«Свойства Воздуха»
план-конспект занятия на тему
Цель:
Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух».
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Расширять представление об использовании воздуха.
Развивающие:
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные:
6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozduha.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
образовательная область «Экспериментирование»
(игровая технология)
«Свойства Воздуха»
Подготовила
Воспитатель Мачульская Е.В.
СПб
2013 г.
Цель:
Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух».
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Расширять представление об использовании воздуха.
Развивающие:
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные:
6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.
Используемый материал:
- воздушные шары разных цветов и размеров,
- полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,
- баночки с плотными крышками,
- камушки, большие тазы с водой, небольшие круглые шарики,
- горячая вода в термосе,
- 2 пустые бутылки,
- стаканчики с водой на каждого ребёнка и трубочка,
- технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Игровые технологии:
- Эксперимент с полиэтиленовым пакетом,
- Эксперимент со стаканчиками и трубочками,
- Эксперимент с баночками,
- Эксперимент с камушками и шариками,
- Эксперимент с бутылкой и шариком,
Использование ТСО, просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».
Ход НОД
I Организационный момент.
В: Ребята, сегодня у нас занятие непростое. К нам на занятие пришёл Незнайка, принёс волшебный сундучок, заглянул в него, а там какие-то предметы лежат для экспериментов, а что с ними делать он не может разобраться.
Н: Ребята, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
Н: Ребята, я пришёл к вам не с пустыми руками. Хотите узнать, что я принёс с собой? Тогда угадайте загадку.
Н: Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.
( Воздушный шар )
Дети дают ответы. И Незнайка показывает детям связку надутых шаров.
Н: Ребята, а как вы думаете, что находится внутри шариков? Я вам подскажу.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
(Дети отгадывают загадку)
В: А что такое воздух давайте в этом разберёмся.
II Основная часть.
Опыт№1
Н: Ребята, кто выберет первый предмет из сундучка, который поможет определить нам свойство воздуха ? (Дети достают любой предмет, например, там лежат полиэтиленовые пакеты).
В: Ребята, а вы видите воздух?
Д: Нет.
Н: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?
В: Сейчас проверим. Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём?
Д: Он пуст.
В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Д: Его надули.
В: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: На шарик…
Н: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
В: Давайте на него посмотрим? Как вы думаете воздух в пакете имеет цвет?
Д: Нет.
В: Мы можем его увидеть? А почувствовать? Давайте сожмём пакет?
Покатаем его как колобок, но аккуратно, что бы не лопнул. Что происходит с воздухом в пакете?
Д: Он сжимается.
В: Он поменяет форму.
В: Из этого эксперимента мы можем сказать, что воздух сжимаем и упруг, невидимый и бесцветный.
В: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Д: Пакет опять стал пустым.
Н: Ребята, а вы верите, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
Д: Мы не знаем.
В: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Н: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки, вода бурлит.
Н: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
В: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
В: Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Вывод: Воздух сжимаем и упруг, невидимый и бесцветный. Воздух находится вокруг нас повсюду.
Опыт №2
Н: Ребята, давайте разберёмся с остальными предметами, посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке. (Дети достают любой предмет, например баночки.)
Н: Что это?
Д: Баночки.
Н: Посмотрите, а в них что - ни будь есть?
Д: Они пусты.
В: В них воздух, давайте откроем их и понюхаем аромат.
Н: Как вкусно пахнет , понюхайте!(Дети открывают пустые баночки с разными запахами.)
В: Действительно, пахнет апельсином, бананом, огурцом, луком.
В: Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по – разному.Кто догадается?
Д: Там лежали фрукты и овощи.
В: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Н: А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.
Н: Можно ли попробовать воздух на вкус?
В: Лизните его. Он имеет вкус? Какое свойство воздуха мы откроем?
Д: Нет вкуса.
В: Правильно, ребята, воздух не имеет вкуса.
Вывод: Из нашего эксперимента выяснили, что чистый воздух не имеет запаха и вкуса.
В: Давайте теперь немного отдохнём , и расскажем Незнайке стихотворение про воздушный шарик.
Физминутка
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Н: Молодцы! Давайте посмотрим, что ещё припасено в нашем сундучке. (Дети подходят и выбирают оттуда предметы, например, небольшой шарик и камушки)
Опыт №3
Н: Ребята, я видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
В: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
Д: Пузырьки.
Н: Интересно, а почему камешки тонут?
Д: Они тяжёлые.
Н: А вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?
В: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой).
Н: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Д: Камни тяжёлые, а шарики лёгкие.
Вывод: Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Просмотр отрывка из позновательного мультфильма «Фиксики».
Н: Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Н: Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимится, а вы ребята, как думаете?
Д: Не знаем.
В: А давайте проверим так ли это.
Опыт №4
В: Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт.
В: Посмотрите, что происходит с шариком?
Д: Надувается.
В: Действительно, шарик надулся. Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики.
Вывод: Горячий воздух легче холодного.
III Подведение итогов.
В: Ребята, а давайте теперь ответим на самый последний вопрос. Чем полезен воздух? Какую пользу он приносит нам?
Д: Мы им дышим…
В: Если бы мы закрыли рот и зажали нос, как мы себя чувствовали?
Д: Плохо.
В: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека чистый или грязный?
Д: Чистый.
В: Мы сможем прожить в загрязнённом воздухе? Что надо делать, что бы он оставался чистым?
Д: Не сможем, надо беречь его.
В: Вот и опыты на сегодня у нас закончились. Молодцы, ребята, вы так хорошо мне сегодня помогали их проводить!
В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать Незнайке всё, что узнали сегодня о воздухе.
Н: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? А на память я хочу вам подарить воздушные шарики. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Воздух. Свойства воздуха!
Исследовательская работа...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»
Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....