Игротека как способ успешной адаптации детей
статья по теме

Существует множество психологических подходов к развитию личности ребёнка. Одни авторы предлагают приоритетно развивать познавательную деятельность ребёнка – дошкольника, и в этом есть свои преимущества, ведь возраст от 1,5 до 3 лет – самый чувствительный для развития восприятия, памяти, внимания, мышления, развития речи, и именно в этот период необходимо приложить максимум усилий для их развития.Одна из технологий лучшей адаптации детей раннего возраста представлена в виде «игротеки» – сборника игр, упражнений, заданий, направленных на комплексное развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека как способ  успешной адаптации детей раннего возраста

Существует  множество психологических  подходов  к  развитию  личности ребёнка. Одни  авторы  предлагают  приоритетно  развивать  познавательную  деятельность ребёнка – дошкольника, и  в этом есть свои  преимущества, ведь возраст от 1,5 до 3 лет – самый  чувствительный для развития восприятия, памяти, внимания, мышления, развития речи, и именно в этот период необходимо приложить максимум усилий для их развития.

Другие  авторы делают акцент на развитии эмоциональной сферы  дошкольников.  Данный  подход  тоже  оправдан, так как от эмоций, сопровождающих жизнь ребёнка, зависит успех его дальнейшего обучения  в школе и его психического и физического здоровья. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, вызывающая качественные изменения в психике ребенка, закладывающая основы учебной деятельности, которая станет ведущей в школьные годы. Методы развития эмоционального мира дошкольника – такие игровые. Поэтому их использование в работе с детьми решает основную задачу педагога – предоставление каждому ребёнку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства, получения знаний и овладения определёнными умениями и навыками. Несомненно, игра является наиболее адекватной и для коррекции трудностей развития детей и её использования в коррекционных и терапевтических целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

Одна  из  технологий лучшей адаптации детей раннего возраста представлена в виде  «игротеки» – сборника игр, упражнений, заданий, направленных на комплексное  развитие  познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.

Подробнее мы остановимся на играх и упражнениях, формирующие целенаправленное внимание.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в раннем дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Объём внимания детей раннего дошкольного возраста невелик. Его устойчивость зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

Цель в играх и упражнениях, формирующие целенаправленное внимание.:

  • развитие концентрации и устойчивости внимания;
  • формирование распределения, переключения и объема внимания;
  • развитие зрительного, слухового, сенсорного, моторно-двигательного внимания;
  • развития скорости реакции;
  • наблюдательности;
  • чувства сплочённости;
  • коммуникативных навыков;

уверенности в себе.

Угадай  игрушку

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Далее ребёнку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время убирается одна игрушка (потом можно убрать 2-3). Открыв глаза, ребёнок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется. Если в занятии принимают участие несколько детей, то за правильный ответ каждый получает очко или фишку, по количеству которых определяется победитель.

Вариант игры:

На столе выставлены 2-4 знакомые игрушки (их названия проговариваются). Предлагается ребёнку их внимательно рассмотреть и запомнить. Ребёнок становится спиной к столу. Добавляется еще одна игрушка. Осмотрев игрушку, ребёнок должен сказать, какая игрушка появилась.

Найди такой же

Малышу предлагается выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине рисунку), как тот. который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п.

Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.

Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Найди ошибку

На заранее нарисованной  картинке допущено 5-6 ошибок. Например, на картинке изображающей детей, которые играют во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, девочку с корзиной грибов и т. п. Содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Зеркало

Предложите ребёнку быть вашим зеркалом и повторять все ваши   действия. Вы поднимаете одну руку - ребёнок повторяет, вы топаете двумя ногами - ребёнок  тоже, вы машете сначала одной кистью, а потом двумя - и ребёнок тоже.

Эта игра даёт большие возможности варьирования предлагаемых  ребёнку действий. Вначале лучше давать несложные образцы движений. Затем, когда ребёнок научится с лёгкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.

Угадай-ка

Взрослый описывает  какую-нибудь картинку, а дети должны найти её.   Взрослый готовится к игре вместе с детьми, их задача – нарисовать картинку. Затем взрослый может разложить рисунки детей по комнате, подвесить или прикрепить к чему-нибудь. Дети должны внимательно выслушать описание картинки, а затем уже найти её.

Фигура

Взрослый  раскладывает счётные палочки в виде определённой фигуры. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания всё время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; ребёнок сначала составляет фигуры, глядя на образец, затем образец  убирают, дав ребёнку  возможность запомнить её.

Сонар – улавливатель  звуков

Ведущий предлагает  детям представить, что у них есть волшебный  прибор, который помогает услышать любые звуки. И вот этот прибор включен. Что можно услышать в комнате? А на улице?

Игру можно разнообразить, если предложить детям услышать с помощью своего волшебного прибора то, чего на улице (дома) быть не может.

   

Список используемой  литературы:

  1. Афанасьева И.П.  Маленькими  шагами  в  большой  мир знаний.    Санкт-Петербург, 2004.
  2. Бондаренко А. К.  Дидактические игры  в  детском  саду. М., просвещение, 1991.
  3. Богуславская З. М.  Смирнова Е. О.  Развивающие игры для  детей  младшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1991.
  4. Кряжева  Н. Л.   Развитие  эмоционального  мира  детей. Ярославль  Академия  развития,  1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер подвижных игр «Ярмарка» (игротека для родителей и детей младшего дошкольного возраста)

Цели: обогащать знания детей о русских народных играх, считалках, скороговорках, закреплять навыки в русских народных играх: «Гуси-лебеди», «Прятки», «У медведя во бору»; знакомить детей с играм...

Игротека для родителей и детей раннего возраста

Об успешности коррекционно-развивающей работы и профилактики речевых нарушений на логопункте трудно говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей....

Игротека для родителей и детей раннего возраста.

Об успешности коррекционно-развивающей работы и профилактики речевых нарушений на логопункте трудно говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи.Осущест...

"ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА" (пальчиковые игры для детей и родителей)

Развитие мелкой моторики важно в любом возрасте. Веселые игры помогут мамам и папам, бабушкам и дедушкам не только развлечь малыша, но и сделать досуг полезным....

Домашняя игротека по развитию речи детей 5 - 7 лет

Игры по развитию речи детей 5 - 7 лет....

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....