Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Теремок».
проект (старшая группа) на тему
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Теремок».
Автор: воспитатель первой квалификационной категории МБОУ СОШ СП детский сад «Колокольчик» Колесникова С. Н.
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г. – май 2015г.
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
(Л.С.Выготский)
Актуальность проблемы.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Театрализованная деятельность в полной мере позволяет всесторонне развивать и раскрывать детей.
Постановка проблемы:
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели диагностику среди детей старшей группы (приложение №1), и анкетирование их родителей(приложение №2 ), которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, у 53 % детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности, 65 % родителей имеют низкий уровень представления о театральном искусстве, 12 % родителей не знают театры нашего города.
Цель проекта: воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности..
Задачи проекта:
1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
2. Развитие творческих и актерских навыков у детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности.
3. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе (взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Задачи педагогической деятельности воспитателя:
1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
2. Развивать творческие способности детей за счет театрализованной деятельности.
3. Поэтапно усложнять игровой материал, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
4. Создавать благоприятную атмосферу творчества и доверия.
5. Провести данную тему через все виды деятельности.
6. Проводить анализ после каждого мероприятия, давая каждому ребенку возможность высказываться.
Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Предполагаемый результат:
1. Развить у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
2. Развить способность предлагать новый замысел игры.
3. Сформировать у детей умение перевоплощаться в роли, импровизировать.
4. Развить у детей умение фантазировать, придумывать свой сюжет.
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Подготовительный - (сентябрь)
2. Основной - (октябрь-апрель)
3. Заключительный - (май)
Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы по данной теме, информирование участников о цели проекта, опрос родителей, с целью выявить их отношение к данной теме, диагностика детей.
Условия реализации проектной деятельности.
Данный проект разрабатывался с учетом требований Федерального Государственного стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от 17.10.2013 г.), «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой; «Основной общеобразовательной программы МДОУ СОШ СП детский сад «Колокольчик» (Далее – МДОУ); «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Весь репертуар, используемый во время проекта и сопровождающий образовательный процесс, формировался из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Проект строился на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивал физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Была подготовлена совместно с родителями и предметно развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.
В группе был создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:
· Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
· Атрибуты для различных игровых позиций:
1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);
2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);
3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);
4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).
Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:
·создание эмоционально-благополучной атмосферы;
·обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.
Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса, высокий уровень развития театрализованных знаний и умений, создание условий для развития творческих проявлений детей, оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:
· творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
· исполнительское (речевое, двигательное);
· оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).
Был составлен план проекта:
№п/п | тема | Форма реализации, задачи | дата |
| Октябрь | ||
1 | «Театр бывает разным» | - Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности); - Дидактическая игра «Куклы оживают» (учить согласовывать движения пальчиковой куклы с текстом; - Игра «расскажи без слов» (познакомить детей с понятием мимика и жест). | 07.10.2015 |
2 | «В мире сказок» | - Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей); - Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) | 14.10.2015 |
3 | Беседа: “Театральные профессии” | - Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. - Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.
| 21.10.2015 |
4 | Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” | - Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. - Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. - Учить передавать ритмизацией движения | 28.10.2015 |
| Ноябрь | ||
5 | Драматизация сказки «Репка» (на новый лад), «Теремок» (на новый лад) | 1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей. 2. Расширять кругозор в историко- географическом развитии детей. 3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных. 4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности. | 04.11.2015 |
6 | Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» | - Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. - Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. - Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. | 11.11.2015 |
7 | Разгадывание кроссворда: “Сказочные герои” | - Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. - Развивать умение переключаться с одного образа на другой. | 18.11.2015 |
8 | Игровой стречинг. (Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.) | - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. - Развивать дикцию. - Учить строить диалоги. -Воспитывать терпение и выдержку.
| 25.11.2015 |
| Декабрь | ||
9 | Ритмопластика. | - Развивать у детей умение пользоваться жестами. - Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. - Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М. Глинка. "Вальс фантазия". | 02.12.2015 |
10 | Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” | - Развивать у детей интерес к сценическому мастерству. - Активизировать познавательный интерес к театру. - Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. - Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. | 09.12.2015 |
11 | Чтение скороговорок | - Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок. - Развивать дикцию. | 16.12.2015 |
12 | Упражнения на ритмизацию. | - Создать положительный эмоциональный настрой. - Упражнять детей в подборе рифм к словам. - Закрепить понятие “рифма”. - Поощрять совместное стихосложение. | 23.12.2015 |
13 | Беседа: «Театр и музыка» | - познакомить с понятием лейтмотив. - рассмотреть на примере, как музыка помогает передавать образ и характерные особенности героев. - Разучить несколько характерных попевок. | 30.12.2015 |
| Январь | ||
14 | Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта | - Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. - Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. - Закреплять умение логично излагать свои мысли. | 13.01.2016 |
15 | «В гостях у лесовика» | - Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных постановках. - Речевая игра «Веселый старичок» - Двигательно- речевая миниатюра «Мишка». - Игра- разминка «Уборка леса». Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Лесные зверушки». | 20.01.2016 |
16 | «В гостях у С. Я. Маршака» | - Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки». - Упр «1, 2, 3, 4, 5- будем дружно мы играть». - Игра «Маски» (понимание мимики). - Имитационное упражнение «Кто как ходит». - Драматизация стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки». | 27.01.2016 |
| Февраль | ||
17 | «Добрые слова» | Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. - Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. - Воспитывать коммуникативные навыки общения. - Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. | 03.02.2016 |
18 | Играем в сказку «Снегурочка» | Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка». - Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. - Формировать интонационную выразительность речи. - Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. | 10.02.2016 |
19 | «Наши развлечения» | Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать. - Учить понимать эмоциональное состояние героев. - Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и жеста. - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - Привлекать детей к изготовлению театра на ложках. | 17.02.2016 |
20 | «Наши защитники» | Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. - Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. - Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. - Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. | 24.02.2016 |
Март | |||
21 | «Незнайка в театре» | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. - Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. - Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. - Развивать умение выразительно передавать образы. - Упражнять детей в подборе рифм к словам. - Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. | 02.03.2016 |
22 | “Весна пришла!”. | : Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. - Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. - Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. - Развивать воображение детей. - Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства. | 16.03.2016 |
23 | «Непослушная Маша». | - Учить доводить до детей замысел сказки. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). - Развивать интонационную выразительность речи. - Развитие умения последовательно пересказывать сказку. - Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. | 23.03.2016 |
24 | «Театральная азбука». | - Знакомство с театральными терминами. - Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. - Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. - Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. - Развивать выразительность жестов. - Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | 30.03.2016 |
Апрель | |||
25 | «Пчелки, птички полетели»; Праздник «Встреча Жаворонков» | - Познакомить детей с весенними приметами. Отвечать на вопросы полными предложениями. - Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность. - Развитие активного внимания. - Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей. - Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | 06.04.2016 |
26 | «День космонавтики» | - Публичное выступление перед детьми детского сада. - Учить не бояться публичных выступлений. | 13.04.2016 |
27 | «Путешествие» | - Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение. - Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. - Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа. - Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает. - Воспитывать партнерские отношения между детьми. | 20.04.2016 |
28 | «Мы маленькие актёры» | - Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь. - Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. - Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки. - Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями. - Развитие творческого потенциала. - Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. | 27.04.2016 |
Май | |||
29 | «Говорим о композиторе». | Знакомство детей с профессией- композитор. - Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. - Освоение музыкально- ритмических движений. - Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. - Развивать фантазию, умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость в создании танца. - Учить детей изготавливать музыкальные инструменты из подручных средств. | 04.05.2016 |
30 | Светлый праздник «Пасха» (Совместно с родителями) | Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. | 11.05.2016 |
31 | Викторина «Что мы знаем о театре». | Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. - Упражняться в интонирование диалогов. - Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. - Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями. - Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. | 18.05.2016 |
32 | Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лесная сказка» для детей 2 младшей группы | Совершенствовать диалогическую форму речи. - Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы. - Развивать внимание, память, воображение. -Совершенствовать исполнительское мастерство. | 25.05.2016 |
Формы организации образовательного процесса
· Беседы и организованная деятельность;
· Театрализованные игры-спектакли;
· Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность;
· Художественно-продуктивная деятельность;
· Посещение детьми театров совместно с родителями;
· Поездки в театр и фото-экскурсии; проведение театрализованных представлений;
· Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки
· Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники.
В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей типа Незнайки, непослушная Маша, Лесовичок и т.д., которые допускают неточности, делают ошибки, путают.
Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.
Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.
Например: «Играем в сказку «Снегурочка»», «Весна пришла», «Пасха» т.п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными моментами.
Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий день, где детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 6-8 детей).
В конце месяца устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводимых во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Родители охотно участвовали в создании декораций и костюмов к детским спектаклям, помогали в заучивании текстов ролей и даже сами участвовали в театрализованных постановках в качестве актеров. Благодаря родителям у нас появились: «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, куклы из перчаток.
Целенаправленно совместно с детьми родители посещали театры, после чего на совместных чаепитиях делились впечатлениями от увиденного.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены папки передвижки на темы: «театр кукол в домашних условиях», «Домашний театр для решения семейных проблем», «Мастерим кукол из чего угодно», «О роли родителей в развитие речи ребенка».
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – сплочению всех членов семьи.
Проделанная работа сплотила семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Заключительный этап: игра-викторина «Что я знаю о театре», создание фотоальбома «Маленькие актеры», театральная драматизация «Лесная сказка»
для детей 2 младшей группы.
Оценка качества реализации проекта
Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач. И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. Работа над проектом помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т.д.).
К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.
Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Теремок».
Автор: воспитатель первой квалификационной категории МБОУ СОШ СП детский сад «Колокольчик» Колесникова С. Н.
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г. – май 2015г.
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Актуальность проблемы.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Театрализованная деятельность в полной мере позволяет всесторонне развивать и раскрывать детей.
Постановка проблемы:
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели диагностику среди детей старшей группы (приложение №1), и анкетирование их родителей(приложение №2 ), которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, у 53 % детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности, 65 % родителей имеют низкий уровень представления о театральном искусстве, 12 % родителей не знают театры нашего города.
Цель проекта: воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности..
Задачи проекта:
- Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
- Развитие творческих и актерских навыков у детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности.
- Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе (взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Задачи педагогической деятельности воспитателя:
1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
2. Развивать творческие способности детей за счет театрализованной деятельности.
3. Поэтапно усложнять игровой материал, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
4. Создавать благоприятную атмосферу творчества и доверия.
5. Провести данную тему через все виды деятельности.
6. Проводить анализ после каждого мероприятия, давая каждому ребенку возможность высказываться.
Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Предполагаемый результат:
1. Развить у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
2. Развить способность предлагать новый замысел игры.
3. Сформировать у детей умение перевоплощаться в роли, импровизировать.
4. Развить у детей умение фантазировать, придумывать свой сюжет.
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Подготовительный - (сентябрь)
2. Основной - (октябрь-апрель)
3. Заключительный - (май)
Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы по данной теме, информирование участников о цели проекта, опрос родителей, с целью выявить их отношение к данной теме, диагностика детей.
Условия реализации проектной деятельности.
Данный проект разрабатывался с учетом требований Федерального Государственного стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от 17.10.2013 г.), «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой; «Основной общеобразовательной программы МДОУ СОШ СП детский сад «Колокольчик» (Далее – МДОУ); «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Весь репертуар, используемый во время проекта и сопровождающий образовательный процесс, формировался из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Проект строился на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивал физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Была подготовлена совместно с родителями и предметно развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.
В группе был создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:
· Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
· Атрибуты для различных игровых позиций:
1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);
2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);
3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);
4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).
Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:
·создание эмоционально-благополучной атмосферы;
·обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.
Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса, высокий уровень развития театрализованных знаний и умений, создание условий для развития творческих проявлений детей, оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:
· творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
· исполнительское (речевое, двигательное);
· оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).
Был составлен план проекта:
№п/п | тема | Форма реализации, задачи | дата |
Октябрь | |||
1 | «Театр бывает разным» | - Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности); - Дидактическая игра «Куклы оживают» (учить согласовывать движения пальчиковой куклы с текстом; - Игра «расскажи без слов» (познакомить детей с понятием мимика и жест). | 07.10.2015 |
2 | «В мире сказок» | - Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей); - Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) | 14.10.2015 |
3 | Беседа: “Театральные профессии” | - Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. - Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. | 21.10.2015 |
4 | Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” | - Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. - Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. - Учить передавать ритмизацией движения | 28.10.2015 |
Ноябрь | |||
5 | Драматизация сказки «Репка» (на новый лад), «Теремок» (на новый лад) | 1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей. 2. Расширять кругозор в историко- географическом развитии детей. 3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных. 4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности. | 04.11.2015 |
6 | Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» | - Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. - Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. - Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. | 11.11.2015 |
7 | Разгадывание кроссворда: “Сказочные герои” | - Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. - Развивать умение переключаться с одного образа на другой. | 18.11.2015 |
8 | Игровой стречинг. (Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.) | - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. - Развивать дикцию. - Учить строить диалоги. -Воспитывать терпение и выдержку. | 25.11.2015 |
Декабрь | |||
9 | Ритмопластика. | - Развивать у детей умение пользоваться жестами. - Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. - Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М. Глинка. "Вальс фантазия". | 02.12.2015 |
10 | Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” | - Развивать у детей интерес к сценическому мастерству. - Активизировать познавательный интерес к театру. - Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. - Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. | 09.12.2015 |
11 | Чтение скороговорок | - Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок. - Развивать дикцию. | 16.12.2015 |
12 | Упражнения на ритмизацию. | - Создать положительный эмоциональный настрой. - Упражнять детей в подборе рифм к словам. - Закрепить понятие “рифма”. - Поощрять совместное стихосложение. | 23.12.2015 |
13 | Беседа: «Театр и музыка» | - познакомить с понятием лейтмотив. - рассмотреть на примере, как музыка помогает передавать образ и характерные особенности героев. - Разучить несколько характерных попевок. | 30.12.2015 |
Январь | |||
14 | Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта | - Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. - Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. - Закреплять умение логично излагать свои мысли. | 13.01.2016 |
15 | «В гостях у лесовика» | - Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных постановках. - Речевая игра «Веселый старичок» - Двигательно- речевая миниатюра «Мишка». - Игра- разминка «Уборка леса». Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Лесные зверушки». | 20.01.2016 |
16 | «В гостях у С. Я. Маршака» | - Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки». - Упр «1, 2, 3, 4, 5- будем дружно мы играть». - Игра «Маски» (понимание мимики). - Имитационное упражнение «Кто как ходит». - Драматизация стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки». | 27.01.2016 |
Февраль | |||
17 | «Добрые слова» | Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. - Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. - Воспитывать коммуникативные навыки общения. - Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. | 03.02.2016 |
18 | Играем в сказку «Снегурочка» | Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка». - Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. - Формировать интонационную выразительность речи. - Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. | 10.02.2016 |
19 | «Наши развлечения» | Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать. - Учить понимать эмоциональное состояние героев. - Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и жеста. - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - Привлекать детей к изготовлению театра на ложках. | 17.02.2016 |
20 | «Наши защитники» | Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. - Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. - Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. - Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. | 24.02.2016 |
Март | |||
21 | «Незнайка в театре» | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. - Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. - Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. - Развивать умение выразительно передавать образы. - Упражнять детей в подборе рифм к словам. - Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. | 02.03.2016 |
22 | “Весна пришла!”. | : Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. - Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. - Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. - Развивать воображение детей. - Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства. | 16.03.2016 |
23 | «Непослушная Маша». | - Учить доводить до детей замысел сказки. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). - Развивать интонационную выразительность речи. - Развитие умения последовательно пересказывать сказку. - Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. | 23.03.2016 |
24 | «Театральная азбука». | - Знакомство с театральными терминами. - Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. - Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. - Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. - Развивать выразительность жестов. - Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | 30.03.2016 |
Апрель | |||
25 | «Пчелки, птички полетели»; Праздник «Встреча Жаворонков» | - Познакомить детей с весенними приметами. Отвечать на вопросы полными предложениями. - Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность. - Развитие активного внимания. - Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей. - Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | 06.04.2016 |
26 | «День космонавтики» | - Публичное выступление перед детьми детского сада. - Учить не бояться публичных выступлений. | 13.04.2016 |
27 | «Путешествие» | - Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение. - Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. - Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа. - Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает. - Воспитывать партнерские отношения между детьми. | 20.04.2016 |
28 | «Мы маленькие актёры» | - Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь. - Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. - Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки. - Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями. - Развитие творческого потенциала. - Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. | 27.04.2016 |
Май | |||
29 | «Говорим о композиторе». | Знакомство детей с профессией- композитор. - Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. - Освоение музыкально- ритмических движений. - Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. - Развивать фантазию, умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость в создании танца. - Учить детей изготавливать музыкальные инструменты из подручных средств. | 04.05.2016 |
30 | Светлый праздник «Пасха» (Совместно с родителями) | Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. | 11.05.2016 |
31 | Викторина «Что мы знаем о театре». | Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. - Упражняться в интонирование диалогов. - Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. - Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями. - Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. | 18.05.2016 |
32 | Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лесная сказка» для детей 2 младшей группы | Совершенствовать диалогическую форму речи. - Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы. - Развивать внимание, память, воображение. -Совершенствовать исполнительское мастерство. | 25.05.2016 |
Формы организации образовательного процесса
- Беседы и организованная деятельность;
- Театрализованные игры-спектакли;
- Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность;
- Художественно-продуктивная деятельность;
- Посещение детьми театров совместно с родителями;
- Поездки в театр и фото-экскурсии; проведение театрализованных представлений;
- Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки
- Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники.
В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей типа Незнайки, непослушная Маша, Лесовичок и т.д., которые допускают неточности, делают ошибки, путают.
Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.
Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.
Например: «Играем в сказку «Снегурочка»», «Весна пришла», «Пасха» т.п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными моментами.
Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий день, где детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 6-8 детей).
В конце месяца устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводимых во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Родители охотно участвовали в создании декораций и костюмов к детским спектаклям, помогали в заучивании текстов ролей и даже сами участвовали в театрализованных постановках в качестве актеров. Благодаря родителям у нас появились: «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, куклы из перчаток.
Целенаправленно совместно с детьми родители посещали театры, после чего на совместных чаепитиях делились впечатлениями от увиденного.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены папки передвижки на темы: «театр кукол в домашних условиях», «Домашний театр для решения семейных проблем», «Мастерим кукол из чего угодно», «О роли родителей в развитие речи ребенка».
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – сплочению всех членов семьи.
Проделанная работа сплотила семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Заключительный этап: игра-викторина «Что я знаю о театре», создание фотоальбома «Маленькие актеры», театральная драматизация «Лесная сказка»
для детей 2 младшей группы.
Оценка качества реализации проекта
Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач. И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. Работа над проектом помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т.д.).
К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.
Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»
ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок» Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. С психологическ...
Образовательный проект по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Организация работы с детьми по театрализованной деятельности....
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»
Актуальность Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы № 14 «Волшебный мир театра»
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно с...
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы...
Проект по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы «Рукавичка»
Проект по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы «Рукавичка»...