Моя педагогическая концепция
статья на тему
Тема моего выступления "Развитие познавательной активности и самостоятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд: Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Вивиорра Ольга Васильевна. Я воспитатель детского сада № 9.
2слайд: Тема моего выступления "Развитие познавательной активности и самостоятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка".
Эта тема очень актуальна в наши дни. Современное общество нуждается в самостоятельной личности, способной к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить ещё в дошкольном детстве. В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности.
50 % - 70% детей поступают в первый класс с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы.
Причины, которые препятствуют познавательной активности это то, что:
- детям даются готовые задания;
- дети просто слушают информацию и исполняют роль «копилки»;
- дети слабо владеют познавательными действиями.
Поэтому одно из важных направлений образования и во ФГОС ДО это формирование познавательных интересов, познавательной активности, развитие самостоятельности и инициативности.
Слайд 3: А для этого, прежде всего, необходимо:
- признать ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Слайд 4 : Мы должны создать условия для полноценного, радостного проживания всех этапов детства, а для этого не надо:
- не вписывать деятельность детей в планы педагогов, а ориентировать содержание образования на интересы детей.
Все это будет способствовать развитию самостоятельности детей.
Слайд5: Если рассматривать составляющие самостоятельности следует обратить внимание на то, что:
Самостоятельный ребенок должен владеть определенными умениями и навыками.
Допустим, ребенок владеет , но он не стремится их применить. Такого человека нельзя назвать самостоятельным, самостоятельный человек должен проявить активность в познании мира.
-рядом с активностью стоит еще одно близкое качество самостоятельности – это и инициативность – когда ребенок не просто активен, а еще и сам подает идеи и стремится их воплотить.
- следующая составляющая - это самооценка, которая во многом зависит от того, как оценивают ребёнка окружающие и здесь задача педагога способствовать развитию адекватной самооценки, которая в свою очередь способствует развитию самосознания и ответственности.
- если инициативность направлена на познание мира – это уже такое качество как любознательность. Инстинкт познания заложен в ребенке самой природой. Нам взрослым надо только не мешать и не задавить это природное стремление. Для этого необходимо создать среду, которая будет способствовать познавательной активности.
Слайд 6. А для того, чтобы познавательная активность развивалась, мы ставим следующие задачи, они представлены перед вами на экране:
- Одна из них это формирование познавательного интереса. Он необходим для проявления познавательной активности;
- Вторая, ребенок должен иметь выбор: выбор деятельности, выбор средств, выбор партнера по взаимодействию. Необходимо иметь возможность выразить свои чувства и оценить свою работу;
Слайд 7. Для реализации задач в своей работе использую следующие формы и методы: которые представлены перед вами:
- совместная партнерская деятельность взрослых и детей
- создание условий для самостоятельной деятельности детей
- проектная деятельность
- Познавательно -исследовательская деятельность
Наряду с традиционными методами, познавательного развития детей я использую такие как:
- Метод «шести шляп»
-Триз
-Мнемотехника
-Кроссенс
А для того , чтобы все эти методы и формы прекрасно работали, необходимо создать развивающую среду. Этим занимаемся не только мы воспитатели, но и наши детки с удовольствием в этом участвуют.
Слайд 8: вот такие игры-путешествия мы делаем вместе, а потом с удовольствием играем.
Слайд 10 : Ежедневно дети моей группы выстраивают свой распорядок дня, сделанный своими руками, не касаясь лишь прогулок, приемов пищи и сна.
Слайд 11: Детки участвуют в оформлении группы, например шкафчики в раздевалке.
Слайд 12: Дети самостоятельно выбирают виды деятельности, материалы.
По каждой мини – теме в уголках имеется информация, наталкивающая ребенка на самостоятельную деятельность.
Слайд 13: Мои воспитанники сами выставляют меню, с помощью карточек
Слайд 14: Для развития самооценки создано специальное панно: где после каждого вида образовательной деятельности ребенок может оценить себя. А также оценить своё эмоциональное состояние в уголке настроения.
Слайд 15: А сейчас я хочу поделиться с вами методами, которые использую в своей работе, они интересны и моим воспитанникам и мне:
Слайд 16: Один из них, метод «шести шляп» - метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек смотрит на проблему с определенной точки зрения.
Слайд 17. Давайте рассмотрим это на примере нашего конкурса:
- Человек, одевший белую шляпу, констатирует факт.
-Человек, одевший черную шляпу, находит во всем недостатки.
-Человек в красной шляпе ищет во всем преимущества.
-Человек, одевший желтую шляпу описывает свои чувства.
-Человек, одевший зеленую шляпу, подходит к этому событию творчески.
-Человек в синей шляпе подводит итоги.
Этот метод можно использовать, при рассматривание любой темы, он позволяет привлечь к обсуждению обычно стеснительных и неразговорчивых детей. При этом любой из участников легко высказывает свою точку зрения, не испытывая дискомфорта. Метод помогает сделать умственную деятельность красочной и интересной.
Слайд 18: следующий метод это Кроссенс – ассоциативная головоломка. В отличие от кроссворда , который обозначает пересечение слов, кроссенс – это пересечение смыслов.
Слайд 19: У нас есть поле из девяти квадратов, обратите внимание , кроссенс нужно читать по цепочке, завернутой своеобразной улиткой. Центральным является квадрат 5 – он может быть сосредоточением смыслов.
Слайд 20: также предлагаю рассмотреть этот метод на примере нашего конкурса:
Первая картинка победивший , занимает призовое место.
Вторая картинка победитель получает медаль.
Третья картинка герои вов награждаются медалями.
Четвертая картинка победителям дарят цветы.
Пятая картинка цветы похожи на салют, который устраивают в честь победы.
Шестая картинка шоколад Победа вкуса.
Седьмая картинка шоколад содержит гормон радости.
Восьмая картинка человек испытывает чувство радости и счастья при победе.
И всё это объединяется в центральную картинку конкурс.
Слайд 21: а своим детям я составляю на темы, которые изучаем. Вот, например, на тему «Зима».
Кроссенс помогает закрепить, обобщить какую-нибудь тему. Ребята с большим удовольствием отгадывают его. Пока я составляю его для них сама, но надеюсь, что вскоре они будут делать это самостоятельно.
Используя данные методы, у детей повышается интерес к поиску новых знаний, познавательная активность. Поэтому наша задача не преподносить истину, а учить её находить. Желаю всем крепкого здоровья, больших побед на творческом поприще, и давайте чаще пересекаться. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Моя педагогическая концепция
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Моя педагогическая концепция
«Музыка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...
Моя педагогическая концепция
Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"
Концепция педагога о выборе своей профессии....