Игровая деятельность как средство социализации дошкольников
статья (средняя группа) на тему
Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_sotsializatsii_doshkolnikov.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность как средство социализации дошкольников
Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и др. Социализация также определяет пути индивидуального развития ребенка [1]. Создание условий для успешного развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной сферы, а так же развития позитивных качеств личности каждого ребенка и его оздоровление служит главной целью специального коррекционного образования в дошкольных образовательных организациях. Специальное коррекционное образование дошкольников направлено на: коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [2, 3]. Современный этап развития системы специального образования предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями в группы массовой направленности. Так, практикуется включение детей с речевыми нарушениями в интегрированные группы детского сада. Вполне очевидно, что актуальной проблемой является поиск путей и приемов успешной социализации данной группы детей. Дошкольный возраст характеризуется сензитивным периодом для интенсивного моторного, интеллектуального, эмоционального становления, а так же для развития коммуникативных умений. Чем раньше произойдет включение ребенка с нарушениями речи в группу здоровых сверстников, тем больше шансов на то, что он разовьет жизненно важное умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, что вместе взятое будет способствовать формированию социальной уверенности, заложить основы социального здоровья. Влияние общения на психическое развитие ребенка широко представлено в работах М.И. Лисиной. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в процессе общения развивается внутренний план действий, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание [4]. Теоретический анализ позволяет констатировать, что при изучении детей с речевыми нарушениями в исследованиях различных авторов достаточно полно изучена сфера познавательной деятельности. Что же касается особенностей и проблем эмоционального развития дошкольников с нарушениями речи и их социализации в условиях интегрированной группы, то мы можем отметить, что специальных исследований было проведено сравнительно немного (О.В. Украинец и др.). Между тем большинство исследователей обращают внимание на то, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников с речевыми нарушениями со сверстниками с нормальным уровнем речевого развития и взрослыми не может не затруднять или оказывать негативное влияние на ход личностного становления. Общеизвестно, что особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным [Цит.по: 5]. Научные труды Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям, оказывая значительное воздействие на социальное и нравственное развитие личности дошкольника. В ней ребенок воспроизводит содержание окружающего его социального мира, существующих в нем этических норм и правил. Как указывал А.Н. Острогорский, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.е подлинная социальная практика жизни в обществе сверстников [Цит.по: 6]. Под руководством взрослых игра способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к обучению в школе, а в дальнейшем и для взрослой самостоятельной жизни. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости, определяется направление успешной социализации в обществе. По мнению Т.Ю. Марковой основными функциями игры являются: обучающая, развлекательная, коммуникативная, воспитательная, развивающая, релаксационная и психологическая [Цит.по: 5]. На протяжении всего дошкольного возраста детей формы и виды игр меняются и усложняются от простой манипуляции с предметами до игр-драматизаций, самостоятельных дидактических игр и т.д. Важно, чтобы игры, способствующие социализации детей с речевыми нарушениями, не носили «навязывающий» характер, так как должно происходить развитие инициативы и творчества дошкольника.
Список литературы
1. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: пособие для педагогов дошкольного учреждения /Т.В. Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. - 67с.
2. Насибуллина А.Д. Организация специального (коррекционного) образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.Д. Насибуллина, А.И. Азарина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
3. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
5. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста /О.В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2. - С. 205-207
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е.Е. Кравцова. – М., 2012. – 152c.
7. Шатова И.А. Особенности организации взаимодействия детей с различными диагнозами в группах совместного обучения и воспитания /И.А. Шатова, Е.В. Левошкина // Инновации: Методика и практика. - 2011. - №10. - С. 112-114.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников
«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...
"Игровая деятельность как средство социализации дошкольников"
Представлен проект ....
«Игровая деятельность как средство социализации дошкольника».
Проект во второй младшей группе ...
«Игровая деятельность как средство социализации дошкольника».
Проект во второй младшей группе ...
Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...
Опыт работы «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников»
Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Известный русский писатель М. Горький писал: &laqu...