Детская изобразительная деятельность как средство социализации дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему

Статья предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское изобразительное творчество как средство социализации дошкольника

        Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является одновременно и стихийным, и направленным процессом, так как это процесс вхождения в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социально значимых качеств.

        Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанными способами анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

         Изобразительная деятельность является одним из главных видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Также как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Ребенок отражает в ней приобретенные впечатления и эмоциональные переживания. И хотя изобразительная деятельность в большей мере плод фантазии, воображения человека, она важна для социализирующейся личности — воображение снимает психологические барьеры, воздвигаемые реальностью. Пытаясь творить на бумаге, ребенок изображает основную идею предмета. Ребенок рисует не предмет, а свои представления о нем, основанные на детском реализме, то есть без учёта внутренних связей между объектами. Внешний мир становится лишь предлогом для рисования, в котором он вновь и вновь создаёт собственную модель окружающего мира. Таким образом, рисуя, ребенок познаёт огромный мир, в том числе мир социальных отношений .

В рисунках детей воссоздается целостность восприятия художественно-пространственной картины мира, проявляется их отношение к окружающим людям, отражается понимание характеров близких людей, членов семьи. По рисункам можно отследить формирование творческих замыслов маленьких художников и их стремление к несбыточным мечтам. И хотя в обыденном сознании взрослых детский рисунок выглядит порой как наивный, технически слабо проработанный и не вполне понятный, - сегодня изобразительная деятельность, рассматриваемая как важное направление детского творчества, чрезвычайно актуально и ценно, так как является видом деятельности, в которой наиболее естественно и ярко  проявляются креативные качества воспитанника.

К сожалению, в настоящее время, вследствие  увлечения цифровыми технологиями феномен детского рисунка недостаточно полно используется для  нравственно-эстетического наполнения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации или группы.  Педагогические наблюдения показывают, что детский рисунок способен внести в образовательную среду не только особую позитивную атмосферу добра, оптимизма и радости жизни, но и отразить  с помощью изобразительных средств отношение ребенка к происходящим событиям, окружающему миру. Хочется отметить широкие возможности изобразительного творчества детей в оформлении образовательного пространства. Например, интерьер нашей дошкольной организации   и группы, в  том числе, украшаются живописными работами детей, оформленными как произведения настоящих художников, организовываются мини-музеи, постоянно действующие выставки творческих работ детей как коллективные, так и персональные. Всё это создает для них обстановку эмоционального благополучия, что немаловажно для успешной социализации личности ребенка.  

Одна из таких выставок была посвящена 70летию со дня Победы в ВОВ. Воспитанники подготовили творческие работы, посвященные ВОВ. Ребята отнеслись к своей деятельности очень серьезно, глубоко сопереживая случившуюся трагедию, так как это коснулось каждой семьи и у каждого ребенка прадеды и прабабушки оказались участниками войны. Ребята создали рисунки, заставляющие зрителей сочувствовать, переживать и вместе с тем гордиться за свою страну и народ.  Некоторые дети создавая свои работы озвучивали, что это они делают "для своего прадедушки, который победил".

        Так же эффективным средством социально-личностного развития дошкольников является создание в группах мини-музеев. Например, в подготовительной группе в рамках Года Литературы прошел литературный месячник, и в группе был организован творческий проект "В стране сказок народов севера". Известно, что сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к размышлениям и деятельности и т.д. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра… Одним из продуктивных приемов работы со сказкой является рисование по мотивам или сюжетам сказок.  В рамках данного проекта дети совместно с родителями создавали иллюстрации к сказкам народов ханты и манси. Рисунки детей получились  яркими, отражающими не только индивидуальность самих маленьких авторов, но и сказочный мир народов ханты и манси. С каким интересом отнеслись дети к данному занятию, отметили и сами родители. Они не просто нарисовали рисунки, а создавали целые книги с иллюстрациями, по которым легко можно было знакомиться со сказкой, даже не читая её. В результате работы в группе был создан мини-музей с выставкой книжек-малышек "По дорогам сказок народов ханты и манси". Восторг, эмоциональное удовлетворение принесла детям презентация своих авторских книг в других группах ДОО. Воспитанники подготовительной группы дарили свои книги с иллюстрациями малышам с оговоркой "чтобы они тоже знали сказки ханты и манси".

        Данный проект был важен и с точки зрения совместной работы с родителями, ведь всем известно, что семья выступает главным "институтом социализации" подрастающего поколения.

         Создавая совместно с детьми мини-музей мы погрузились в коллективную творческую, а также коммуникативную деятельность. Известно, что любая совместная деятельность способствует обогащению и наполнению у воспитанников опыта положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умения сотрудничать, понимать и ценить творчество других, участвовать в создании коллективного творческого продукта.

        В процессе совместной художественной деятельности на занятиях изобразительной деятельности дети приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально- интеллектуальный опыт каждого участника общения. В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, необходимо помнить о её роли в развитии социальной активности дошкольников. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: непосредственное общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и имеющегося практического опыта, средство формирования культуры самого общения. Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в социальном развитии дошкольников как средство, активизирующее развитие их коммуникативного, социально-личностного потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности. Таким образом, результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции детей.

        Исходя из выше сказанного,  в нашем дошкольном учреждении ежеквартально проходят профилактические акции по безопасности дорожного движения. И в рамках одной из таких акций мы создали альбом коллективных  детских рисунков. Данная акция проводилась с целью привлечения  дошкольников к решению социальных проблем города, связанных с профилактикой дорожно-транспортных происшествий.  Важным моментом подобной работы является практическое применение созданных детьми плакатов  по ПДД и возможность использования детских рисунков в работе по данному направлению, т.е. возможности печати постеров, их публикация. Наши воспитанники создавали свои художественные работы из которых мы, педагоги, делали памятки для водителей и пешеходов, а сами маленькие художники раздавали их. Сотрудники ОГИБДД отмечают положительный эффект по итогам таких акций, ведь просьба  ребенка "быть внимательным на дорогах" обязательно трогает сердца взрослых, а ребенок чувствует себя значимым и нужным в обществе.

        Хочу подчеркнуть, что изобразительная деятельность является незаменимым источником проявления социальных эмоций, чувств, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимает социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

        Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Она глубоко волнует мысли ребенка, затрагивает личные переживания, вызывает положительные эмоции, то есть является одним из эффективных средств социализации дошкольника в современных условиях.

        

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте- М: Просвещение, 1991.
  2. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М: Педагогика, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

Игровая деятельность как средство социализации дошкольников

Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного перио...

Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников

Театрализованная игра является сильнейшим средством социализации ребенка. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе....