Консультация для родителей «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»
консультация по обж (младшая группа)

Абасова Татьяна Викторовна
Воспитание безопасного поведения малышей в социальной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

Воспитание безопасного поведения малышей в социальной среде имеет важное значение и связано с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно.

На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними.

Для формирования навыков безопасного поведения в окружающей среде следует:

  • Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
  • Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
  • Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
  • Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению.

С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, воспитатели объясняют им, что безопасно, а что - нет. Для этого используются многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово.

Организуются занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаются полезные навыки, учат адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используется художественное слово: стихи, потешки, приговорки, короткие сказки.

Для закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты.

Безопасное поведение в природе.

Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице

Во время прогулки закрепляют у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.

В зимний период напомнить детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки.

Встречая на дворе животных, кота или собаку, формировать понимание того, что контакты с животными могут быть опасными: не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.

Безопасность на дорогах.

Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. В раннем возрасте формируются представления детей о транспорте, о частях автомобиля, дается представления детям о важности специальных машин.

Знакомство с ПДД - обучать различать тротуары и проезжую часть дороги, понимать значение сигналов светофора, переходить дорогу только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, объяснять детям, что нельзя играть на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Безопасность собственной жизни.

Детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки. Дисциплинированность предполагает способность к самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям возможность самостоятельно управлять поведением. Ожидания и требования взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.

Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения.

Уделяется формированию понятий «хорошо» — «плохо», развивается умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаются игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное. Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка, прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.

Во время работы с раздаточными материалами на занятиях формируем у детей: не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию экологически чистых материалов (пластилин, кинетический песок и др). При этом каждый раз напоминаем детям, что брать пластилин или песок в рот не следует.

Во время игровой деятельности с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать.

В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с горшочком: не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.

В умывальной комнате, во время мытья рук, напоминаем детям правила пользования мылом, водой: не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.

Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате: не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели и т.д.

Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.

Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной, насыщенной. Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии. Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить, чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями предоставляются конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.  Напоминать родителям:

- о необходимости с младенчества приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности;

- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры), которые помогут защитить ребенка в тёмное время суток. 

- не брать в рот таблетки и другие медикаменты, взрослым убирать в недоступные от детей места;

- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский сад;

- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;

- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор); и т.д.

           Для родителей в приемной комнате детского сада имеется уголок по основам безопасного поведения, в котором представлена вся необходимая информация актуальная на данный момент: консультации, папки-передвижки, буклеты, памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности в группе раннего возраста

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естествен...

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

В данном материале описаны элементарные правила безопасности жизнедеятельности,которые необходимо прививать  детям 2-3 лет....

Формирование основ безопасности в группе раннего возраста

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; и...

«Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; и...

Презентация " Формирование основ безопасности в группе раннего возраста посредством изучения ПДД "

Формирвание  основ  безопасности  в  группе  раннего  возраста  посредством  изучения  ПДД...

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности у детей раннего возраста»

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; ...

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»

   Воспитание безопасного поведения малышей в социальной среде имеет важное значение и связано с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; ро...