Консультация по формированию родной речи в группах раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Лиджиева Алла Дорджиевна

Консультация для воспитателей по формированию родной речи в группах раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rodnoy_rechi_v_gruppah_rannego_vozrasta.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование родной речи с детьми в раннем возрасте».

                                                                         Лиджиева А.Д., воспитатель    

                Давайте ненадолго окунемся обратно в детство и вспомним, как мы познали родной язык (дискуссия с педагогами, рассказы педагогов из личного опыта).

-Вы знаете свой язык?

-Как вы познали свой родной язык?

          Родители наши не прилагали особых усилий для обучения нас родному языку, формированию нашего словарного запаса, правильному употреблению слов, безошибочному произношению и правильной речи. Они  не записывали нас на языковые курсы, не водили в лингвистические кружки и не приглашали репетиторов. Но мы, сами того не зная, несмотря на столь ранний возраст и неосведомленность о многом в этой жизни, преуспели в таком довольно трудном деле, как овладением языком. Дело это весьма нелегкое, ведь миллионы взрослых, несмотря на огромное желание и серьезные усилия, не могут выучить иностранный язык. А изучение малышами языка не объяснить иначе, чем чудом. Дети во всем мире, примерно до 4 или 5 лет, без какой  – либо помощи осваивают язык, который они слышат рядом с собой. Этот процесс обретения языка проходит быстро, легко и без каких-либо затруднений. Еще, будучи  в утробе матери, ребенок узнает голос матери, запоминает звуки и ударения в ее речи, и после рождения легко осваивает этот язык, находясь в той же языковой среде. Этот процесс называется «обретением родного языка». Именно таким образом обретаются и передаются из поколения в поколение более 6000 языков в мире.

        Язык дошедший до наших времен, бесконечно дорогой вклад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, философские взгляды на жизнь, все его духовное богатство. Родной язык очень важен для народа. Нация, народ существует до тех пор пока существует его язык.  Язык усваивают дети с рождения, вместе с молоком матери. Освоение родного языка начинается с того самого момента, когда мать ласкает малыша, баюкает, поет песни на родном языке.

                Редко услышишь приятную, красивую, грамотную речь. Калмыцкий язык богат, древний, очень красивый. А вот при разговоре не наблюдается глубина и значение слов. Их философию не понимают.

          Поколение народа проходит одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследии потомкам.  В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.  Ведь в языке душа и мысль народа, его прошлое, настоящее и будущее.

I поколение (80-100 лет) -100% (говорили и понимали родную речь в совершенстве).

 II поколение (50-80 лет) – 80% ( понимают , но реже употребляют   речь).  В сталинской депортации всего калмыцкого народа в Сибирь(1943-57 гг.), погибло более половины всего народа. При этом была нарушена связь между поколениями,   т. е. нарушен естественный процесс передачи этнокультурного наследия традиций и обычаев новым поколениям. Было подорвано нравственное состояние народа. Настойчиво формировалось уничижительное отношение к родному языку, культуре, истории.

III поколение (20-50 лет) – 50% (понимают, но не употребляют родную речь по разным причинам: незнание калмыцкого языка, отсутствие языковой среды).

IV поколение (3-20 лет) – 0% (не понимают и не говорят на родном языке).

 Проблема возрождения родного языка очень актуальна. Перед нами, педагогами, поставлена очень сложная задача: научить понимать и разговаривать детей на родном языке. Для этого необходимо создавать условия языковой среды для нового поколения.

Целью своей работы считаю: Формирование родной речи с детьми в раннем возрасте.

Для осуществления поставленной цели определены следующие задачи:

1.Обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых.

2.Формировать навыки связной речи через национальную культуру.

3.Воспитывать у ребенка интерес к калмыцкому фольклору.

4.Активно насыщать учебно-воспитательный процесс национальными компонентами.

Формировать языковую среду в группах раннего возраста очень сложно. Проблема заключается в том, что у детей раннего возраста не сформирована речь. Но если они будут слышать свою родную речь в течение дня, во всех режимных моментах это даст положительный результат.

 Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах

  В народе есть пословица «Күн болх-баһасн» (человек начинается с детства). Процесс воспитания детей начинается чуть ли не с самого рождения. Народ издавна заботливо сопровождал поэтичным словом каждый этап жизни ребенка, все его стороны развития. Веками строилась целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывались  дети в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

На занятиях, развлечениях, праздниках, в играх, на прогулке, режимных моментах использую малые формы фольклора. Роль малых форм фольклора трудно переоценить. Они погружают ребенка в светлый уютный мир, оказывает врачующее влияние на его детскую душу. Так же являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивает чувство ритма и рифмы, формирует интонационную выразительность.

 Прием детей. Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на  настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.

 Мендут, яҺж хонвт? Ямаран бƏƏнƏт?

Эр така эрт босна.

ЭнунƏ дуунд Бадма сернƏ.

Нарн, удан бичƏ унт

Нарни ҺарлҺ тосҗ угт.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Утром во время приема детей бывают ситуации, когда ребенок не хочет расставаться с родителями, я переключаю внимание ребенка на игрушку (ноха, миисин кичг,…)

Мана ноха ухата       Миисин кичг бƏƏнƏ 

КуукдлƏ наадна.       Наадхар седнƏ

Əвр икƏр хуцна         Намаг хƏƏнƏ.

Гав-гав-гав гинƏ.

Во время приёма пищи воспитатель должен обратить внимание как накрыт стол, уточнить названия блюд (хаш, Ɵдмг, тосн, цƏ, махн.) Стоить отметить заботу поваров о детях ( Мана куукд ƏмтƏхн хаш чанв.) Дети перед едой ежедневно слышат и говорят  йƟрƏл:

ИдƏн-чигƏн дала-нала болтха.

Уусн маднд аршан болтха!

На занятиях и развлечениях применяю различные методы: наглядные (показ игрушки, картинки), словесные (стихи, йƟрƏли, потешки, песенки).  Например, при описании игрушки яман использую потешку:

Яман,яман ƟвртƏ,

Яман, яман сахлта.

КƟлƏрн тор-тор-тор

НудƏрн чирм,чирм,чирм,

Хот иддго куукдиг,

Ус уудго куукдиг

МƟргнƏв, мƟргнƏв, мƟргнƏв.

В процессе речевого общения с детьми использую невербальные средства        методику  Г. А. Китайгородской  - жесты, мимика, пантомимические движения.   Это более глубоко воздействует на чувства ребенка, помогает понять содержание произведения, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Для формирования языковой среды использую такой прием как проговаривание. Проговаривание позволяет детям слышать, как правильно необходимо произносить потешку. Договаривание слов позволяет развивать у детей память, активизирует речь.

Например:

БогшурҺа (воспитатель), богшурҺа (дети)

Бичкн (воспитатель),  богшурҺа (дети)

Нааран (воспитатель)  нис (дети)

БуудƏ (ВОСПИТАТЕЛЬ)  ид (дети).

Развитие мелкой моторики очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок. С самого раннего возраста, ребенок загибая  пальчики слышит родную речь. Он постепенно будет проговаривать слова вместе с детьми.  Например:

           Эн хурҺн-аав,

            Эн хурҺн-ээҗ,

            Эн хурҺн-эцк,

            Эн хурҺн-эк,

            Эн хурҺн-би,

            Мана бул-ни!

Использование подвижных и хороводных игр: «Нарн болн хур», «БогшурҺас болн машид», «Альд мана Һармуд?» и т. д. позволяет не только поднять настроение детям, но и активизирует их двигательную активность, речь, позволяет научить детей играть вместе.

Маленькие дети часто отнимают друг  у друга игрушки, плачут. Чтобы утешить ребенка особенно незаменима потешка-утешалка, где используется его имя, такие произведения дети быстро запоминают:

Кен сƏн?

Кен сƏƏхн?

БичƏ ууль!

Занда сƏн.

Занда сƏƏхн.

Занда уульхш!

У детей воспитываются сочувствие и доброе отношение к своему сверстнику, у них появляется желание пожалеть плачущего ребенка.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль для их здоровья. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать действия малыша.

При умывании:     Усн, усн

                              Мини чирƏ уҺа.

                              Мини хамр уҺа.

                              Мини халх уҺа.

                              Мини нудн уҺа.

                              Цевр бƏƏхтƏн дуртав.

Приход с прогулки:

Байрта белƏ тƏƏлнƏ,

Байрта хурҺдан тоолна

1, 2, 3, 4, 5.

При причесывании:

Хур, хур, ор

Хар усн норҺ,

Куклм, утар урҺ        

КƟк тасм гурнƏв.

 В течение года проводимые тематические занятия: «Мебель», «Одежда», «Явления природы», «Посуда», «Домашние и дикие животные», «Фрукты», «Овощи» словарный запас слов дети слышат в течении дня. Через доступную, интересную и увлекательную игру у детей раннего возраста формируется языковая среда.  

Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс изучения родного языка. Так как только при взаимодействии участников образовательного процесса можно обучить детей родному языку.

Формировать языковую среду следует начинать с раннего возраста.  Считаю, что обучение детей родному языку - это залог успеха возрождения, сохранения и развития калмыцкого языка. Наверное, к каждому должно прийти понимание, что надо изучать язык. При изучении языка нужно иметь огромное желание, собственное стремление. Иначе, уговорами и требованиями ничего не добьешься. Главная задача педагога - помочь детям овладеть родным языком.

Предлагаю вашему вниманию ряд советов. Что  можно сделать для успешного овладения  родной речью?

1. Больше  разговаривайте  на калмыцком языке. При этом следите, чтобы ваша речь была грамматически правильной, звучной, исключайте диалекты. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником из которого дети получают образец родного языка.  

2.Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а так же стремления познавать мир.

3.Снисходитетельно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый  этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.

4.Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ними в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать родную речь. Учите его слушать окружающие звуки и различать их: Эн  машин. Машин йовҗана. Эн хох. Хох җингҗƏна. Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки и произносить их.

5.Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы на родном языке.

6.Учите с ребенком стихи, сказки, т. к. запоминая и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание. Например :

Дала наадҺас садт бƏƏнƏ.

Бичкдуд шуугад, эднƏр наадна.

7.Учите малыша слышать связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжках. Рассматривая книжку, задавайте малышу вопросы: Эн юумб? (Эн ноха.) Ноха ямаран? (Ноха цаҺан, сƏƏхн.) Ноха ю кенƏ? (Ноха хот идҗƏна.) Через некоторое время ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

8. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете. ( Нарн. Нарн шар, тƟгрг. Нарн икƏр халулна).

В дальнейшем, для более успешного процесса обучения важно, чтобы ребенок не только изучал язык, но и знакомился с культурой и традицией калмыцкого народа. Давайте вспомним слова современного калмыцкого педагога, известного ученого     О. Д. Мукаевой - первого доктора наук: «Испытывая живое влияние национальной духовной культуры, своеобразия бытовой эстетики, повседневного жизненного уклада, активно воспринимая все это, ребенок формируется как личность, представитель этноса». Основным условием обучения родному языку всегда было и остается знание педагогами основ этнопедагогики, ее воспитательной практики: знакомство с утварью, одеждой, национальными праздниками, достопримечательностями города, традициями и обычаями калмыцкого народа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

В данном материале описаны элементарные правила безопасности жизнедеятельности,которые необходимо прививать  детям 2-3 лет....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Игровой макет «Улица родная» Во второй группе раннего возраста №2 общеразвивающей направленности «Здоровячки» возраст детей 2-3 года

Цель: создать условия для формирования   элементарных правил безопасного поведения на дороге.Задачи:Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.Знакомить с некоторыми видами...

Консультация для родителей " Развитие речи в группе раннего возраста посредством русского фольклора"

Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший...

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

Воспитание безопасного поведения малышей в социальной среде....

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

   Воспитание безопасного поведения малышей в социальной среде имеет важное значение и связано с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; ро...