Методическая разработка Тема: «Социально-эмоциональное воспитание дошкольников».
методическая разработка на тему

Рябова Татьяна Сергеевна

Эмоциональное воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Белочка»

Методическая разработка

Тема: «Социально-эмоциональное воспитание

дошкольников».

Воспитатель:

КОСАРЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Г.Кулебаки

Введение.

Каждый человек за свою жизнь переживает огромное количество эмоциональных состояний, различных по своему содержанию и выражению. И самое первое эмоциональное проявление мы можем наблюдать уже при знакомстве ребёнка с окружающим миром: о своём появлении на свет дети извещают плачем. И именно с этого момента родителям необходимо уделять должное внимание развитию эмоциональной сферы малыша, поскольку это является одним из определяющих факторов в формировании его правильного отношения к своим успехам и неудачам в дальнейшем. Однако в современном мире нередко встречаются семьи, в которых материальное благосостояние ценится выше, нежели чувства и желания друг друга.

Несмотря на то, что одни дети сообразительные и смышлёные, другие не очень; одни – контактные, другие – замкнутые, всех их объединяет одно: ребята удивляются и восхищаются всё меньше. Они интересуются игровыми приставками, в которых нет места творчеству, ибо это – готовая модель для конкретных действий.

 В наш век интеллектуального прогресса основными собеседниками ребёнка дошкольного возраста в домашних условиях являются экраны компьютера и телевизора.

По последним статистическим данным в российских семьях родители общаются со своими детьми в среднем 15 – 20 минут в сутки. А, как известно, малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что зачастую приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере развития личности у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. В современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества мы должны не только у детей, но и у родителей.

В последнее время всё чаще говорится о личностно-ориентированном подходе к детям, который опирается на знание особенностей нервной системы каждого ребёнка. Для того чтобы сформировать одни и те же черты характера у детей с разными особенностями нервной системы, их надо воспитывать неодинаково. Замечательный педагог Ушинский К.Д. говорил, что «для того чтобы воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо во всех отношениях знать». Нам, воспитателям, как никому нужно учитывать это в своей работе. Так как наша профессия воспитателя пока существует и востребована, значит мы в силах что-либо изменить, направить нерастраченные эмоции детей в нужное русло.

Теоретическая часть.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

А.С.Выгодский считает, что эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. П.М.Якобсон отмечал, что интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предлагаемые мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

По мнению А.Б.Орлова и В.П.Зинченко, постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимы, что помогает ему понять переживания другого человека, “открыть” их для себя.

Таким образом, с одной стороны развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Практическая часть.

Анализ качества образования в ДОУ свидетельствует, что в содержании образования, несмотря на многообразие образовательных услуг,   отсутствуют содержательные  линии  и механизмы    социально - личностного   и  эмоционального  развития дошкольника, больше внимания уделяется когнитивному и творческому развитию детей.

 Ежегодные диагностические   наблюдения  выявляют  наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными  симптомами  этих проблем  являются  следующие:

-отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного  разрешения конфликтных ситуаций и неумение  объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);

-неумение вербально выразить  свои чувства и  неумение регулировать свое эмоциональное    состояние;

-отсутствие представлений о своих  внешних и  внутренних особенностях и неумение  выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;

-низкая самооценка  при высоком уровне тревожности;

-отсутствие навыков культурного поведения в обществе.

Как показывает практика предыдущих лет, в среднем у 25% детей  нашего дошкольного учреждения сужается  поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие  устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети. У некоторых детей при наличии высокого уровня  умственного и   творческого развития, проявляются те же признаки девиантного поведения, которые с трудом  поддаются коррекции.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только  в процессе  целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по   социально – эмоциональному развитию.

В ходе работы над проблемой я пришла к выводу о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом.

Гипотеза.

Системная педагогическая работа с использованием разнообразных методов, приемов, способов способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников.

 Если образовательный процесс в ДОУ будет включать в себя организацию корекционно – развивающих занятий, направленных на развитие у дошкольников эмоционально-личностной, коммуникативной и поведенческой сферы, средствами психогимнастики, тренингов, целенаправленную организацию игровой и театрализованной деятельности,  организован  обмен опытом работы , взаимоконтроль и взаимоподдержка педагогов внутри ДОУ («гостевой обмен»), скоординирована деятельность психолого – медико – педагогической службы, то вполне реально  обеспечить развитие социально – психологической готовности дошкольников к школе, развить социальную адаптивность, коммуникативные и поведенческие навыки,  эмоционально – личностную сферу, адекватную (или близкую к адекватной) самооценку детей.

Изучив теоретические исследования, я считаю, что психически-эмоциональное здоровье ребёнка не менее важно, как и физическое. Поэтому я ставлю перед собой цель.

Цель: создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности  ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

Для реализации цели, я определила ряд задач.

Задачи:

- организация предметно-развивающей среды;

- формирование положительных эмоций в утренние часы;

- создание эмоционального настроя в ходе совместной деятельности;

- воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира (организация прогулки);

- развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры;

- работу с родителями, имеющую целью создание положительного эмоционального фона не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Свою работу основываю на ряде принципов:

  1.Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности.

   2.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке. 

   3.Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространств развития ребенка, где происходит его рефлексия.

   4.Принцип ситуативности, позволяющий создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром  выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы, требующей разрешения.

   5.Принцип интегративности всех процессов воспитательно-образовательного пространства – обучение, воспитание, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. 

6.Принцип ценностной ориентации всех видов взаимодействий и деятельности, где ценность (нравственная, гуманистическая, познавательная, эстетическая и др.) выступает связующим элементом пространства, придает ему  целостность, является стержнем, осью образовательного пространства.

7.Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги.

   8.Принцип открытости дошкольного образовательного учреждения ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям, взрослым.

   9.Принцип ценности личности и ее уникальности, заключается в признании личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.

   10.Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом  усвоения ребенком, обеспечения  доступного для него уровня трудности, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.

Предполагаемые результаты.

Результаты работы по социально-эмоциональному воспитанию не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счёту, письму. Поэтому не стоит ждать быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает опыт, постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, проявляется гибкость по отношению к окружающим.

Если нам интересно с детьми, а им с нами, если мы проявляем любовь и терпение, результаты обязательно придут.

В последнее время всё чаще говорится о личностно-ориентированном подходе к детям, который опирается на знание особенностей нервной системы каждого ребёнка. Для того чтобы сформировать одни и те же черты характера у детей с разными особенностями нервной системы, их надо воспитывать неодинаково. Замечательный педагог Ушинский К.Д. говорил, что «для того чтобы воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо во всех отношениях знать». Нам, воспитателям, как никому нужно учитывать это в своей работе. Так как наша профессия воспитателя пока существует и востребована, значит мы в силах что-либо изменить, направить нерастраченные эмоции детей в нужное русло.

Организация предметно-развивающей среды.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций.

Я учитываю, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции.

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

Развивая эмоционально-нравственную сферу детей необходимо использовать комплекс психогимнастических упражнений, которые плавно вводят ребёнка в сложный мир человеческих отношений. Моей задачей является пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут. Я приучаю детей жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (уравновешенность, жизнерадостность, спокойствие, доброту). Психогимнастика способствует снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы она особенно необходима как способ эмоционального настроя на предстоящий день.

Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира.

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Я имею возможность приобщить детей к удивительному миру природы во время непосредственного общения с ней, то есть, на прогулках. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта. Педагогам и родителям следует «бить тревогу», если ребёнка-дошкольника не привлекают яркие краски и запахи природы, оставляя его равнодушным. Наблюдения за различными сезонными явлениями должны стать не только способом познания, но и, в первую очередь, стимулом для выражения ребёнком определённых эмоций, так как эти наблюдения обогащают представление об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Только взрослый может помочь детям получить яркие эмоциональные эстетические впечатления от красоты окружающего мира.

Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками, а также формировать умение оценивать поступки свои и других людей необходимо на специально организованной совместной деятельности, построенной в форме театрализованной игры. Именно игра является ведущей деятельностью дошкольников. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». С помощью игрового воображения ребёнок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых, превращаясь в них чисто эмоционально. Влияние игры на чувства детей огромно, так как она обладает притягательной способностью завораживать, вызывать волнение, азарт и восторг. Театрализованная игра характеризует эмоционально-нравственные проявления ребёнка, предоставляя возможность судить о его навыках общения. В театрализованной игре дети создают свой мир, в котором действуют так, как им нравится. Для того чтобы усвоенные нормы поведения в обществе стали привычкой, надо сделать игру эмоционально насыщенной. Преимущество театрализованных игр в коррекции социально-эмоционального поведения заключается в том, что они являются активной формой экспериментального поведения и обладают мощным социализирующим эффектом. Эти игры направлены на ослабление внутренней напряжённости ребёнка, на осознание своих переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, способствуют формированию у детей навыков совместного взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со своими товарищами в процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия. Участвуя в серии подобных игр, дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнёром.

Работа с родителями.

Наилучший способ помочь детям войти в реальный мир, испытывая при этом преимущественно положительные эмоции – это помочь их родителям осознать значимость социально-эмоционального воспитания в развитии ребёнка. Ведь воспитание всесторонне развитой личности – это совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование устойчивой психики и здорового эмоционального фона. И залог успеха этой работы в том, что она должна вестись непрерывно (педагогами – в детском саду, родителями – дома). Моя работа с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей выражается в следующих формах: родительские собрания (типовые и нетрадиционные), анкетирования, беседы –диалоги, и консультации- практикум.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Психогимнастические упражнения.

  1. «НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

-- Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2.  «РОДИТЕЛИ»

-- Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3. «НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

На лугу растут цветы

          Небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны.)

          К солнцу тянутся цветы.

          С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх.)

          Ветер дует иногда,

          Только это не беда.

(Дети машут руками над головой, изображая ветер.)

          Наклоняются цветочки,

          Опускают лепесточки.

(Присели.)

          А потом опять встают

          И по-прежнему цветут.

4.«ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише», «тише» дети приседают, на слова «выше», «выше» - выпрямляются.)

5.«ПРОСНИСЬ»

     Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

     (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся»  может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.)

     Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. ( «Д.в. №12, 2000г.)

6. «ИДИ СЮДА»

     В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии.

Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково,  то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

7. «ЛЯГУШКИ»

     а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете  делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.                                                                          

     Б) Две весёлые лягушки

        Ни минутки не сидят,

        Ловко прыгают подружки,

        Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

8. «КОТИК»

     Лучик котика коснулся,

     Котик сладко потянулся.

(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

9. «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

     а) Есть в лесу три полочки.

         Ели – елки – елочки.

         Лежат на елях небеса,

         На елках – птичьи голоса,

         Внизу на елочках – роса.

            («Ели» - стоя на носках, руки вверх.

            «Елки» - руки в стороны, ступни прижаты к полу.

            «Елочки» - присесть, руки вперед.)

      б) Заблудились мы в лесу (грустно)

          Закричали все: «Ау!» (громко)

          Ой! (весело)

          Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

10. «ЁЖИК»

    а)  Вот лежит иголок ворох

         И две пары ножек.

         В клубок свернулся от лисы

         Наш колючий ёжик.

(Изобразите свернувшегося в клубок ежа.)                                                                                                

      б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

         Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

         Пусть ему навеют сны снежные метели,

         Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев,  снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно.)

  1. «МЫШИ»

     На носочках ходят мыши,

     Чтобы кот их не услышал.

(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

В моменты общения детей с природой для достижения поставленных целей педагогу необходимо использовать такие игровые упражнения, как, например, «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

«Приласкай, ветерок, облачко»

Ребята, я предлагаю вам перенестись вместе со мной в Сказочную страну, где возможны любые превращения! Присядьте, пожалуйста, и закройте глаза. Представьте, что все вы – воздушные, лёгкие облака, очень красивые, пушистые. Вы поднимаетесь всё выше и выше, плывёте по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики. Но настала пора возвращаться на Землю. Вы спускаетесь всё ниже и ниже. Ой, опустились! Открыли глаза.

(Ребята, ответьте, пожалуйста, вам понравилось путешествие? Какие облака плыли по небу? Покажите, как смеялось весёлое облачко. Как оно щурило глазки? Как вы думаете, когда на небе такие облака, какая может быть погода?)

В пасмурную погоду улучшить настроение детей поможет пальчиковый игротренинг «Что делать после дождика».

- Что делать после дождика? (Соединяем попеременно подушечки    пальцев правой и левой рук.)

-По  лужицам скакать!                 (Пальчики правой руки

- Что делать после дождика?        «скачут» по левой ладошке).

- Кораблики пускать!                 (Делаем двумя руками одновременно

- Что делать после дождика?      широкий размах перед грудью).

- На радуге кататься!                 (Обеими руками «делаем» волны).

- Что делать после дождика?

- Да просто улыбаться!               (Дети улыбаются друг другу).

Говоря о гармоничном развитии ребёнка, мы подразумеваем гармонию эмоциональной сферы, природного окружения и интеллектуального развития. Именно поэтому развитие у ребёнка чувства прекрасного рождается в общении с природой. Такое общение может носить и опосредованный характер. Например, свои впечатления, полученные на прогулке, во время экскурсии, ребёнок может выразить с помощью карандашей, красок, пластилина, цветной бумаги и на занятиях, и в свободное время. Педагог должен знать, что формой и цветом изображаемого объекта ребёнок передаёт свои эмоциональные переживания и своё восприятие мира. Так, цвет дождика на рисунке дошкольника может варьировать от мрачно-серого до ярко-голубого в зависимости от того, какой след в душе ребёнка оставило это природное явление и как оно было преподнесено ему педагогом.

Эмоциональное влияние на ребёнка оказывают сами объекты живой природы, их многообразие и неповторимость, доступность в обращении, возможность разнообразно и достаточно длительно общаться с ними.

Активно действуя в природном окружении, ребёнок учится чутко относиться ко всему живому, проявлять заботу и внимание, беречь и охранять природу, любить родной край. А научить этому должны его мы – педагоги и родители.

Необходимо учитывать тот факт, что в мир театра надо вводить детей постепенно. Я выделила для себя следующие этапы освоения детьми театрализованной игры:

  1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (ёжик сопит, зайка прыгает, лисичка крадётся и т.д.) и основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши).
  2. Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоциональных проявлений персонажа.

Например, психогимнастика в утренние часы:

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Гимнастика пробуждения:

Жук проснулся, потянулся,

С бока на бок повернулся,

Крылышки расправил,

Полетел и зажужжал…

Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

  1. Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей   (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  2. Игра-импровизация под музыку («Листочки, листочки по ветру летят…», «Весёлые мячики»).
  3. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам потешек и стихов («Наша Катя маленька…», «Заинька, попляши…», «Снег, снег» А.Барто»).
  4. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин «Утка с утятами», К.Ушинский «Васька»).
  5. Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»).
  6. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, инот т ипетух и лиса», Теремок»).
  7. Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка Ряба») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Цыплёнок»).

Для освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые я приготовила вместе с детьми:

  1. Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).
  2. Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).
  3. Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).
  4. Театр игрушек из ложек («Жихарка»).
  5. Игрушки из коробок («Три поросёнка»).
  6. Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).
  7. Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского ).

Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний. Именно поэтому любой режимный момент, в том числе и дома должен быть представлен в форме игры. Например, покупая сюжетно-образные игрушки, изображающие людей, животных, предметы труда и быта, взрослым необходимо создать игровую ситуацию, чтобы дать ребёнку представление об основных её функциях, звуках и движениях.

Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Проект «Социально – эмоциональное развитие старшего дошкольника»

Проект «Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника» направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социально-эмоционального развития детей, возникновению у во...

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.

В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...