Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области
«Познание».
раздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной
деятельности».
Сопутствующие образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Тема: «Волшебный магнит».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фото занятия | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 81
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области
«Познание».
раздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной
деятельности».
Сопутствующие образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Тема: «Волшебный магнит».
Воспитатель:
Газимова Елена Александровна
1 квалификационная категория;
г.Ангарск 2013г.
Цель:
Развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Развитие элементарной исследовательской деятельности;
- Закрепление представления детей о магните и его основных свойствах через проведение опытов;
- Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности.
.Коррекционно – развивающие:
- Развитие наглядно – действенного мышления через использование символов, алгоритмов, моделей.
- Развитие мыслительных операций анализа и синтеза через проведение опытов.
- Развитие мелкой моторики рук при работе с магнитом; опытным оборудованием.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательно исследовательский интерес к окружающему миру
- Воспитывать умение предвидеть результат своей деятельности, делать элементарные выводы
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание приходить на помощь другим.
Предварительная работа:
- Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце», русская народная «Маша и медведь», сказка «Колобок, железный бок»
- Чтение, рассматривание детской энциклопедии «Почемучка»
- Беседа по прочитанному
- что такое подземные богатства?
- Из чего делают железо?
- Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:
- «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет», «Четвертый лишний» и т.д.
- Изготовление корабликов
Оборудование и материалы:
- Книга сказок
- Ширма, кукольные персонажи (Маша и медведь)
- Разные по силе и форме магниты;
- Горох; гайки, емкость
- Карточки на каждого ребенка; круги красного и синего цвета
- Различные предметы: скрепки, гайки, лоскутки ткани, меха. Предметы из резины, пластмассы;
- Стаканы пластмассовые по количеству детей;
- Рыбки из фольги 15 шт.
- Кораблики по количеству детей; Емкость для воды;
- Магнитофон (музыкальное сопровождение сказки)
Организационный момент:
Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и, конечно же, очень веселые и добрые, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):
Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давайте подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Дети и воспитатель приветствуют гостей «Доброе утро!»
Воспитатель:
Детский сад наш, как магнит,
Сказки в гости он манит (звучит музыка)
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку «Маша и медведь». А вы слушайте и смотрите внимательно.
Воспитатель: Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собралась как-то Машенька в лес.
Машенька: Пойду грибов да ягодки соберу, пирожков дедушке с бабушкой напеку!
Воспитатель: Пришла Машенька в лес, стала собирать грибы, да ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от дома. Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.
Машенька: Ау! Ау! Кажется, я заблудилась, что же делать, кто же мне поможет домой дорогу найти?
Воспитатель: Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. А в той избушке жил большущий медведь, увидел Машеньку, обрадовался:
Медведь: Ну, здравствуй, девочка! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Машенька: Не могу я у тебя, Медведь, жить. Мне домой надо, к бабушке и дедушке. Проводи меня, пожалуйста, до деревни.
Медведь: Ладно, провожу, если приберешь в моей избушке. Полы подметешь, перину встряхнешь, а в этом шкафу крупы переберешь. Старый я стал, перепутал, перемешал все продукты. А я пойду пока в лес, за ягодой.
Машенька (Подметает полы): Да здесь же столько работы! Так я домой не
скоро попаду. Что же мне делать, кто поможет?
Воспитатель: ребята, давайте мы Машеньке поможем.
Воспитатель (берет чашку у Машеньки):
Ребята, посмотрите, что здесь? Да Медведь все в одну чашку высыпал
(дети описывают содержимое чашки – горох, железки)
Воспитатель: Да это же железные гаечки и болтики
Что нужно сделать, чтобы отделить горох от гаечек?
Предполагаемые ответы детей! (перебрать горох и гаечки….)
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем убрать гаечки магнитом?
«Вот перед нами обычный магнит,
Много секретов в себе он таит»
Рассматривание и обследование магнита (показ магнита, раздача каждому ребенку, обследование: - какого цвета, веса, твердости?) Демонстрация способа действия магнита с содержимым чашки (оречевление действий)
Исследовательская деятельность:
Дети работают магнитами, вынимают гаечки и складывают их на общую тарелочку.
Воспитатель: Давайте проверим, все ли гаечки и болтики вытянул магнит (упражнение для мелкой моторики пальцев рук)
Вывод: магнит притягивает железные предметы, то есть обладает магнитной силой
Воспитатель: если магнит такой сильный, то может быть, он притягивает и другие предметы? Как вы думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: давайте проверим
Дети садятся за столы.
Дидактическая игра «Притягивает или нет?»
Воспитатель:
Вот на карточке много предметов, потрогайте их, и с помощью магнита определите, какие магнитятся, а какие нет. Предметы, которые магнитятся, закройте синей фишкой, а предметы, которые не магнитятся – красной фишкой.
Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Звучит музыка из сказки.
Воспитатель: Ребята, сказка-то продолжается, пойдемте, посмотрим, что было дальше…(дети стоят у ширмы)
Машенька: Медведь, помогли мне ребята, справились с твоим заданием. Всю крупу перебрали. А теперь, проводишь меня до деревни?
Медведь: Ты еще обед не сварила, меня не накормила. Вот обед приготовишь, тогда и пойдем в деревню! А я пока на теплой печке посплю.
Машенька: Из чего же мне обед приготовить?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке.
А что любит медведь?
Ответы детей: (мед, малину, рыбу)
Воспитатель: Ребята, давайте глазками поищем, может найдем что- нибудь для Медведя
Гимнастика для глаз:
Смотрим вправо – ничего, Переводят взгляд вправо –
Смотрим влево – ничего. влево.
Раз – два, раз – два- Выполняют круговые Закружилась голова. движения глазами.
Глазки закрывали, глазки отдыхали. Закрывают глаза
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, да – да – да. Переводят взгляд
Вниз ты глазки опусти, вверх – вниз.
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза, Мягко поглаживают веки
Отдыхать пришла пора. указательным пальцем
Ребята, посмотрите, что здесь (стаканчики с разноцветными рыбками)
Сколько здесь рыбы! Но как же нам ее поймать?
Предполагаемые ответы детей (взять удочку...)
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам вытащить рыбок с помощью магнита.(показ способа действия с магнитом + оречевление действий)
Исследовательская деятельность:
Дети ведут магнит по внешней стороне стакана, вытаскивая рыбок на поверхность
Вывод: магнитная сила действует через предмет.
Давайте на карточках покажем и расскажем, как мы доставали рыбок:
Звучит музыка из сказки.
Медведь: Ох, и вкусная уха получилась! Вот это я наелся, спасибо, Машенька!
Машенька: Это ребятам спасибо- помогли мне справиться с заданием. А теперь, Медведь, ты проводишь меня до деревни?
Медведь: Я свое слово держу, провожу тебя до дома короткой дорогой.
Воспитатель: Идут медведь с Машенькой между елками, бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.
Медведь: Ну вот, Машенька, довел тебя до реки, а дальше мне нельзя. Ты уж
дальше как-нибудь сама! До свидания!
Машенька: Как же я на тот берег попаду? Вон и избушка бабушки с дедушкой виднеется.
Воспитатель: не печалься, Машенька, мы с ребятами поможем тебе!
Ребята, как можно перебраться на другой берег?
Предполагаемые ответы детей (переплыть, на пароходе, построить мост, перелететь на вертолете…)
Воспитатель: ребята, а давайте переплывем с помощью магнита! (показ способа действия с магнитом + оречевление действий)
Исследовательская деятельность: дети управляют лодочкой с помощью магнита.
Вывод: с помощью магнита можно двигать предметы.
Давайте на карточках покажем и расскажем, как мы действовали:
Карточки:
- сделали лодку
- лодку опустили в воду
- лодка движется за магнитом
Звучит музыка из сказки
Машенька: А вот и мои бабушка и дедушка! Спасибо, ребята, что помогли мне вернуться домой!
Воспитатель: молодцы, ребята, вы помогли Машеньке выполнить все задания медведя. А какой предмет нам в этом помог? Ответы детей
Воспитатель: Какие свойства магнита вы запомнили?
1) магнит обладает магнитной силой и притягивает железные предметы;
2) магнитная сила действует через предметы;
3) магнитом можно двигать предметы.
Показ карточек
Воспитатель: Зная эти свойства магнита, люди придумали игры для детей.
Посмотрите, какие (показ магнитных игр). Вы можете с ними поиграть.
Используемая методическая литература:
1 О.В. Дыбина, Н.Н. Рахманова "Неизвестное рядом" - М.Т.Ц.Сфера,2005.
2 Н.М. Зубкова “Вот и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
3 И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.,Мед. Общество России.
4 Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”.
5 Секреты природы - это так интересно.-М:Линка-Пресс,2004.
6 Журналы "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Познавательное развитие (Развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Исследуем свойства воды...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...