Перспективное планирование в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Старшая группа. 2014 - 2015 учебный год. Перспективное планирование разработано по инновационной методике организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Коротковой Н.А., с использованием методического пособия Земсковой-Названовой Л. "Люби и знай родной свой край. Занятия по краеведению с малышами" и в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 34.11 КБ |
kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование в образовательной области «Познавательное развитие»
(познавательно-исследовательская деятельность)
Месяц | 1неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя | Виды интеграции образовательных областей | ||
сентябрь | НОД 1 «Экспериментирование с песком и глиной» Познавательное развитие: уточнить представления – о свойствах песка и глины; –о сходстве и различиях между песком и глиной; –о правилах безопасности при работе с ними. Закрепить умение опытным путём выявлять свойства песка и глины. | мониторинг | мониторинг | НОД 2 «Мир растений» (классификация) Познавательное развитие: закрепить представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Развивать умение сравнивать, выявляя сходство и различие; формировать умение классифицировать по определённым признакам. | Речевое развитие: развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности. | ||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
октябрь | 1неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя | |||
НОД 1 «Экспериментирование с водой» Познавательное развитие: уточнить представления - о свойствах воды; - о правилах безопасности при проведении эксперимента с водой. Познакомить с тем, что водопроводную воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для здоровья человека. Закрепить умение опытным путём выявлять свойства воды. | НОД 2 «Условия жизни растений» (экспериментирование) Познавательное развитие: развивать умение опытным путём выделять факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Познакомить с тем, как необходимо зарисовывать и записывать результаты наблюдений. | НОД 3 «Виды профессий» (классификация) Познавательное развитие: развиваем умение сравнивать профессии, выявляя сходства, различия, признаки для классификации. | НОД 4 «История моей семьи» (путешествие по реке времени) Познавательное развитие: побуждать устанавливать связи и отношения между поколениями в семье. Закрепить умение выявлять следы времени. | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | |||
5неделя | |||||||
НОД 5 «Что где поставлено там и нарисовано» (путешествие по карте) Познавательное развитие: познакомить детей с планом комнаты. Учить ориентироваться по нему и составлять свой план. Развивать способность ориентироваться в пространстве. | |||||||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя | ||||
ноябрь | НОД 1 «Этот удивительный воздух» (экспериментирование) Познавательное развитие: Уточнять представления - о свойствах воздуха (способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, от времени, в течение которого человек может находиться без него, о том, что в воде тоже есть воздух, которым дышат рыбы); – о том, что он может быть чистым и грязным; – о том, как соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента. Дать представление об источниках загрязнения воздуха. Познакомить с тем, что растения помогают очищать воздух. Формировать желание заботиться о чистом воздухе. | НОД 2 «Виды строительных сооружений» (классификация) Познавательное развитие: познакомить с городскими, сельскими и отдельными зданиями и строительными сооружениями, развивать умение сравнивать городские, сельские и отдельные здания и строительные сооружения, выявляя сходства, различия, признаки для классификации. | НОД 3 «История жилища и бытоустройства» (путешествие по «реке времени») Познавательное развитие: познакомить с историей жилища и бытоустройства людей, побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и жилищами, в которых они жили. Закрепить умение выявлять следы времени. | НОД 4 «А здесь мы бегаем» (путешествие по карте) Познавательное развитие: знакомить детей с планом нашего участка, учить ориентироваться на плане и составлять свой план. Развивать способность ориентировать в пространстве. | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1 неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя | ||||
декабрь | НОД 1 «Состояния и превращения вещества» Познавательное развитие: познакомить с природными явлениями: ледоход, ледостав. Развивать умение опытным путём превращать воду из одного состояния в другое (твёрдое, жидкое, газообразное). Формировать умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов с водой. | НОД 2 «Виды спорта» (классификация) Познавательное развитие: развивать умение сравнивать различные виды спорта, выявляя сходства, различия, признаки для классификации (по сезону, по числу участников). | НОД 3 «История огня» (путешествие по «реке времени») Познавательное развитие: познакомить с историей освещения и согревания жилищ людей сельских и городских зданий. Побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и способами освещения и согрева жилищ, в которых они жили. Закрепить умение выявлять следы времени. | Каникулы | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Январь | Каникулы | Каникулы | НОД 1 «Виды транспорта» (классификация) Познавательное развитие: развивать умение сравнивать различные виды транспорта, выявляя сходства, различия, признаки для классификации (по среде передвижения, по наличию двигателя). | НОД 2 «История сухопутного транспорта» (путешествие по «реке времени») Познавательное развитие: познакомить с историей сухопутного транспорта. Побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и видами транспорта, на которых они передвигались. Закрепить умение выявлять следы времени. | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
5 неделя | |||||||
НОД 3 «Наш детский сад» (путешествие по карте) Познавательное развитие: познакомить детей с планом всей территории детского сада. Учить ориентироваться по нему и составлять свой план. Развивать способность ориентироваться в пространстве. | |||||||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
февраль | НОД 1 «Оптические эффекты» (экспериментирование) Познавательное развитие: познакомить со строением глаза, функцией его частей. Опытным путём выявить как устроены лупа, микроскоп, бинокль, зачем они нужны. Сравнив их, найти сходства и различия. | НОД 2 «Российская армия» (классификация) Познавательное развитие: развивать умение сравнивать разные рода войск (пехоту, морские, воздушные, танковые войска), выявляя сходства, различия, признаки для классификации. | НОД 3 «История мореплавания» (путешествие по «реке времени») Познавательное развитие: познакомить с историей водного транспорта. Побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и видами транспорта, на которых они передвигались. Закрепить умение выявлять следы времени. | НОД 4 «А здесь наш детский сад» (путешествие по карте) Познавательное развитие: познакомить с планом района, в котором расположен детский сад. Учить ориентироваться по нему и составлять свой план. Развивать способность ориентироваться в пространстве. | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
март | НОД 1 «Дыхательная система» (экспериментирование) Познавательное развитие: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы человека, животных, птиц. Опытным путём выяснить как связаны между собой дыхательная система и движение воздуха. | НОД 2 «Народные игрушки» (классификация) Познавательное развитие: расширять представления о народных игрушках (городецкая матрёшка, богородская игрушка, бирюльки). Развивать умение сравнивать народные игрушки, выявляя сходства, различия, признаки для классификации. | НОД 3 «История игрушки» (путешествие по «реке времени») Познавательное развитие: познакомить с историей игрушки на Руси. Побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и видами игрушек, которыми они играли. Закрепить умение выявлять следы времени. | НОД 4 «Наш родной город» (путешествие по карте) Познавательное развитие: познакомить детей с планом города. Учить ориентироваться по нему и составлять свой план. Развивать способность ориентироваться в пространстве. | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
апрель | НОД 1 «Кто как и что слышит?» (экспериментирование) Познавательное развитие: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении органов слуха человека, животных, птиц. Опытным путём выяснить что и как мы слышим, как уровень шума влияет на людей. | НОД 2 «Мир животных» (классификация) Познавательное развитие: развивать умение сравнивать разные виды живых существ, находя сходства и различия, признаки для классификации (среда обитания, чем питаются). | Мониторинг | Мониторинг | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
5 неделя | |||||||
НОД 3 «Наш край на карте» Познавательное развитие: познакомить детей с картой края и условными обозначениями на ней. Учить ориентироваться по ней. Развивать способность ориентироваться в пространстве. | |||||||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, | |||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
май | НОД 1 «Металлы и свойства магнита» (экспериментирование) Познавательное развитие: опытным путём выяснить, чем магнит отличается от других металлов, каковы его свойства. | НОД 2 «Летние лакомства» (классификация) Познавательное развитие: развивать умение сравнивать ягоды, фрукты, овощи, находя сходства и различия, признаки для классификации. | НОД 3 «История садоводства» (путешествие по «реке времени») Познавательное развитие: познакомить с историей садоводства. Побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и родом их деятельности. Закрепить умение выявлять следы времени. | НОД 4 «Мы и наша страна» (путешествие по карте) Познавательное развитие: познакомить детей с картой нашей родины. Учить находить на карте наши родные места. Дать детям знания о природе России, о её разнообразных ландшафтах. | Речевое развитие: Социально-коммуникативное развитие: воспитывать Закреплять умение соблюдать правила безопасности при работе | ||
Результаты достижения целевых ориентиров: развито умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Дружеские взаимоотношения между детьми. Они самостоятельны, любознательны, |
Предварительный просмотр:
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Тема | Педагогические задачи | Варианты итоговых мероприятий |
«День знаний» (1 неделя сентября) | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник). | Праздник «День знаний». |
Педагогическая диагностика (2-3 неделя сентября) | Наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). | Разработка индивидуальных маршрутов развития детей, адаптированных программ. |
«Осень» (4 неделя сентября - 2 неделя октября | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
«Я вырасту здоровым» (3 - 4 недели октября) | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. | День здоровья. |
«День народного единства» (5 неделя октября – 3 неделя ноября) | Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города, края; о замечательных людях, прославивших свой город, край. | Праздник День народного единства. Выставка детского творчества. |
«Зима пришла», «Новогодний праздник» (4 неделя ноября - 4 неделя декабря) | Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особеннос¬тях зимней природы (холода, заморозки, снего¬пады, сильные ветры), особенностях деятель¬ности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. | Праздник Новый год. Выставка детского творчества. |
Каникулы 1 - 2 недели января | ||
«В гостях у сказки» (3 - 5 недели января) | Развивать интерес детей к художественной литературе, формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Создавать атмосферу творчества и доверия, обеспечить каждому ребёнку возможность участия в театрализованной игре. Развивать умение создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями. | |
«День защитника Отечества» (1 - 3 недели февраля) | Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. | Праздник 23 февраля — День защитника Отечества. Выставка детского творчества. |
«8 Марта» (4 неделя февраля - 1 неделя марта) | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, поз-навательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества. |
«Народная культура и традиции» (2 - 3 недели марта) | Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. |
«Весна» (4неделя марта – 2 неделя апреля) | Формировать обобщенные представления о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). | Праздник «Весна». День Земли — 22 апреля. Выставка детского творчества. |
Педагогическая диагностика (3 - 4 неделя апреля, с 13.04 по 24.04) | Наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). | |
«День Победы» (5 неделя апреля - 1 неделя мая) | Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. | Праздник День Побе-ды. Выставка детского творчества. |
«Лето» (2 - 4 недели мая) | Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах. | Праздник «Лето». Выставка детского творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста в формировании целостной картины мира
Эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важнейшими задачами воспитания ...
Проект оформления развивающей среды для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии на тему: "Клумбы в детском саду"
Зона природы на территории дошкольного учреждения. Большое влияние на развитие личности ребёнка, семьи....
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание».раздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности».Сопутствующие образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) для детей 2-3 лет
Данное календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познание» составлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Проект «Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности в 1 младшей группе»
Проект в 1 младшей группе: Задачи проекта:Познакомить детей с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, трехгранная призма (крыша), пластина (дорожка));Учить детей сооружат...
Конспект НОД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для детей старшей группы
Конспект ООД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для детей старшей группы...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...