Создание прав ребенка в условиях ДОУ и семьи.
консультация на тему
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед д/с является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v_mrio_kruglyy_stol.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
Доклад
на тему:
«Соблюдение прав ребенка
в условиях ДОУ и семьи»
Выполнила: педагог-психолог
Ливадняя И.В.
п.Гигант
2015г
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед д/с является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В настоящее время отмечается стремление дошкольных образовательных организаций самим решать собственные задачи, их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться. Предлагаю Вашему вниманию ответить на вопросы анкеты «Умение общаться с родителями» ( Приложение 1).
Особое значение имеет готовность и способность устанавливать психологический контакт с родителями, которые обращаются к вам за помощью. Желательно придерживаться таких правил:
1) избегать скоропалительных решений, т. к родитель возлагает на вас роль эксперта, и вы рискуете оказаться единственным ответственным за решение проблемы;
2) вслушивайтесь в то, что говорите – иногда родителю хочется просто выговориться, поэтому нужно убедить собеседника, что вы понимаете, о чем говориться;
3) обговаривайте любое предложение, можно обговорить несколько вариантов, предоставив ему выбор;
4) соблюдайте конфиденциальность – даже это не обговаривая, т. к родитель считает, что обсуждение его вопросов останется в тайне.
Существуют разные формы взаимодействия с родителями:
помощь родителей д/с в целом (сбор материалов для занятий, разработка содержания игротек и.т.д);
участие родителей в принятии решений ( создание родительских комитетов и.т.д);
рассматривать воспитание и развитие детей ни как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических и возрастных особенностей, с учетом предшествующего опыта, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и дошкольном образовательном учреждении;
с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок) и восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей;
регулярно, в процессе индивидуального общения обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
проявлять понимание, деликатность, терпимость, такт при общении с родителями воспитанников.
Эффективность деятельности педагогического коллектива д/с заключается не только в том, чтобы провести какую – то работу с родителями и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них. В первую очередь в коллективе должна быть создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Должна вестись работа внутри коллектива по анализу международных российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности ДОО и органов управления.
2. Работа педагогического коллектива должна включать в себя: изучение семей воспитанников, повышение правовой и педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педколлективом как в процессе повседневного общения, так и специально – организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детских рисунков, совместного просмотра и организации театрализованной деятельности)
Очень сложным является изучение климата в семьях воспитанников. Можно использовать разные методы изучения семей:
наблюдения за общением во время утреннего прихода и вечернего ухода домой (обратить внимание на обращение; на форму вопросов: мягкая или жесткая; на употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов; на реакцию родителей на просьбы ребенка, их шалости, капризы);
беседы с родителями и детьми;
анкетирование, тестирование;
посещение семей воспитанников;
наблюдение за детьми в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Дочки – матери»;
изучение рисунков детей («Моя семья», « Мой самый любимый человек»);
использование проективных методик ( Ребенку задаются вопросы: у тебя два билета в цирк, кого ты возьмешь? Или: Твоя семья идет в гости , но ты заболел, кто должен остаться? И. т.д)
Одной из основных задач педагогов является правовое просвещение родителей, в которое входит:
участие родителей в ежедневной работе группы (помощь в повседневной работе, участие в экскурсиях и.т.д);
общественная деятельность (создание клуба для родителей, приглашение лекторов по интересующим их вопросам).
Принципы взаимодействие с родителями:
1. осознать, что только общение усилиями семьи и ДОО можно помочь ребенку с уважением и пониманием относиться к родителям;
2. помнить о том, что их ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он нет больше в мире, и мы должны ценить индивидуальность, поддерживать и развивать её;
3. воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много сил, чтобы они были счастливы;
4. учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
5. наглядная агитация (тексты Конвенции, с выделенными основными положениями; выдержки из Семенного кодекса и др.);
6. знакомство с психолого-педагогической литературой;
7. проведение круглых столов, деловых игр;
8. проведение родительских собраний, с последующими обсуждениями различных реальных, часто создающихся в повседневной практике семейной жизни ситуаций, в которых родители будут учиться идентифицировать наличие или отсутствие нарушения прав детей;
9. проведение родительских собраний с элементами групповых дискуссий, позволяющие выявлять существующие у родителей отношения к данной проблеме и дающие возможность обменяться родительским опытом. Такое собрание может стать первым шагом на пути возникновения родительского дискуссионного клуба.
Тематика собраний может быть разной: например «Права ребенка в современном обществе».
Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права имеют отношения лично к каждому гражданину России. Как любые нормы права они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательным для исполнения каждым гражданином.
АНКЕТА
«УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ».
1. Назовите неприятные ситуации, по которым Вам приходится общаться с родителями.
2. Назовите приятные ситуации, по которым Вам приходится общаться с родителями.
3. Каковы главные достоинства ваших родителей?
4. Что бы вы хотели изменить в ваших родителях?
5. Какими бы Вы хотели видеть ваших родителей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Развитие коммуникативных способностей ребенка в условиях ДОУ и семьи через эмоциональную сферу.
Перспективное распределение программного материала....
Конспект занятия по формированию правового сознания "Право ребенка жить и воспитываться в семье"
Дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи...
"Соблюдение прав ребенка, как условие развития его индивидуальности"
Доклад "Соблюдение прав ребенка, как условие развития его индивидуальности"...
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙСтатья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).2. Каждый ребенок име...
Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи
Выступление с докладом на курсах повышения квалификации....
Создание единого пространства для обеспечения умственного и физического развития ребенка в условиях ДОУ и семьи
Выступление на родительском собрании...