Реализация принципа наглядности в работе с детьми дошкольного возраста путем создания тематических инсталляций и макетирования
проект на тему
Реализация принципа наглядности в работе с детьми дошкольного возраста путем создания тематических инсталляций и макетирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnost_v_dou.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 – центр развития ребенка»
Проект
Тема: «Реализация принципа наглядности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста путем создания тематических инсталляций и макетирования»
Воспитатель: Нестерова Ирина Анатольевна
Январь 2015
Актуальность проекта
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену дошкольному воспитанию пришло дошкольное образование. Ранее обучение входило в воспитательный процесс, но не было первостепенным.
Обучение является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, направленного на всестороннее развитие личности ребенка. Целью его является передача накопленного общественно-исторического опыта человечества.
При выборе программ и подборе методов обучения для детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и личностные особенности их развития и восприятия. Образовательные программы должны реализовываться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». (ФГОС ДО, п.1.2)
Планирование образовательной деятельности в ДОУ мы осуществляем в соответствии с программой «Детство», девиз которой – «Чувствовать – Познавать - Творить». Целью программы «Детство» является обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Мы считаем, что проект полностью отвечает целям программы и соответствует девизу.
Продуктивно реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе ДОУ – значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка и уточнять его эмпирические знания. Работа с тематическими инсталляциями и макетами – эффективный инструмент для реализации принципа наглядности в обучении детей дошкольного возраста, и создания благоприятной для познания и развития предметно-пространственной среды.
Новизна.
Использование инсталляций для занятий с детьми мы считаем инновационным методом работы, так как он не имеет широкого распространения в дошкольных учреждениях. Уникальность данной формы состоит в том, что появляется возможность не просто созерцать предметы и события со стороны, как картинку, а оказаться как бы внутри, в прямом смысле прикоснуться к изучаемому. И, конечно же, поиграть, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Теоретическое обоснование.
Впервые теоретическое обоснование принципу наглядности дал чешский педагог Я. А. Коменский, выдвинув требование учить детей познавать сами вещи, а не чужие свидетельства о них. «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство <… > Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство.» - так Я.А.Коменский определил наглядность и ее значение в «Великой дидактике».
Принцип наглядности является самым действенным в дошкольной педагогике, так как соответствует основным формам мышления ребенка-дошкольника - наглядно-образному и наглядно-действенному. Таким образом, наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями" - на это указывал русский педагог К.Д.Ушинский. Он утверждал, что обучение и воспитание должно строиться "не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».
Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность, воображение и мышление.
Цель проекта – осуществлять обучение детей дошкольного возраста, реализуя принцип наглядности как основной и наиболее эффективный, путем создания тематических инсталляций и макетирования.
Задачи проекта:
- введение в образовательный процесс источников информации, способных углубить знания и представления детей дошкольного возраста о тех или иных объектах или явлениях;
- сделать процесс обучения более доступным и интересным;
- обеспечить полисенсорное восприятия учебной информации;
-обеспечить возможности для осуществления творческой и преобразовательной деятельности с объектами изучения;
- усовершенствовать процесс обучения и обеспечить эффективность формирования знаний и представлений об изучаемом объекте;
- формировать благоприятную предметно-пространственную среду для обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- развивать стремление к познавательной, исследовательской деятельности.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитанники ДОУ всех возрастных групп, педагоги ДОУ.
Принципы проекта.
Ведущим принципом проекта является принцип наглядности, который в данной форме работы применяется в комплексе с другими принципами:
- принцип взаимодействия детей и педагога;
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- принцип последовательности.
Формы и методы работы с детьми.
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность: дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- речевая деятельность;
О наглядности и инсталляциях.
Наглядность – это опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
Наглядные средства – объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Инсталляция - форма современного искусства, пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое. (Определение из Википедии)
Инсталляция как наглядное средство обучения относится к предметному или объемному типу - натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете.
Наглядные средства обучения должны отвечать следующим требованиям:
1. Привлечение к восприятию всех органов чувств.
2. Эстетическое оформление наглядного средства.
3. Рациональное сочетание слова и средств наглядности.
К инсталляции, как к средству обучения мы предъявляем определенные требования:
- Достоверность – соответствие реальным предметам и явлениям;
- Трансформируемость – возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также возможность совершать действия с деталями инсталляции.
- Безопасность деталей и всей композиции в целом для жизни и здоровья детей.
- Эстетичность – композиция должна быть эстетично оформлена, содержать элементы художественности.
Предполагаемые результаты.
Использование тематических инсталляций станет надежным помощником в обучении детей-дошкольников.
Продуктом нашего проекта является не простой дидактический материал. Он позволяет не только наиболее доступно представить детям знания, но и расширяет возможности педагога в выборе форм работы и проведения занятий. А также способствует еще более успешному развитию воображения, логики и творческих способностей воспитанников.
Деятельность по проекту позволяет создать благоприятные условия для развития и обучения дошкольников, сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, насыщенным и динамичным. А также дает возможность педагогам детского сада разнообразить дидактический материал и проявить себя творчески.
Список использованной литературы:
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. – М., 2004. – С. 311.
2. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 302-303.
3. 1.Логинова И.В. Бабаева Т. И. Программа «Детство» Детство – Пресс, 2003
4. Ушинский К. Д. О наглядном обучении. // К. Д. Ушинский. Избранные Педагогические Сочинения. – М. , 1976. Т. 6.стр. 265-266
5. Интернет-ресурс: Новый словарь методических средств и понятий http://methodological_terms.academic.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...
«Оказание психологической помощи в процессе реализации воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста». Методическое пособие
В пособии представлены формы работы по психолого-педагогическому сопровождению, профилактической и коррекционно-развивающей работы. Предложенный практический материал может оказаться полезным пр...
Выступление на методическом объединении «Принципы и формы работы с детьми дошкольного возраста по ОБЖ»
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретени...
"Использование макетирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо предусмотреть возможность создания и использования игровых макетов...
Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...
Макетирование, как успешная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Макет (масштабная модель) –модель объекта в уменьшенноммасштабе или в натуральнуювеличину, лишенная, как правило, функциональностипредставляемого объекта....