере того, как ребенок начинает осознавать свое «Я», у него растет потребность в любви или позитивном отношении. Эта потребность в человеческих существах универсальна, а в человеке она обычна и устойчива. Ребенок ведет себя так, чтобы завоевать любовь или получить одобрение, независимо будет такое поведение нормальным или нет. Дети могут действовать вопреки собственным интересам, добиваясь, в первую очередь, расположения окружающих.
Воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) формирует новые формы межличностных и социальных отношений. Расширяется опыт межличностного взаимодействия, формируются внутренние моральные и нравственные нормы. В качестве носителя правил поведения и ролевых установок выступают новые «значимые взрослые» - воспитатель, другие работники ДОУ. Опыт межличностного взаимодействия в семье, детском коллективе, таким образом, является основой формирования социального «Я» ребенка. Следуя за этапом выделения физического образа себя среди других объектов, ребенок определяет свое место в социуме, критически оценивая его на предмет соответствия своим потребностям. Далее ребенок в процессе общения познает новые типы и правила взаимоотношений, расширяет свой социальный и эмоциональный опыт, позволяющий сформировать образ «идеального Я» и сравнить его с «Я» реальным.
Нами отмечалось, что основные составляющие своей будущей
Я-концепции ребенок черпает из опыта общения с окружающими взрослыми и сверстниками. Независимо от источника информации основным способом ее передачи является вербальная и невербальная коммуникация. Через речь и невербальные сигналы ребенок воспринимает оценочные характеристики себя и окружающего, формирует «личностный смысл» понятий и выражает свое отношение к объектам, явлениям, событиям. Важно подчеркнуть, что становление Я–концепции взаимосвязано и взаимообусловлено началом активного усвоения языка, резким ростом лексического запаса и широким использованием речи во всех областях деятельности. Этот момент может стать определяющим фактором динамики и направленности формирования представлений ребенка о себе. Отправной точкой вербального самопознания и самопрезентации является имя ребенка. Дети обычно рано усваивают, что имя символизирует его самого. Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится и наоборот. Формируя основы Я-концепции ребенка, вербальная и невербальная информационные системы являются одновременно и средством самовыражения, презентации своей индивидуальности в процессе взаимодействия с окружающим миром. Язык, выступает как средство социального взаимодействия и социальной связи; социального развития личности в процессе взаимодействия с другими людьми в процессе общения. Язык является средством рефлексии, выражения себя (самовыражения) и саморегуляции, что включает в себя и осознание собственных действий; средством внутреннего диалога в структуре самосознания личности. На основе овладения речью и способностью перевода, «свертывания» внешних действий во внутренний план слово становится не только средством самопознания, но и овладения своим поведением. Именно речь начинает связывать во времени текущие события с прошлым и будущим. В старшем дошкольном возрасте она позволяет ребенку выйти за пределы того, что он воспринимает в данный момент. Помимо когнитивной составляющей речевое развитие играет значительную роль в становлении эмоционально-оценочного компонента самосознания - самооценки. Для ребенка на разных этапах онтогенеза в связи с развитием значения слова и изменением его смысла одно и то же слово начинает обладать различной аффективностью. Л.С. Выготский (1982) отмечал, что через слово у ребенка формируется избирательное, аффективное отношение к окружающим людям, предметам, явлениям, самому себе и различным видам деятельности, которые он выполняет. Таким образом, речь превращает действия и эмоции ребенка в предмет его сознания и потому делает возможным управление ими. Используя символическую функцию слова, дошкольник постепенно переходит к абстрактному моделированию, планированию и «проигрыванию» действий во внутреннем плане. Именно символическая функция слова позволяет ребенку сформировать самооценочные характеристики, сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, познавательными процессами и поведением в целом. Таким образом, базовые компоненты Я-концепции ребенка формируются посредством вербальной и невербальной коммуникации, причем наибольшее значение имеет именно речь. «Оречевленная» во внутренней или внешней речи позиция по отношению к собственным продуктам деятельности, поведению, физическим и психическим качествам становится основой осознания себя как личности и формирования ее эмоционально-оценочной составляющей.
На определенном этапе развития речи и личности в целом уровень самосознания приобретает черты относительной устойчивости и опосредуется в знаково-символических формах. Первоначально это новообразование реализуется на уровне графической знаковой системы - рисунка, а далее переводится в вербальную систему. Ребенок стремиться продемонстрировать окружающим свои индивидуальные особенности, включая в их спектр не только телесные и психические параметры, но и обладание предметами (игрушками, одеждой), способность к выполнению определенных действий. В дошкольном возрасте процесс демонстрации себя окружающим не имеет четко выстроенной стратегии и направлен преимущественно, на установление контактов с окружающими.
В дошкольном и младшем школьном возрасте уже можно отметить определенные черты становления индивидуальной стратегии и тактики знаково-символического опосредования образа «Я», однако еще нельзя говорить об их стабильности и сформированности.
Анализ динамики развития самосознания и способности к знаково-символическому опосредованию образа «Я» в дошкольном возрасте показывает, что к старшему дошкольному возрасту при нормальной динамике развития формируются основные базовые компоненты самосознания или Я-концепция. Самосознание в дошкольном возрасте еще не имеет черт оформленности и находится в процессе становления. Максимальную представленность в структуре самосознания детей имеют компоненты физического «Я». В старшем дошкольном возрасте закладываются основы разграничения «реального» и «идеального» Я, что является основой самооценки и тесно взаимосвязано с уровнем притязаний ребенка. Основным источником когнитивного и эмоционально–оценочного компонентов самосознания служит взаимодействие с окружающими, личный опыт ребенка, а формой передачи, хранения и переработки информации является знаковая система (вербальные и невербальные формы). Через речевое опосредование предметом осознания ребенка становится физическое, психическое и социальное «Я», происходит их когнитивная и эмоциональная оценка.
Стратегии и тактики знаково-символического опосредования образа «Я» в дошкольном возрасте находятся в стадии становления и обусловлены уровнем речевого, психического развития ребенка, а также и социальными условиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"
Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....
Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»
1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...
Консультация для воспитателей "Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников"
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.Оскар Уайльд...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...
Консультация для родителей на тему "Развитие логического мышления у старших дошкольников".
Консультация для родителей на тему "Развитие логического мышления у старших дошкольников"....