Консультация для воспитателей
проект (младшая группа) на тему
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_detey_rannego_vozrasta.odt | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма у детей раннего возраста
Г. Кропоткин
Одной из важнейших задач нравственного воспитания детей раннего возраста является воспитание любви к Родине, к дому, людям, которые окружают их.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Сложность решения этой задачи связана прежде всего с возрастом детей. Надо знать, понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно это лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.
Бесспорно, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения –
одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать первые представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа- привязанность и чувство защищенности. Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины. Воспитываются эти чувства на разных примерах и методах: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи игрушки, книги, природу и т.д., т.е. воспитываем качество личности- бережливости, учимся трудиться на благо своей группы и друзей, приобщаем к красоте окружающей природы. На следующем этапе можно уже сообщать ребёнку определённые знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о его собственном доме, о детском саде, об улице, на которой он живёт, о районе и городе, на конец о стране.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны знать о традициях, обычаях, праздниках, а так же принимать в них активное участие ( праздники - Рождество, Масленица, встреча весны, Пасха, яблочный, медовый Спас и т.д.)
Патриотизм - это чувство любви к маме, к своим близким, к любимой игрушке, к цветку и солнышку и т.д. И только затем чувство любви к Родине. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, чему мы учим маленьких воспитанников. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому не будучи патриотом сам педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное) , в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность ( игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране, народом и в детском саду. Сейчас к нам возвращается память о национальных традициях, обрядах и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине, но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своей малой Родине, о маме, о труде взрослых, окружающих его (младший возраст)о названии страны где мы живём, читать стихи о Родине, петь песни (старший дошкольный возраст), то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Поэтому, начиная уже в группе раннего возраста, педагог приобщает детей к народной игрушке ( матрёшке, игрушке-забаве, пирамидке) малышей знакомят с русскими народными играми, потешками, песенками, хороводами, сказками.
Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора, где сохранились особенные черты русского характера: добро, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, а также важно знакомитьдетей с народной декоративной росписью.
Только тогда мы можем проследить за развитием личностной культуры ребёнка,
как основы его любви к Родине.
Социально — политические изменения в стране и в мире повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...