Доклад на тему: «Работа педагога по организации взаимодействия с семьей»
статья на тему

Анна Александровна Вислянская

Даны рекомендации педагогам по организации работы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_pedagoga2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Работа педагога по организации

взаимодействия с семьей»

Методист Вислянская А.А.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему–либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

Неправильное образование становиться потребностью. Потребность в знании проникает во все сферы жизни-профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и др. Социальная грамотность – важнейший феномен создания.

        Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических.

Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку.

Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту. опираясь на опыт их собственных родителей. И нередко возникновения в семье задач, которые не было в их родительской семье, приводит к семейным дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой.

        Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблемы. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

        И педагог и родитель – взрослые люди. которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Может подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и обучением. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей.

Нежелание знать – неадекватный способ самозащиты личности.

        Диктовать людям, что следует делать, навязывать свою доктрину, даже для «Их же блага», оскорбительно, если люди лишены возможности возразить, внесет свой вклад в обсуждение или выразить неодобрение. Человеку свойственно получать удовлетворение оттого, что он понимает суть проблем, с которыми ему приходиться справляться. Не менее приятное чувство вызывает ситуация компетентного и  авторитетного объяснения того, что делается по понятию, правильно, но как бы неосознанно.

         Собственно, большинство родителей хорошо справляются со своими обязанностями.

Но если объяснять им то, что они делают (осознано или по понятию), они меньше тревожатся и чувствуют себя увереннее в воспитании ребенка. Когда у них возникают искреннее сомнения или они действительно осознают свое невежество. они стремятся получить не совет, а информацию. А причина поиска последней состоит в том, что теперь они наконец знают, куда за ней обратиться. И здесь открывается обширное поле деятельности педагога: необходимо учесть чувства, мысли, поступки и интересы родителей и построить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному в взаимодействию с детьми и их  родителями.

Деятельность педагога должна строится при работе с родителями на следующих принципах:

  • все люди разные;
  • каждая личность неповторима и уникальна;
  • каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях;
  • жизнь создается любовью;
  • любить человека – значит утверждать его неповторимое существование;
  • необходимо отделять поведение от сущности человека;

При взаимодействии с родителями педагог должен иметь необходимые навыки:

  • умение слушать (слушать с желанием, понять ту самую субъективную реальность собеседника); овладение навыками передачи и приема обратной связи, а также общение с рассерженным взрослым:
  • показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны), и дать ему возможность выговориться;
  • настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако, однако я выслушиваю вас, но слышать брань, оскорбления я не готова и не стану»);
  • исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от решения, в том числе предложить партнеру по общению, такие действия. которые помогли бы ему справиться с собственным достоянием (предложить сесть, выпить воды и т.п.);
  • избегать скоропалительные выводы, типа «вечно у вас так», «все время вы так» и т. п.;
  • встретится с родителем, который был в разгневанном состоянии на следующий день, после общения с ним, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье.

Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин возникновения жестокости.

Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняться их влиянием.

        Проблема семьи обязательно рассматривается в контакте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребенка или мама, имеет разные причины. ведущие к усилению или  ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя «ужасно», потому что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым сохраняя семью.

        Семейные отношения – это отношения власти: доминирование – подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия взаимоотношений. Последнее определяет в семье правило поведения и роли, которые исполняют члены семьи (например, мама – «жертва», папа – «диктатор», ребенок – «кумир», папе позволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.).

Поэтому психологическое изучение семьи включает:

  • структуру семьи (состав);
  • сплоченность;
  • иерархии отношений;
  • истории семьи (традиции, правила, ритуалы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников...

Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»

Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...