Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Газимова Елена Александровна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

 «Познание».

раздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной

 деятельности».

Сопутствующие образовательные области:

«Чтение художественной литературы»,  «Коммуникация».

 

Тема: «Волшебный магнит».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фото занятия87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 81

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

 «Познание».

раздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной

 деятельности».

Сопутствующие образовательные области: 

«Чтение художественной литературы»,  «Коммуникация».

Тема: «Волшебный магнит».

Воспитатель:

Газимова Елена Александровна

1 квалификационная категория;

г.Ангарск                                                                                              2013г.


Цель:

 Развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  1.  Развитие  элементарной исследовательской деятельности;
  2.  Закрепление представления детей о магните и его основных свойствах через проведение опытов;
  3. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности.

.Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие наглядно – действенного мышления  через использование  символов, алгоритмов, моделей.
  2. Развитие мыслительных операций  анализа и синтеза через проведение опытов.
  1.  Развитие  мелкой  моторики  рук при работе с магнитом; опытным оборудованием.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать познавательно исследовательский интерес к окружающему миру
  2.  Воспитывать умение предвидеть результат своей деятельности, делать элементарные выводы
  3.  Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание приходить на помощь другим.

Предварительная работа:

  1.  Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце», русская народная «Маша и медведь», сказка «Колобок, железный бок»
  2.  Чтение, рассматривание детской энциклопедии «Почемучка»
  3. Беседа по прочитанному

- что такое подземные богатства?

- Из чего делают железо?

  1.  Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

- «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет», «Четвертый лишний» и т.д.

  1. Изготовление корабликов

Оборудование и материалы:

  1. Книга сказок
  2. Ширма, кукольные персонажи (Маша и медведь)
  3. Разные по силе и форме магниты;
  4. Горох; гайки, емкость
  5. Карточки на каждого ребенка;  круги красного и синего цвета
  6. Различные  предметы: скрепки, гайки, лоскутки ткани, меха.  Предметы из резины, пластмассы;
  7. Стаканы пластмассовые по количеству детей;
  8. Рыбки из фольги 15 шт.

  1. Кораблики по количеству детей; Емкость для воды;
  2. Магнитофон (музыкальное сопровождение сказки)

Организационный момент:

Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и, конечно же, очень веселые и добрые, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):

Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давайте подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

Дети и воспитатель приветствуют гостей «Доброе утро!»

Воспитатель:

Детский сад наш, как магнит,

Сказки в гости он манит (звучит музыка)

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам  русскую народную сказку «Маша и медведь». А вы слушайте  и смотрите внимательно.

Воспитатель:        Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собралась как-то   Машенька  в лес.

Машенька: Пойду грибов да ягодки соберу, пирожков  дедушке с бабушкой напеку!

 Воспитатель: Пришла Машенька в лес, стала собирать грибы, да  ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от дома. Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.

Машенька: Ау! Ау!  Кажется, я заблудилась, что же делать, кто же мне поможет домой дорогу найти?

 Воспитатель: Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. А в той избушке жил большущий медведь, увидел Машеньку, обрадовался:

Медведь: Ну, здравствуй, девочка! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

       Машенька: Не могу я у тебя, Медведь, жить. Мне домой надо, к бабушке и дедушке. Проводи меня, пожалуйста, до деревни.

Медведь: Ладно, провожу, если приберешь  в моей избушке.  Полы подметешь, перину встряхнешь, а в этом шкафу крупы переберешь. Старый я стал,  перепутал, перемешал все продукты. А я пойду пока в лес, за ягодой.

Машенька (Подметает полы): Да здесь же столько  работы! Так я домой не

скоро попаду. Что же мне делать, кто поможет?

Воспитатель: ребята, давайте мы Машеньке поможем.

Воспитатель (берет чашку у Машеньки):

Ребята, посмотрите, что здесь? Да Медведь все в одну чашку высыпал

 (дети описывают содержимое чашки – горох, железки)

 Воспитатель: Да это же  железные гаечки и болтики

Что нужно сделать, чтобы отделить горох от гаечек?

Предполагаемые ответы детей!  (перебрать горох и гаечки….)

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем убрать гаечки магнитом?

«Вот перед нами обычный магнит,

Много секретов в себе он таит»

Рассматривание и обследование магнита (показ магнита, раздача каждому ребенку, обследование: - какого цвета, веса, твердости?) Демонстрация способа действия магнита с содержимым чашки  (оречевление действий)

Исследовательская деятельность:

Дети работают магнитами, вынимают гаечки и складывают их на общую тарелочку.

  Воспитатель: Давайте проверим, все ли гаечки и болтики вытянул магнит (упражнение для мелкой моторики пальцев рук)

Вывод: магнит притягивает железные предметы, то есть обладает магнитной силой

Воспитатель: если магнит такой сильный, то может быть, он притягивает и другие предметы? Как вы думаете?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте проверим

Дети садятся за столы.

Дидактическая игра «Притягивает или нет?»

Воспитатель:

 Вот на карточке много предметов, потрогайте их, и с помощью магнита определите, какие магнитятся, а какие нет. Предметы, которые магнитятся, закройте синей фишкой, а предметы, которые не магнитятся – красной фишкой.

 Вывод: магнит   притягивает только железные предметы.

Звучит музыка из сказки.

Воспитатель: Ребята, сказка-то продолжается, пойдемте, посмотрим, что было дальше…(дети стоят у ширмы)

Машенька: Медведь, помогли мне ребята, справились с твоим заданием. Всю крупу перебрали. А теперь, проводишь меня до деревни?

Медведь: Ты еще обед не сварила, меня не накормила. Вот обед приготовишь, тогда и пойдем в деревню! А я пока на теплой печке  посплю.

Машенька: Из чего же мне обед приготовить?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке.

А что любит медведь?

Ответы детей: (мед, малину, рыбу)

Воспитатель: Ребята, давайте глазками поищем, может найдем что- нибудь для Медведя

Гимнастика для глаз:

Смотрим вправо – ничего,                               Переводят взгляд вправо –                                

Смотрим влево – ничего.                                                                влево.

Раз – два, раз – два-                                                    Выполняют круговые                                    Закружилась голова.                                                          движения глазами.

                                                                                                                           

Глазки закрывали, глазки отдыхали.              Закрывают глаза                             

Как откроем мы глаза,

 Вверх посмотрим, да – да – да.                       Переводят взгляд    

Вниз ты глазки опусти,        вверх – вниз.

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,                                   Мягко поглаживают веки                                       

Отдыхать пришла пора.                                      указательным пальцем

 Ребята, посмотрите, что здесь (стаканчики с разноцветными рыбками)

 Сколько здесь рыбы! Но как же нам ее поймать?

Предполагаемые ответы детей (взять удочку...)

Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам вытащить рыбок с помощью магнита.(показ способа действия с магнитом + оречевление действий)

Исследовательская деятельность:

Дети ведут магнит по внешней стороне стакана, вытаскивая рыбок на поверхность

Вывод: магнитная сила действует через предмет.

Давайте на карточках покажем и расскажем, как мы доставали рыбок:

Карточки:

  1. стакан,
  2. стакан с водой
  3. в стакане рыбки
  4. вели магнитом по внешней стороне стакана
  5. рыбки на тарелочке

Звучит музыка из сказки.

Медведь: Ох, и вкусная уха получилась! Вот это я наелся, спасибо, Машенька!

Машенька: Это ребятам спасибо- помогли мне справиться с заданием. А теперь, Медведь, ты проводишь меня до деревни?

Медведь: Я свое слово держу, провожу тебя до дома короткой дорогой.

Воспитатель: Идут медведь с Машенькой между елками, бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.

Медведь: Ну вот, Машенька, довел тебя до реки, а дальше мне нельзя. Ты уж

дальше как-нибудь сама! До свидания!

Машенька: Как же я на тот берег попаду?  Вон и избушка бабушки с дедушкой виднеется.

Воспитатель: не печалься, Машенька, мы с ребятами поможем тебе!

Ребята, как  можно перебраться на другой берег?

Предполагаемые ответы детей (переплыть, на пароходе, построить мост, перелететь на вертолете…)

Воспитатель: ребята, а давайте переплывем с помощью магнита! (показ способа действия с магнитом + оречевление действий)

Исследовательская деятельность: дети управляют лодочкой с помощью магнита.

 Вывод: с помощью магнита можно двигать предметы.

Давайте на карточках покажем и расскажем, как мы действовали:

Карточки:

- сделали лодку

- лодку опустили в воду

- лодка движется за магнитом

Звучит музыка из сказки

Машенька: А вот и мои бабушка и дедушка! Спасибо, ребята, что помогли мне вернуться домой!

Воспитатель: молодцы, ребята, вы помогли Машеньке выполнить все задания медведя.     А какой предмет нам в этом помог? Ответы детей

Воспитатель:  Какие свойства магнита вы запомнили?

1) магнит обладает магнитной силой и притягивает железные предметы;

2) магнитная сила действует через предметы;

 3) магнитом можно двигать предметы.

Показ карточек

Воспитатель: Зная эти свойства магнита, люди придумали игры для детей.

Посмотрите, какие (показ  магнитных игр). Вы можете с ними поиграть.

Используемая методическая литература: 

 

1 О.В. Дыбина, Н.Н. Рахманова "Неизвестное рядом" - М.Т.Ц.Сфера,2005.

2 Н.М. Зубкова “Вот и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).

3 И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.,Мед. Общество России.

4 Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”.

5 Секреты природы - это так интересно.-М:Линка-Пресс,2004.

6 Журналы "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...