ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
материал по окружающему миру на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Природа в детских сердцах»
Воспитатель: Татаринцева Е. А
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.
Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.
Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Мною определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
- Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про маленькую капельку», мастер класс с родителями «Волшебный песок в руках ребенка»
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Свою работу с детьми веду по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).
- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Солнышко в ладошках», Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении участка ДОУ. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_moy_po_ekologii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» с. Грачевка Грачевского муниципального района Ставропольского края
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Природа в детских сердцах»
Татаринцевой Екатерины Анатольевны, воспитателя МКДОУ детского сада №4 села Грачевка
2014год
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Природа в детских сердцах»
Воспитатель: Татаринцева Е. А
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.
Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.
Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Мною определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
- Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про маленькую капельку», мастер класс с родителями «Волшебный песок в руках ребенка»
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Свою работу с детьми веду по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).
- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Солнышко в ладошках», Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении участка ДОУ. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Из опыта работы...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание....
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и поведения. При ознакомлени...
Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Природа в детских сердцах»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Любить природу с детства»...