Программа "Мои проекты"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков будущих первоклассников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологии нового времени, нового века, т.к. она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой
Согласовано
Зам. директора по ОП
___________И.В.Колесникова
«____»___________2014 г.
ПРОГРАММА
«Мои проекты»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2»
Казакова Л.С.
п. Уренгой, 2014 г.
Полное название программы | Срок реализации | Цели и задачи | Автор - составитель | Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
«Мои проекты» | Один месяц (с 6 до 7 лет - коллективные проекты) | 1.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений 2.Развитие потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка, формирование его индивидуальностей. 3.Развитие эмоционально-ценностных ориентаций детей, побуждение стремления узнавать и познавать не только окружающий мир, но и самого себя. 4.Активизировать познавательную деятельность | Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Казакова Л.С. | Дети научатся: 1) видеть проблемы; 2) выдвигать гипотезы; 3) задавать вопросы; 4) давать определения, понятия; 5) классифицировать; 6) структурировать полученный в ходе исследования материал; 7) делать выводы и умозаключения; 8) доказывать и защищать свои идеи |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес будущих школьников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое, интенсивное изменения окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков будущих первоклассников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологии нового времени, нового века, т.к. она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации, его прогрессивной методики обучения и развития. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы, гимназии, лицея – показатель высокого уровня образовательного учреждения.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместное оформление «Энциклопедии узоров»); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Этапы работы над проектом:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой и практической деятельности;
- работа над частями проекта, коррекция;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
- Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Если речь идет о занятии, о процессе обучения, приобретения знаний, то темы проектов чаще всегда предлагает учитель.
Технология проектной деятельности
Этап проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первый – постановка проблемы | Формулирует проблему (цель) (одновременно определяется продукт проекта) | Входят в проблему |
Второй - обсуждение проблемы, принятие задач | Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, уточняет проблемы и формулирует задачи | Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи. Планируют деятельность. Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость). Распределяют обязанности. |
Третий – работа над проектом | Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую). Оказывает практическую помощь (по необходимости) | Ищут решение задачи. Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости). Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. |
Четвертый - презентация | Готовится к презентации, проводит ее. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности. |
Пятый – постановка новой проблемы | Создает ситуацию необходимости поиска новой информации. | Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема проекта | Дата проведения | Цели и задачи |
1 | «Мир узоров» | 04.02.2012 | Знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров |
2 | «Энциклопедия узоров» | 11.02.2012 | Украшение одежды узорами. Оформление «Энциклопедии узоров» |
3 | «Моя школа» | 18.02.2012 | Проведение конкурса рисунков «Моя школа». Изготовление составных частей макета школы (бумажные трубочки) |
4 | Макет «Моя школа» | 03.03.2012 | Изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление |
Литература
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Начальная школа.- 1998 г. - №4.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.
- Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.-1994 г.
- Люркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.-1996 г.
- Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.// Начальная школа.-2004 г.-№6.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль. – 2001 г.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.-1999 г.
- Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М.: Владос,-2000 г.
- Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа. – 2004 г.
- Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель.-2009 г.
- А.И.Савенков. Маленький исследователь. Ярославль.-2002 г.
- О.В.Дыбина. Ребенок в мире поиска. М.-2005 г.
- Полат Е.С. Метод проектов. М.-2000 г.
- Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.-2005 г.
Приложение 1
Проект: «Мир узоров»
Цель: знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров; развивать эстетический вкус, любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.
Материалы: образцы рисунков различных узоров, альбомные листы бумаги, цветные карандаши.
Ход работы над проектом
1-й этап
Учитель показывает образцы узоров и рассказывает о них.
Узор основан на повторе и чередовании его элементов. Он может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником узора всегда была природа.
Узор может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур.
Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отношение к ним самого человека.
2-й этап
Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и выбрать тот узор, которым бы они украсили ковер.
3-й этап
Каждая подгруппа выбирает при помощи учителя понравившийся узор.
4-й этап
Учитель предлагает каждой подгруппе выполнить узор и рассказать о нем.
5-й этап
Постановка новой проблемы.
Обсуждаются разные варианты представленных материалов подгруппами детей (оформление альбома, энциклопедии, выставки рисунков узоров и др.).
Приложение 2
Проект: «Энциклопедия узоров».
Цель: украшение одежды узорами; оформление «Энциклопедии узоров; развивать творческое воображение, развивать изобразительные навыки, активность, инициативность.
Материалы: украшенные узорами ковры детей, рисунки одежды с орнаментом, шаблоны одежды (для мальчиков – рубашки, для девочек – платья).
Ход работы над проектом
1-й этап
На доске выставка ковров с узорами.
Дети рассматривают, сравнивают свои ковры с другими. Учитель показывает детям образцы одежды с орнаментами. У людей разной национальности свои отличия в орнаменте.
В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли, интересы земледельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения – маки, ромашки, васильки, яблони и вишни, колоски ржи, плоды рябины, смородины и т.д.
В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа.
В казахском и киргизском орнаментах декоративные элементы и сочетание красных и синих цветов напоминают о при родных богатствах солнечного края и выражают мечту народа о счастье.
2-й этап
Учитель раздает детям шаблоны одежды и предлагает украсить их понравившимися орнаментами.
3 этап
Каждый ребенок индивидуально украшает шаблон одежды.
4-й этап
Каждый ребенок рассказывает, чем он украсил свой шаблон.
5-й этап
Учитель показывает папку и предлагает детям оформить ее как «Энциклопедию узоров» (дети вместе с учителем размещают в папке украшенные ковры и созданные ими модели одежды).
После оформления папки «Энциклопедия узоров» она демонстрируется родителям.
Приложение 3
Проект: «Моя школа»
Цель: проведение конкурса рисунков «Моя школа», изготовление составных частей макета школы; умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды; развивать творческое воображение; прививать любовь к школе.
Материалы: рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей, альбомные листы белой и цветной бумаги разного размера, клей.
Ход работы над проектом
1-й этап
Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей.
Проводится беседа о школе, о ее роли в жизни человека.
2-й этап
Учитель предлагает детям нарисовать такую школу, в которой они хотели бы учиться.
3-й этап
Каждый ребенок индивидуально рисует школу.
4-й этап
Дети делятся своими впечатлениями о том, что они изобразили.
5-й этап
Постановка новой проблемы. Учитель предлагает изготовить составные части для будущего макета школы (трубочки).
Практическая работа: дети скручивают трубочки из цветной бумаги и при помощи учителя склеивают их.
Приложение 4
Проект: макет «Моя школа».
Цель: изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление; развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию; совершенствовать умение и навыки работы с цветной бумагой и клеем.
Материалы: трубочки из цветной бумаги, рисунки детей с изображением школы, ватман, клей.
Ход работы над проектом
1-й этап
Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением школы, которые дети сделали на предыдущем занятии. Выбирается лучший рисунок.
2-й этап
Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и решить, какую работу они будут выполнять (склеивать трубочки, делать крышу, стены, деревья на территории школы и др.).
3-й этап
Практическая работа детей. Учитель помогает каждой подгруппе и каждому ребенку индивидуально.
4-й этап
Каждый ребенок рассказывает о том, что он сделал, что у него получалось лучше всего, что вызывало затруднения.
5-й этап
Дети рассматривают изготовленный макет школы и сравнивают его с рисунком. После завершения работы макет школы демонстрируется родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...