Игровая деятельность как средство социализации дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Камачкина Светлана Сергеевна

Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как средство социализации дошкольников

Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и др. Социализация также определяет пути индивидуального развития ребенка [1]. Создание условий для успешного развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной сферы, а так же развития позитивных качеств личности каждого ребенка и его оздоровление служит главной целью специального коррекционного образования в дошкольных образовательных организациях. Специальное коррекционное образование  дошкольников направлено на: коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [2, 3]. Современный этап развития системы специального образования предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями в группы массовой направленности. Так, практикуется включение детей с речевыми нарушениями в интегрированные группы детского сада. Вполне очевидно, что актуальной проблемой является поиск путей и приемов успешной социализации данной группы детей. Дошкольный возраст характеризуется сензитивным периодом для интенсивного моторного, интеллектуального, эмоционального становления, а так же для развития коммуникативных умений. Чем раньше произойдет включение ребенка с нарушениями речи в группу здоровых сверстников, тем больше шансов на то, что он разовьет жизненно важное умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, что вместе взятое будет способствовать формированию социальной уверенности, заложить основы социального здоровья. Влияние общения на психическое развитие ребенка широко представлено в работах М.И. Лисиной. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в процессе общения развивается внутренний план действий, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание [4]. Теоретический анализ позволяет констатировать, что при изучении детей с речевыми нарушениями в исследованиях различных авторов достаточно полно изучена сфера познавательной деятельности. Что же касается особенностей и проблем эмоционального развития дошкольников с нарушениями речи и их социализации в условиях интегрированной группы, то мы можем отметить, что специальных исследований было проведено сравнительно немного (О.В. Украинец и др.). Между тем большинство исследователей обращают внимание на то, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников с речевыми нарушениями со сверстниками с нормальным уровнем речевого развития и взрослыми не может не затруднять или оказывать негативное влияние на ход личностного становления. Общеизвестно, что особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным [Цит.по: 5]. Научные труды Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям, оказывая значительное воздействие на социальное и нравственное развитие личности дошкольника. В ней ребенок воспроизводит содержание окружающего его социального мира, существующих в нем этических норм и правил. Как указывал А.Н. Острогорский, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.е подлинная социальная практика жизни в обществе сверстников [Цит.по: 6]. Под руководством взрослых игра способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к обучению в школе, а в дальнейшем и для взрослой самостоятельной жизни. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости, определяется направление успешной социализации в обществе. По мнению Т.Ю. Марковой основными функциями игры являются: обучающая, развлекательная, коммуникативная, воспитательная, развивающая, релаксационная и психологическая [Цит.по: 5]. На протяжении всего дошкольного возраста детей формы и виды игр меняются и усложняются от простой манипуляции с предметами до игр-драматизаций, самостоятельных дидактических игр и т.д. Важно, чтобы игры, способствующие социализации детей с речевыми нарушениями, не носили «навязывающий» характер, так как должно происходить развитие инициативы и творчества дошкольника.

Список литературы

1. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: пособие для педагогов дошкольного учреждения /Т.В. Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. - 67с. 

2. Насибуллина А.Д. Организация специального (коррекционного) образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.Д. Насибуллина, А.И. Азарина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. 

3. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm. 

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. - 144 с. 

5. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста /О.В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2. - С. 205-207 

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е.Е. Кравцова. – М., 2012. – 152c. 

7. Шатова И.А. Особенности организации взаимодействия детей с различными диагнозами в группах совместного обучения и воспитания /И.А. Шатова, Е.В. Левошкина // ‎Инновации: Методика и практика. - 2011. - №10. - С. 112-114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников

«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...

Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово   СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...

Опыт работы «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников»

Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Известный русский писатель М. Горький писал: &laqu...