Модель развивающих форм воспитательного процесса в ДОУ: алгоритм проведения и организации проекта
методическая разработка на тему

Кулачек Маргарита Ивановна

в данном методическом материале описан алгоритм организации и проведения проекта в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, а также виды проектов. формы, методы и этапы работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_i_organizatsiya_proekta.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районном методическом объединении

Модель развивающих форм воспитательного процесса в ДОУ: алгоритм  организации и проведения проекта

Воспитатель МБДОУ «Октябрьский детский сад»:

Кулачек Маргарита Ивановна

Февраль 2016 год

       

        Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап в жизни человека, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

    Реализация образовательных программ  в дошкольных учреждениях обеспечивается на основе различных  вариативных форм, способов, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, одними из них являются проекты различной направленности. Внедрение метода проектов в практику педагогической работы по воспитанию детей дошкольного возраста предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста.

 Тематический образовательный  проект – отрезок жизни группы детей в течении которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково –  познавательную творческую работу, которая основана на инициативной, активной реализации интересов,  потребностей и возможностей детей.                                        

      Основные черты проекта:                                                             - длительность по времени;                                                                        - самостоятельность участников в принятии решений;                                                                                                         - основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа.                                                                          - Основные формы педагогических действий

  • моделирование предметно-развивающей среды,        
  • демонстрация конструктивных моделей поведения,
  • обучение в процессе совместной деятельности,
  • наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.    

- Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу.                                                            

В группах, реализующих метод проектов  дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:                                                - влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;                             - устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;                                                                           - выступают в роли инициаторов. Активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;                                                                  - реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности.

Взрослые как полноправные участники проекта:

- имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности;

- не претендуют на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом ресурсной личности»;

- предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей., очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор , действия и результаты.                                  

Общая схема организации проектной деятельности:

  1. Определение проблемы. Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной и интересной  для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям.

Примерами могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животным и свойствах растений), «Мультфильм своими руками» и др.

  1. Мотивирующее начало проекта.

Речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

  1. Поиск форм реализации проекта.

Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.

  1. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Среда должна стать активизирующей.

  1. Реализация проекта.

- «информационный запрос» (на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели). В ответ на возникающий у дошкольников «информационный запрос» организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению определенных навыков.

- практическая деятельность по реализации проекта (здесь открываются широкие возможности в организации совместной познавательной деятельности).

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

  • совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом;
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями.

Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей(в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Вместе с тем на данном этапе необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

  1. Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной

деятельности.

Практико-ориентированные венчают выполнение намеченного дела.

Творческие – показ спектакля, мультипликационного или видеофильма.

Исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования.

Информационные – демонстрация и использование собранной информации.

Таким образом, результатами проектирования становятся:

- Полученный продукт

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.

- Культурное развитие ребенка

Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.

- Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.

- Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры

Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

  1. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.

Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности.

Литература:

  1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.
  2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.  / Л.С.Киселева,
  3. Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. / А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
  4. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение,

 2015  – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Чтобы выстроить в дошкольном образовательном учреждении циклограмму работы каждой возрастной группы, коллектив нашего детского сада составил модель учебно-воспитательного процесса , взяв за основ...

Модель организации учебно-воспитательного процесса в детском саду на день

Составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе в соответствии с ФГОС ДО...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы

   Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать восп...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Экскурсия как эффективная форма патриотического воспитания в рамках создания модели развивающего инновационного пространства

из опыта работы воспитателя МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» Гнесюк Ирины Тимофеевны...

Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (2020)

Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...