Модель развивающих форм воспитательного процесса в ДОУ: алгоритм проведения и организации проекта
методическая разработка на тему
в данном методическом материале описан алгоритм организации и проведения проекта в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, а также виды проектов. формы, методы и этапы работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_i_organizatsiya_proekta.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на районном методическом объединении
Модель развивающих форм воспитательного процесса в ДОУ: алгоритм организации и проведения проекта
Воспитатель МБДОУ «Октябрьский детский сад»:
Кулачек Маргарита Ивановна
Февраль 2016 год
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап в жизни человека, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Реализация образовательных программ в дошкольных учреждениях обеспечивается на основе различных вариативных форм, способов, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, одними из них являются проекты различной направленности. Внедрение метода проектов в практику педагогической работы по воспитанию детей дошкольного возраста предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста.
Тематический образовательный проект – отрезок жизни группы детей в течении которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу, которая основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей.
Основные черты проекта: - длительность по времени; - самостоятельность участников в принятии решений; - основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа. - Основные формы педагогических действий
- моделирование предметно-развивающей среды,
- демонстрация конструктивных моделей поведения,
- обучение в процессе совместной деятельности,
- наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.
- Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу.
В группах, реализующих метод проектов дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они: - влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; - устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности; - выступают в роли инициаторов. Активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; - реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности.
Взрослые как полноправные участники проекта:
- имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности;
- не претендуют на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом ресурсной личности»;
- предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей., очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор , действия и результаты.
Общая схема организации проектной деятельности:
- Определение проблемы. Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной и интересной для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям.
Примерами могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животным и свойствах растений), «Мультфильм своими руками» и др.
- Мотивирующее начало проекта.
Речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.
- Поиск форм реализации проекта.
Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.
- Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.
Среда должна стать активизирующей.
- Реализация проекта.
- «информационный запрос» (на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели). В ответ на возникающий у дошкольников «информационный запрос» организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению определенных навыков.
- практическая деятельность по реализации проекта (здесь открываются широкие возможности в организации совместной познавательной деятельности).
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом;
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями.
Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей(в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Вместе с тем на данном этапе необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
- Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной
деятельности.
Практико-ориентированные венчают выполнение намеченного дела.
Творческие – показ спектакля, мультипликационного или видеофильма.
Исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования.
Информационные – демонстрация и использование собранной информации.
Таким образом, результатами проектирования становятся:
- Полученный продукт
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.
- Культурное развитие ребенка
Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
- Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми
В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.
- Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры
Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
- Рефлексивно-оценочный этап проекта. Сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.
Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности.
Литература:
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Л.С.Киселева,
- Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. / А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
- Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение,
2015 – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
Чтобы выстроить в дошкольном образовательном учреждении циклограмму работы каждой возрастной группы, коллектив нашего детского сада составил модель учебно-воспитательного процесса , взяв за основ...
Модель организации учебно-воспитательного процесса в детском саду на день
Составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе в соответствии с ФГОС ДО...
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать восп...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
Экскурсия как эффективная форма патриотического воспитания в рамках создания модели развивающего инновационного пространства
из опыта работы воспитателя МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» Гнесюк Ирины Тимофеевны...
Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (2020)
Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...