Экологический проект "Первоцветы"
проект (средняя группа) на тему

Кладиева Галина Юрьевна

При проведении  занятия по экологии на тему: «Весна - красна» у детей возник интерес и много вопросов при рассмотрении вопроса о первоцветах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervotsvety.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Первоцветы»

Группа: средняя.

Автор: Кладиева Галина Юрьевна.

Участники: воспитатели, дети, родители, специалисты по ИЗО, музыке.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 4 недели.

Актуальность:

При проведении  занятия по экологии на тему: «Весна - красна» у детей возник интерес и много вопросов при рассмотрении вопроса о первоцветах. Вопросы возникали следующего характера:

 - Почему первоцветы так называются?

- Почему они появляются первыми?

 - Почему им не холодно?

 -  Почему они не замерзают?

 - Какие из них появляются самыми первыми?

И у всех детей появилось желание их увидеть в природе.

Желание детей узнать больше о первых цветах, и обусловило выбор темы данного проекта, так как дети  в  недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Рядом с детским садом находится участок хвойного леса, в котором можно наблюдать цветение первоцветов.

Цель проекта: 

дать представление о ранних цветах – первоцветах:

  • узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу.
  • выяснить, почему надо беречь первоцветы.
  • создать фотоальбом «Первоцветы».

 Развитие мышления, воображения, связной речи.

Задачи: создание условий для:

  • закрепления представлений о весне и её приметах,
  • ознакомления  детей с растениями – первоцветами, воспитания  бережного отношения к ним,
  • развития умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту,
  • развития творчества, мышления, фантазии,
  • развития познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • воспитания  любви и бережного отношения к природе
  • активизации совместной деятельности родителей и детей

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат:

  •  Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы».
  • У детей сформировать устойчивый интерес к природе.
  • Обогащение словаря детей.
  • Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.
  • Развитие познавательной активности детей.
  •  Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Этапы проекта

Подготовительный этап

(в течение первой недели)

  • Организация семинара в ДОУ для коллектива: ознакомила воспитателя, специалистов по музыке, ИЗО с темой, содержанием и методикой проекта, его целями и задачами. Выслушали предложения специалистов по предложенному репертуару специалистом по музыке. Распределили обязанности и виды работ. Наметили перспективный план работы на три недели работы над проектом.
  • Сотрудничество с родителями: Перед началом работы над проектом на родительском собрании представили информацию о целях, задачах проекта, убедили родителей в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. Родители с желанием откликнулись помочь при работе над данным проектом. Решили основные наблюдения проводить в прилегающем участке леса к детскому саду. Родители решили организовать изготовление запрещающих и призывающих знаков о первоцветах, для их установления в данном лесу. Родителям было предложено по возможности в выходные съездить с детьми в лес во время цветения первоцветов, чтобы дети рассказали родителям, что они знают об этих цветах и понаблюдать за их цветением, сфотографировать их для создания альбома о первоцветах.
  • Подготовка материалов и оборудования: 

Альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, линейка, лупы, фотографии, рисунки с изображением первоцветов.

  • Работа с литературой:

Картотека о первоцветах:

Рассказы Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш»

П.Соловьева «Подснежник»

Грамзапись П.И. Чайковского «Подснежник»

Стихотворение С.Я. Маршака «Апрель»

Г. Виеру «Мамин день»

  • Подготовительная работа с детьми

Беседа с целью выяснения представлений участников проекта о растениях первоцветах, их отношении к ним, стремление заинтересовать детей проблемой познания первоцветов и сохранения их:

 - Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

 - Как вы понимаете это слово?

- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

А какие  цветы появляются первыми в лесу?

(подснежники, хохлатки, одуванчик, ландыш и другие). Рассматриваем рисунки и фотографии данных цветов.

Ребята, а какие первоцветы?, опишите их (яркие, красивые, нежные).

Проведение дидактической игры «Весенние цветы на клумбах»

 Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,
Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

А как вы думаете, им не холодно?, посмотрите ведь местами еще в лесу лежит снег.

А вы бы хотели увидеть эти цветы…какой из них появится в лесу первым…как они распускаются…посмотреть на их лепесточки…понаблюдать как долго будет цвести этот цветок….почувствовать его аромат и просто стать другом одному из таких цветов. Хотите? Мы обязательно очень скоро отправимся в гости к первоцветам в наш лес и понаблюдаем, как они появляются, как живут, как цветут и т.д. Я хочу, чтобы вы с ними подружились.

Выбор объекта исследований

Объектом исследования является любой цветок «первоцвет».

Каждый ребенок выбирает для наблюдений и дружбы один, или семейство цветов  - «первоцветов» и дает ему «имя».

Дети давали следующие имена цветам: «голубоглазка», «солнышко», «улыбка», «друзья», «цветик - семицветик» и другие.

Подготовка альбома «Наши первоцветы» (для записей результатов исследований)

Для оформления результатов работы заранее оформляется «Дневник наблюдений», который представлен в виде папки с файлами. В файлы вкладываются листы с результатами наблюдений, детские рисунки, фотографии.

Обложку дети оформляют так, как им хочется, либо рисунком, либо фотографиями «своего» первоцвета.

На первой странице альбома дошкольники изображают портрет,  рисунок  или помещают фотографию цветка и подписывают его название и «имя». Многие дети пожелали нарисовать, либо приклеить фотографию, где они сами находятся рядом со «своим» цветком.

Вторая страница альбома называется «Что нужно нашему цветку»?

Воспитанникам предлагалось подумать над тем, что требуется «их» цветку для жизни, без чего оно не может прожить. Практически все дети отмечают на этой страничке, что цветку необходимо солнце, как источник света и тепла; воду, почва, воздух, ветер.

При обсуждении содержания второй страницы нужно обратить внимание на следующие моменты (на примере Прострела)

  1. Солнце – источник света и тепла. Растение не может жить без света и тепла. Оно окрашивает листики в зеленый свет. В каком месяце появляется прострел? Почему именно в апреле, а не в марте?, так как в апреле солнце светит ярче и дольше в течение дня. Как только солнечные лучи хорошо прогреет землю и почти сойдет снег, прострел это обязательно почувствует и словно выстрелит из - под земли (отсюда и пошло название «прострел»).
  2. Вода – источник влаги. Цветы пьют воду, как и люди. Кто – то больше, кто – то меньше. Прострел любит влажную почву, но не переносит переувлажнения, поэтому растет в солнечных местах.
  3. Воздух. Цветы, как и мы с вами, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным взглядом. Цветам, как и нам, нужен чистый воздух. В то же время сами растения очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и других живых существ.
  4. Ветер распространяет семена цветов.
  5. Пчелы, шмели и другие насекомые пьют сок – нектар из цветов и опыляют их (но не у всех растений!)

На следующем листе альбома можно изобразить цветок (например прострел) и подумать, для чего ему нужны такие ворсинки на стебле? (это словно шубка у цветка, которая защищает его от холода, согревает цветок).

Зачем цветет данный цветок? , чтобы созрели семена.

Что произойдет, если цветок сорвут?, семена не успеют созреть или упасть в землю, то есть на следующий год мы увидим еще меньше цветов.

Также можно рассказать о том, что этот цветок занесен в Красную Книгу и  срывать его  запрещено. Но цветок и сам защищает себя от тех людей, которые хотят его сорвать, ведь он очень ядовитый и может даже вызвать ожог кожи, если человек сорвет сразу много таких цветов.

 На следующей странице дети фиксируют свои размышления о том, какую пользу приносит данное растение людям и чем оно важно для природы? (многие дети отмечают эстетическое значение цветов для леса и людей, что все радуются появлению первых цветов, многие первоцветы являются лекарственными растениями, из нектара одуванчика пчелы делают вкусный и полезный мед  и т.д.).

Следующая страница представляет собой «Паспорт нашего первоцвета»,  в котором указываются общие данные: дата появления, рост, цвет и т.д.

На остальных страницах альбома педагог или родители записывают совместно с детьми свои совместные впечатления, сочинения, высказывания детей, результаты наблюдений, рисунки детей и т.д.

Оформляется страничка с загадками, пословицами, поговорками, стихами.

Исследовательский этап.

На данном этапе ведутся наблюдения за появлением и жизнью первоцветов. Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми, трудовой деятельностью  и другими видами детской деятельности.

Виды работ по проекту

Краткое содержание работы

Сроки

Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш»

Задачи: уточнить и расширить знания детей о первоцветах, вызвать интерес к первоцветам,

упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове.

1 день

Целевая прогулка «Как изменился наш участок и лес с приходом весны»

На данной прогулке дети совместно с воспитателем отмечают признаки весны и подходят к осмыслению того, что хотя птиц становится больше в лесу и они весело щебечут на солнышке, в лесу все равно уныло и скучно. Почему? Чего не хватает в лесу, чтобы стало нам всем радостно? (цветов). Как вы думаете, скоро ли они появятся? А вы хотите увидеть, какие цветы появятся самыми первыми?

2 день

Составление рассказа «Весна в лесу»

Ребята составляют описательные рассказы, после проведенной прогулки.

3 день

Дидактическая игра: «Угадай цветок по описанию»

4 день

Экскурсия в лес, находящийся рядом с детским садом.

Дети радуются появлению первых цветов, здороваются с ними, улыбаются им, выбирают себе цветок, за которым будут вести наблюдение, дают ему имя.

Во время проведения экскурсии проводится беседа – рассуждение «Почему подснежники спешат?»

- Ребята, посмотрите, как оживился наш лес! Что в нем появилось? Почему стало в нем так красиво?  Как называются эти красивые и нежные цветы? (подснежники). А почему их так называют? Ребята эти цветы называют люди подснежниками потому, что они самыми первыми появляются из под снега. Но правильное название этих цветов Прострел или Сон – Трава. Почему этот цветок назвали именно так?

Так почему же Прострел появляется самым первым? Если бы мы заглянули в землю, то смогли бы увидеть их корешки. А корешки у него необычные. Хотите увидеть их? Показываю рисунок корневища – луковицы. На что похож такой корешок? (на лук). Отсюда и название – луковица.  Оказывается, что луковицы помогают расцветать растениям как можно раньше, пока еще не распустились листики у деревьев и не загородили свет подснежникам.

Итак, без чего не смогли бы появиться на свет эти растения? (без земли, воды, солнца, воздуха).

А сейчас нежно и ласково погладьте стебелек Прострела. Какой он? А сейчас закройте глаза и еще осторожнее погладьте стебелек цветка, представьте, что вы гладите какое – то животное. Какое животное вы представили?

Как вы думаете, для чего такая шубка Прострелу? (чтобы не замерзнуть, ворсинки сохраняют тепло). Дети рассматривают через лупу стебель и листочки Прострела.

Рассмотрите внимательно цветок Прострела. Какого он цвета? Какого цвета его сердцевинка? Посчитайте, сколько лепестков у цветка? и т.д.

Ребята, мы будем часто приходить к нашим друзьям и наблюдать, как они живут. А вы хотели бы взять с собой домой такие цветы? А как это можно сделать? Сорвать? Конечно, нельзя рвать цветы в лесу, а почему? А как мы можем показать эти цветы родителям и самим любоваться ими дома? Давайте сфотографируемся с цветами!!!!

А еще ребята, сами цветы защищают себя от таких людей, которые их не жалеют и срывают. Они ядовиты и даже могут обжечь руку. Вот так эти растения защищают сами себя.

А еще такие цветы даже не стоит срывать, так как они очень быстро гибнут, простоять дома они могут только два дня. Как вы думаете, почему они очень быстро погибают дома у людей? (так как плохо переносят тепло).  Стоит ли их рвать ради двух дней?, а в лесу они нас порадуют дольше. Цветы эти очень редкие и занесены в Красную Книгу.

Ребята, а если бы эти цветы умели говорить, что бы они нам сказали, о чем бы они нас попросили?

Что мы можем им пообещать? (Помочь сберечь их. Как? Поставить запрещающие и призывающие знаки для людей, развесить листовки, самим не рвать цветы).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Дома ребята оформляют совместно с родителями первую страницу альбома.

5 день

Презентация первых страниц альбома о первоцветах.

6 день

 Чтение стихотворений: С.Я. Маршака «Апрель», Г. Виеру «Мамин день»

7 день

Аппликация «Подснежники для мамы»

Ребята, какие цветы мы с вами видели в лесу? А вы хотели бы подарить такие красивые первые цветы своим мамам? А как вы их сможете подарить? Сделать их своими руками. Выполнение аппликации.

7 день

Оформление второй  и третьей страниц альбома

7 день

Презентация оформленных страниц альбома.

Изготовление совместно с родителями призывающих и запрещающих  знаков, изготовление листовок.

Листовки представляют собой рисунок первоцвета, выполненный ребенком и призывающая подпись сберечь эти первоцветы.

Знаки выполняют дети с преимуществом помощи родителей.

8 день -9 день

Экскурсия в лес к нашим друзьям.

Дети отмечают больше или меньше стало цветов. Как они изменились?

Ребята, у ваших родителей есть паспорта. Вы их видели? В них заносятся основные сведения о ваших родителях, где и когда они родились, их фотография. Давайте и мы с вами составим паспорта нашим друзьям. Итак, где они родились и живут? В лесу. В каком? Сосновом. Давайте дадим ему название? Место рождения и проживания: Сосенка. День рождения: 15 апреля. Давайте измерим его рост. (используем мерные реечки). Растет один или в семье?

Установка знаков совместно с родителями, призывающих сберечь первоцветы, расклеивание листовок по дороге домой.

Дома ребята совместно с родителями оформляют паспорт цветка.

10 день

Презентация паспортов первоцветов.

11 день

Прослушивание грамзаписи Чайковского «Подснежник»

Дети танцуют под музыку,  представляя себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками?

Что вы чувствовали?

12 день

Лепка «Весенние цветы»

13 день

Экскурсия в лес.

Дети совместно с воспитателем отмечают, что изменилось в лесу? Как изменились цветы?

Некоторые цветы уже отцвели. Ребята, вам жалко отцветшие цветы? Почему? Они отцвели, значит, созрели семена, которые дадут жизнь новым цветам в следующем году.  А как эти семена попадут в землю? Что им поможет? Ветер. Значит,  ветер необходим цветам?

Ребята, как вы думаете, ваши листовки и знаки помогли сохранить жизнь вашим друзьям?

Ребята находят новые первоцветы! Наших друзей становится больше. Впоследствии дети на экскурсиях наблюдают за появлением хохлатки, медуницы, ландыша, одуванчиков. И работа по наблюдению и исследованию продолжается.

Дома дети заполняют последующие страницы своих альбомов и готовятся их представить.

14 день

Презентации альбомов о первоцветах.

15 день

Изготовление общей раскраски: «Первоцветы»

Дети рисуют контур первоцвета для последующего раскрашивания другим ребенком.

16 день

Выполнение оригами из бумаги «Цветок»

17 день

Загадывание загадок, чтение придуманных детьми и их родителями сказок о первоцветах.

18 день

Составить рассказ о первоцветах

Представьте, что вы превратились в подснежник, расскажите, что с вами происходило в лесу?

19 день

Проведение праздника «В гостях у первоцветов»

20 день

Обобщающий этап

  • Презентация альбома «Наши друзья - первоцветы»
  • Составление раскраски «Первоцветы»
  • Изготовление и установка совместно с родителями предупредительных, призывающих знаков, изготовление и расклеивание листовок с призывом сохранить первоцветы.

Список литературы

  1. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под

ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  1. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в

средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней

группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

4. Киселёва Л.С.  Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011

5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных эко-

логических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-

Синтез, 2010.

6. Шишкина В.А.  «Прогулки в природу». М.: «Просвещение» 2002

7.  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...