Эссе - я педагог "У истоков русской песни"
материал ( группа) по теме

Гришанова Наталья Анатольевна

Целью своей педагогической деятельности в первую очередь я считаю: обогащение, дополнение знаний и развитие представлений у детей о народном музыкальном искусстве, о песенном и танцевальном творчестве сибирского народа. Соблюдать традиции наших предков, почитать семью, как основу воспитания подрастающего поколения со своими нравственными и моральными ценностями. Относиться к природе, как к кормилице, а не источнику дохода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_proverennoe.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

     Воспоминания детства… У каждого они свои, каждому дороги по-своему. Мне - потому что определили всю мою будущую жизнь, мою судьбу.

     …Маленькая деревушка в сибирском таёжном краю. Зимний вечер. В горнице людно: в нашей избе - посиделки. Соседки - подружки моей прабабушки Авдотьи Дмитриевны - заняты каждая своим делом. Тихонько постукивает прялка; мелькают в руках мастериц спицы, выводя цветные узоры; течет неспешная беседа о том, что сердцу дорого. Мы, ребятишки, разглядываем сказочный цветник на морозных окнах, "выдышиваем" проталинки. Я смотрю в них на мир и  с замиранием в сердце жду, когда же наступит самая долгожданная для меня минута: звучным голосом запоет моя прабабушка!

     И вот он, этот миг! Прабабушка заводит, а все подхватывают, вторят ей мою любимую:

Поехал  казак на чужбину далеко

     На добром коне, на своем  вороном.

             Он край – свою Родину на веки спокинул,

     Ему не вернуться в отеческий дом…

     И уже над всем селом, как кружева, переплетаются в узор, сотканный из стародавних, вековых напевов, несутся задушевные песни:  «Шумел камыш…», «При долине куст калины…», «Не пой, не пой, да ты, соловушек!...».

     Я прижимаюсь к прабабушке и незаметно для себя  начинаю подпевать.

- Ты, Натаха-птаха, слушай да запоминай: вам, молодым, эти песни беречь да петь! – говорит прабабушка.

- Ой, Дмитриевна, словам твоим сбыться ли? - вступает соседка. - Вырастут - забудут наши песни, другие сложат!

- Песня песне не мешает, - не соглашается прабабушка. - Будут и другие, но наши, старые, не затеряются!

      Широко распахивается дверь - и вместе с клубами морозного пара появляется мой прадед Егор Матвеевич. Они с другом, соседом, только что с фермы:

- Пошто грустим, красны девицы? - шутит прадед, сбрасывая тулупчик. - А ну-ка, Авдотья, подавай мою гармонь!

      Оживление, веселье, шутки, смех - и вот уже звучит наша, исконно сибирская, без которой праздник не праздник, веселье не веселье, дорога не дорога:

Ой, мороз, мороз,

Не морозь меня!

       А потом – россыпи деревенских частушек, дробь русской пляски…

     Так открывался мне сказочный сибирский песенный мир, где каждая песня будто из кристалликов алмазных сложена. Но камешек не станет драгоценным без кропотливой творческой работы - той, что открывает взору новые грани красоты. Так и песня старинная, народная: чтобы красоту её сберечь, её постичь надо. Здесь без Мастера не обойтись. Уже тогда я понимала, что именно они, мои земляки, и есть настоящие, подлинные Мастера, могущественные строители человеческих душ. Повзрослев, я выполнила завет прабабушки, продолжила путь постижения глубинного смысла фольклора  в Новосибирском музыкальном колледже, где я отучилась три года.

     Уже в годы учебы в Кемеровском государственном университете культуры и искусства зародилась мечта создать свой песенный коллектив. Я верила, я точно знала, что это возможно: любовь к русской песне живет в народе. Вот и мой родной Ижморский край не обделен талантами. Петь здесь любят и умеют. В 2005 году создала  свой коллектив "Новолетие" из тех, кто при всех сложностях жизни не поскупился на силы и время ради счастья творчества. Работая со взрослыми, поняла: надо растить смену. Недаром когда-то говорила моя прабабушка о том, что старинную песню хранить и петь молодым. Прививать уважение и любовь к нашему национальному богатству - самобытной песне -  надо начинать с самого раннего детства, что я и делаю, работая в детском саду музыкальным руководителем.

    И снова, как когда-то, звучит над миром песня, только теперь ее то протяжно и грустно, то раздольно и весело поют мои маленькие питомцы. Я смотрю в огромные распахнутые детские глаза и вижу в них отражение своей мечты. Сегодня я учу детей не только правильно ставить певческий голос, манере исполнения, я учу их нечто большему. Благодаря песне, мои дети видят мир не серым и холодным, а ярким и солнечным. Ведь только в песне живет энергия, праздник, добро, понимание и любовь к жизни, ко всему живому. Это так необходимо маленькому россиянину, а значит, я не зря живу на земле. Сегодня для меня главная ценность - живая душа ребенка. Для меня важно не только проникнуть в мир маленького человека, важно не сломать мир его души! Если он впустил тебя в этот мир, береги его доверие! Я хочу, чтобы у моих питомцев благодаря народной песне складывалась целостная картина мира и понимания роли человека в нем.

     Мы идем одной дорогой, взрослые и дети, бережем и дарим людям богатство старинных, но не стареющих песен. Глубоки и сильны их корни, как глубока и сильна любовь людей к ним и к своей родной сибирской земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. "Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуры."

Презентация. Знакомство детей с предметами быта русской избы с помощью загадок....

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Консультация для педагогов ДОУ "Русская песня - душа народа"

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И.Глинка подчеркнул, что "Муз...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет» (с использованием игрушки Домовёнок Кузя)

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет»(с использованием игрушки Домовёнок Кузя)...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...