консультации для родителей на актуальные темы по вопросам воспитания детей
консультация (старшая группа) на тему

Морозова Ольга Петровна

эти консультации помогут родителям в воспитании,общении и обучении ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Общение-главное в развитии связанной речи.»

Аннотация. Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

 

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением.Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

 

Упражнение "Диалог"

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

 

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

 

Игра "Профессии"

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?"

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

 

Игра "Коллекция"

Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

- подбери все машины;

- подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

- подбери все шарики;

- принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

 

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

 

Упражнение "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

 

Упражнение "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

 

Упражнение " Выучи стихотворение"

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

 

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

 

Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

 

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

 

Упражнение "Рисуем словами"

Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

 

Игра "А что было дальше?"

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.



Предварительный просмотр:

  1. Читайте детям не нотации а книги!

Консультация дляродителей

Подготовлена Морозовой О.П.,

Горловой Г.В. воспитателямиМДОУ № 341 г.Самара

 

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей

любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих

детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в

жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует

расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить

образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные

представления о прекрасном.

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко

«входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в

воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко,

что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих

чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков,

характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга,

прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга,

то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы

привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как

искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания

детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во

всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок,

дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой

с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро,

братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В возрасте пяти лет начинается новая стадия в литературном развитии

ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные

сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным

действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций,

разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и

добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Они

открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются

в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной,

неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются

раскрыть и осмыслить их.В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без

помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких

не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать

литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать

словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также

умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в

тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые,

более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания

произведений художественной литературы:

закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к

художественному слову;

знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных

произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в

авторский замысел;

помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их

мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к

героям произведений;

обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские

приёмы изображения.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им

разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость ко всему

плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на

сложные вопросы.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь

им полюбить книгу, т.к. неумение читать не только отрицательно влияет на

успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с

удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно

вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Но именно в этот период особенно

важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные

ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в

библиотеке!

Анкетирование показало – только третья часть семей практикует семейное

чтение вслух. А вот назвать книгу, которую ребенок прочитал сам или слушал,

смогли лишь пять родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами, любят

слушать, когда им читают! Так давайте поддерживать этот огонек похвалой!

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите

смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми

диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего

обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам

преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка,

она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она

помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это

его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он

выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и

эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую

незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир

книги с ее литературными и графическими образами, помогает направить детское

воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого

отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши

встречают впервые гармоническое отражение действительности. Есть в детской

литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие.

Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А

взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать

книгу во всей ее полноте.

Правила, которые сделают чтение вслух

привлекательным:

1.

Показывайте ребёнку, что чтение вслух

доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы

отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это

почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге.

Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика,

и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно

обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками,

осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так,

чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз,

жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают

впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку

ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются

напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих

ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в

зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать

голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не

«переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в

воображении нарисованные словами картины.6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать

всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко

перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для

родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный

ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок

научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись

к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте

ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную

библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку.

Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им

понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились

в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте

прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками.

Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый

раз раскрывая что-то новое.

Уважаемые родители!

С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у

него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого

потребуется немало сил и терпения.

Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги

научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные

ценности.

И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той

полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один

компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда

вы вместе читаете книгу.

Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем

прочитали!



Предварительный просмотр:

Консультация дляродителей

Подготовлена Морозовой О.П.,

Горловой Г.В. воспитателямиМДОУ № 341 г.Самара

ЧИТАЙТЕ С ДЕТЬМИ

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он еще совсем мал, одним из занятий, развивающих малыша, является чтение книг. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас все обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Многие мамы, папы, бабушки и дедушки сталкиваются с трудностями в выборе красивой и полезной детской книги.

Чтобы заинтересовать ребенка, книга должна соответствовать его возрасту, содержать несложный сюжет, с четкой последовательностью событий. Если взрослый не читает малышу весь текст книжки, а просто показывает понятные ему картинки, можно воспользоваться  книжками для детей старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Часто дети хотят сами «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, чтобы  страницы и обложка были прочными. Книжки с объемными, выдвигающимися частями не  подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, предназначен для более деликатного обращения.

По формату лучше выбирать небольшие книжки, чтобы обращение с ней было комфортным для ребенка.

Иллюстрации в детских книжках также должны быть доступны детскому восприятию, а изображения - похожи на реальные предметы.

Семейный альбом может стать первой книжкой для малыша. Перелистывая его, рассматривая и узнавая самого себя и близких людей, ребенок получает огромное удовольствие. Дети, которые уже умеют говорить, часто называют альбом «Книжкой про Настю (Катю, Сережу…)». И, как правило, книжка «про меня» становится интересной и любимой для ребенка на долгое время.

Когда книжка уже куплена, перед родителями встает вопрос: как ее читать, чтобы у ребенка появился интерес к чтению? Некоторые малыши могут подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже длинные и сложносюжетные истории, живо интересуются книгами, повсюду их носят, перелистывают страницы, рассматривают картинки и «читают» вслух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Другие вырываются и убегают, как только родители начинают им читать. Почему? Причин может быть много, перечислим некоторые, наиболее часто вызывающие  сопротивление ребенка:

·       в выбранной книге нет заинтересовавших его картинок (их или слишком мало, или они непонятны);

·       взрослые выбрали неподходящий ребенку темп для чтения (читают слишком быстро или слишком медленно, длительное чтение также утомляет  ребенка);

·       малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим.

Как же заинтересовать ребенка? Сначала стоит просто показать ему книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Дайте ребенку самому полистать страницы. Быть может, до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. В этом случае лучше не форсировать события, а предоставить малышу свободу. И только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено, например: «Это зайчик». Если ребенок заинтересован, следует фиксировать его внимание на деталях изображения: «Смотри, какие у зайчика длинные-длинные ушки» и т. д. После таких нетрудных занятий малыш, перелистывая в очередной раз книжку, будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку. Если ребенок уже проявляет интерес к совместному «чтению», взрослые могут перейти к краткому пересказу содержания книжки, при этом называя и показывая героев и предметы на картинках (если малыш уже говорит, попросите его повторить). Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход к более сложным пересказам сюжета, а также к чтению текста, написанного под картинкой. Будьте внимательны, как только ребенок будет проявлять признаки утомления, переключите его на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у него не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.

Следуя советам психологов, можно превратить процесс чтения книг в увлекательную игру: предложить ребенку сочинить вместе с вами текст и стать главным героем новой книги, изготовить вместе книжку-самоделку. Совместное чтение книг, равно как и совместное творчество - хороший способ научить ребенка чему-то новому,  возможность установить с ним тесный контакт.

Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему малышу.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ КАК  ПРИВЛЕЧЬ РЕБЕНКА К ЧТЕНИЮ КНИГ.

·       Приобретая книгу, обратите внимание на то, чтобы она соответствовала потребностям и возрастным возможностям ребенка.

·       Первые книги должны быть прочными, с простыми четкими рисунками, которые доступны для понимания ребенка.

·     Содержание книги тоже должно быть простым, коротким, желательно, чтобы текст был рифмованным, с повторяющимися элементами.

·     Не заставляйте насильно ребенка слушать книги. Может быть, он просто еще слишком мал, и для него в данное время важнее научиться играть в мяч (в машинки, куклы), даже если соседский ребенок того же возраста уже проявляет интерес к чтению книг.

·     Если ребенок сопротивляется чтению, постарайтесь заинтересовать его: сочините вместе с ним книгу, в которой он или близкие ему люди будут главными героями.

·     Поощряйте даже короткое общение ребенка с книжкой.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Играем везде»

Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она-игра соответствует каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. А как использовать игры в домашних условиях? Об этом мы говорим с родителями на консультациях «Играем вместе с детьми», «Игры для дома», «Игры на кухне», родительских собраниях «Роль игры в жизни ребенка», «Игра – не забава». На данных мероприятиях родители получают знания о значении игры в развитии ребенка, учатся играть с ребенком в условиях семьи.

«Игры на кухне»

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Н-р, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Съедобное-несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки.

В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился.

Ответ: Сахар

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем.

Ответ: Бублик

 

Дедушка смеется,

на нем шубонька трясется.

Ответ: Кисель

Холодок в пакете

Едят и взрослые и дети

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок!

Ответ: Мороженое

В воде родится, а воды боится.

Ответ: Соль

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

«Обзывалки»

Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.

Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т.п.)

Задания на развитие мелкой моторики:

1. рассортировать белую и красную фасоль;

2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;

3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;

4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Фантазируйте и играйте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"

Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...

консультация для родителей "Подвижные игры в развитии и воспитании детей."

Игра для ребенка - это наиболее доступный для детей вид деятельности и  важный  момент его развития.  Она занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника. Играя, ребенок познает ...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Краснодарский край город Армавир   Консультация для педагогов ДОУпо теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»...

Консультация для воспитателей "Мнение родителей и мнение психологов по вопросам воспитания детей: кто прав?"

Мнение родителей и мнение психологов по вопросам воспитания детей: кто прав? Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта,  понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том,...

Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"

Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского...