Реализация принципа наглядности в работе с детьми дошкольного возраста путем создания тематических инсталляций и макетирования
проект на тему

Нестерова Ирина Анатольевна

Реализация принципа наглядности в работе с детьми дошкольного возраста путем создания тематических инсталляций и макетирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnost_v_dou.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 – центр развития ребенка»

Проект

Тема: «Реализация принципа наглядности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста путем создания тематических инсталляций и макетирования»

Воспитатель: Нестерова Ирина Анатольевна

Январь 2015

Актуальность проекта

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену дошкольному воспитанию пришло дошкольное образование. Ранее обучение входило в воспитательный процесс, но не было первостепенным.

Обучение является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, направленного на всестороннее развитие личности ребенка. Целью его является передача накопленного общественно-исторического опыта человечества.

При выборе программ и подборе методов обучения для детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и личностные особенности их развития и восприятия. Образовательные программы должны реализовываться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». (ФГОС ДО, п.1.2)

Планирование образовательной деятельности в ДОУ мы осуществляем в соответствии с программой «Детство», девиз которой – «Чувствовать – Познавать - Творить». Целью программы «Детство» является обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Мы считаем, что проект полностью отвечает целям программы и соответствует девизу.

Продуктивно реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе ДОУ – значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка и уточнять его эмпирические знания. Работа с тематическими инсталляциями и макетами – эффективный инструмент для реализации принципа наглядности в обучении детей дошкольного возраста, и создания благоприятной для познания и развития предметно-пространственной среды.

Новизна.

Использование инсталляций для занятий  с детьми мы считаем инновационным методом работы, так как он не имеет широкого распространения в дошкольных учреждениях. Уникальность данной формы состоит в том, что появляется возможность не просто созерцать предметы и события  со стороны, как картинку, а оказаться как бы внутри, в прямом смысле прикоснуться к изучаемому.  И, конечно же, поиграть, ведь игра  является ведущей деятельностью дошкольников.

Теоретическое обоснование.

Впервые теоретическое обоснование принципу наглядности дал чешский педагог Я. А. Коменский, выдвинув требование учить детей познавать сами вещи, а не чужие свидетельства о них. «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство <… > Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее,  чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство.»  -  так Я.А.Коменский определил наглядность и ее значение в «Великой дидактике».

  Принцип наглядности является самым действенным в дошкольной педагогике, так как соответствует основным формам мышления ребенка-дошкольника - наглядно-образному и наглядно-действенному. Таким образом, наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями" - на это указывал русский педагог К.Д.Ушинский. Он утверждал, что обучение и воспитание должно строиться "не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».

Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность, воображение  и мышление.

Цель проекта – осуществлять обучение детей дошкольного возраста, реализуя принцип наглядности как основной и наиболее эффективный, путем создания тематических инсталляций и макетирования.

Задачи проекта:

- введение в образовательный процесс источников информации, способных углубить знания и представления детей дошкольного возраста о тех или иных объектах или явлениях;

- сделать процесс обучения более доступным и интересным;

- обеспечить полисенсорное восприятия учебной информации;

-обеспечить возможности для осуществления творческой и преобразовательной деятельности с объектами изучения;

- усовершенствовать процесс обучения и обеспечить эффективность формирования знаний и представлений об изучаемом объекте;

- формировать благоприятную предметно-пространственную среду для обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- развивать стремление к познавательной, исследовательской деятельности.

Тип проекта: долгосрочный, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитанники ДОУ всех возрастных групп, педагоги ДОУ.

Принципы проекта.

Ведущим принципом проекта является принцип наглядности, который в данной форме работы применяется в комплексе с другими принципами:

- принцип взаимодействия детей и педагога;

- принцип учета возрастных особенностей;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения;

- принцип последовательности.

Формы и методы работы с детьми.

- познавательная деятельность;

- игровая деятельность: дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- экспериментально-исследовательская деятельность;

- речевая деятельность;

О наглядности и инсталляциях.

Наглядность – это опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.

Наглядные средства – объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Инсталляция - форма современного искусства, пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое. (Определение из Википедии)

Инсталляция как наглядное средство обучения относится к предметному или объемному типу - натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете.

Наглядные средства обучения должны отвечать следующим требованиям:

1. Привлечение к восприятию всех органов чувств.

2. Эстетическое оформление наглядного средства.

3. Рациональное сочетание слова и средств наглядности.

К инсталляции, как к средству обучения мы предъявляем определенные требования:

- Достоверность – соответствие реальным предметам и явлениям;

- Трансформируемость – возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также возможность совершать действия с деталями инсталляции.

- Безопасность деталей и всей композиции в целом для жизни и здоровья детей.

- Эстетичность – композиция должна быть эстетично оформлена, содержать элементы художественности.

Предполагаемые результаты.

Использование тематических инсталляций станет надежным помощником в обучении детей-дошкольников.

Продуктом нашего проекта  является не простой дидактический материал. Он позволяет не только наиболее доступно представить детям знания, но и расширяет возможности педагога в выборе форм работы и проведения занятий. А также способствует еще более успешному развитию воображения, логики и творческих способностей воспитанников.

Деятельность по проекту позволяет создать благоприятные условия для развития и обучения дошкольников, сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, насыщенным  и динамичным. А также дает возможность педагогам детского сада разнообразить дидактический материал и проявить себя творчески.

Список использованной литературы:

1.  Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. – М., 2004. – С. 311.

2.  Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 302-303.

3. 1.Логинова И.В. Бабаева Т. И. Программа «Детство» Детство – Пресс, 2003

4.  Ушинский К. Д. О наглядном обучении.  // К. Д. Ушинский.  Избранные Педагогические Сочинения.  – М. , 1976. Т. 6.стр. 265-266

5. Интернет-ресурс: Новый словарь методических средств и понятий http://methodological_terms.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...

«Оказание психологической помощи в процессе реализации воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста». Методическое пособие

В пособии представлены формы работы по психолого-педагогическому сопровождению, профилактической и коррекционно-развивающей работы.  Предложенный практический материал может оказаться полезным пр...

Выступление на методическом объединении «Принципы и формы работы с детьми дошкольного возраста по ОБЖ»

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретени...

"Использование макетирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо предусмотреть возможность создания и использования игровых макетов...

Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.

В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...

Макетирование, как успешная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Макет (масштабная модель) –модель объекта в уменьшенноммасштабе или в натуральнуювеличину, лишенная, как правило, функциональностипредставляемого объекта....