Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"
статья

Степанова Любовь Геннадьевна

Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        Степанова Любовь Геннадьевна,                                    

         воспитатель                                                                                                                                   МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек», г. Саяногорск, Республика Хакасия

Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в   вопросах воспитания детей дошкольного возраста

          Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетенции педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья - два звена в одной цепи, детский сад не может в полной мере заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка.

            В соответствии с новым законом «Об Образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед Детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». А значит вопрос взаимоотношений педагога и родителей остается по прежнему актуальным и требует пристального внимания и в настоящее время.

            В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает взаимные действия, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии, взаимовлиянии, обоюдном желании родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

            Перед нами, педагогами, поставлена четкая цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации        ответственности за воспитание и обучение детей.                                                                                                                                                                                                      

             Для достижения данной цели, координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

- устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника                                                

- объединяем усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей                  

- создаем атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки                                                                                            

- активизируем и обогащаем умения родителей по воспитанию детей

- поддерживаем уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

              Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, нам необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет нам ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни его семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, его взаимоотношения с родителями и спрогнозировать стратегию взаимодействия.

              Эффективным методом изучения семьи является знакомство с каждой семьей в начале учебного года. Его мы организуем в форме «Родительских встреч», где родители знакомятся друг с другом, в приятной располагающей, дружеской атмосфере общаются, делятся своими успехами и трудностями в воспитании своих детей. Работу с родителями мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детской саду.

               Изучение семьи ведется последовательно, системно, проводятся анкетирование, личные беседы, где предполагаются конкретные, точные вопросы – ответы педагогов-родителей. Ведутся наблюдения, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.

               Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи.  Информация полученная нами при посещении семьи воспитанника, составлении социального паспорта помогает нам лучше понять родителей, определить характер их взаимоотношений со своим ребенком и другими членами семьи, познакомиться  с                                                                                                                                                                                                                                                                                                       условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме,  наладить контакт и  установить доброжелательные, располагающие отношения. Мы знакомимся с опытом семейного воспитания. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

             Последующей работой с родителями являются беседы, индивидуальные и коллективные консультации по волнующим, требующим разрешения вопросам и                ситуациям, проводятся родительские собрания. На которые, по необходимости, привлекаем специалистов (психолога, логопеда и т. д.)

              Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Изучаем анкеты, которые позволяют в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам, готовимся к конкурсам, изготавливаем памятки, приглашения на собрания. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок. В таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

               Актуальными в нашей работе являются проводимые беседы за «Круглым столом». Эти мероприятия организуем таким образом, чтобы информация усваивалась родителями не в пассивном режиме слушателей, а в активном поиске участниками разрешений проблемных вопросов, ситуаций, психологических тренингов, «Встречах со специалистами», презентациях и т.д.                                                                

               В своей работе с родителями   часто используем такую не менее эффективную форму, как мастер-класс. Интересно проходят занятия по работе с бумагой, крупами, пряжей, бросовым материалом и т.д., где изготавливаются работы нетрадиционными способами. Родители занимаются творчеством, обучаются пальчиковой игре, самостоятельно изготавливают дидактические и развивающие игры. Свои полученные знания родители уже могут использовать в работе с детьми в домашних условиях, где умело оборудуют игровой уголок.

             Развивая отношения в сотрудничестве, всегда привлекаем родителей к активному участию в праздниках: «День матери», «Осенние приключения», «Новогодний карнавал», «Защитникам Отечества посвящается», «Женский день - 8 марта», «Ты -выпускник!», «Берегите детей». Изготовление поделок, подарков, костюмов и нарядов объединяет родителей, увлекает жить общей идеей, решать сообща поставленные задачи, не смотреть со стороны, а вместе со своим ребенком активно проживать его жизнь дошкольника. Это самые яркие и запоминающиеся моменты в жизни детей и их родителей в этот период. В процессе подготовки и проведения праздничных встреч формируются более открытые, положительные взаимоотношения родителей со своими детьми и их воспитателями, устанавливается стойкий эмоциональный контакт.

              Проводимые нами тематические встречи «Поделюсь мастерством», «Хотите научиться?», «Это просто!», «Я умею – ты умеешь» объединяют родителей, на них они могут общаться, обмениваться опытом, заинтересовать друг друга идеей, творческими задумками, приобщиться к мастерству. Темы могут быть самые разнообразные, иногда инициатива исходит от родителей, и тогда они становятся еще более активными участниками сотрудничества.

               Особая тема для взаимодействия, которую хочется отметить, это «Неделя театра», проводимая в детском саду. Она помогает нам раскрыть художественные таланты детей, родителей, и нас, педагогов. С учетом возрастных особенностей детей выбирается сказка, постановку которой мы хотим представить. Родители и дети заново знакомятся с ее содержанием, обсуждаются характеры героев, ролевые особенности, предлагаются варианты костюмов, атрибутов к ним… Сценарий одной из сказок был написан воспитателем в стихах, с музыкальным руководителем был отобран материал по художественному и музыкальному сопровождению, продумывалось содержание сценок и их постановок.

               И начинается активная работа по изготовлению декораций для сцен, отбираются наиболее интересные варианты. Один из родителей хорошо рисует, другой шьет, находятся такие, кто делает цветы из разных декоративных материалов, вяжет, вышивает, выпекает, мастерит атрибуты для костюмов…Оказывается, что умельцев - родителей в группе немало!                                                                                    

               Тут уже определяется круг актеров -детей, актеров-родителей, проговариваются стихи, идет работа над интонацией, выразительностью речи, проигрываются ролевые действия. Воспитатель выступает в роли сказителя, он мотивирует детей, приглашает к сотворчеству. Вместе с детьми родители увлеченно вовлекаются в подготовительную работу: учат роли, шьют костюмы для себя и детей, поют, танцуют, читают стихи, приходят на репетиции.                                                                                                                                                                                                                            

               И вот тут мы все, и дети, и педагоги, родители видим, что мама Даши умеет красиво петь, а папа Димы оказывается неплохо читает стихи, мама Вари прекрасно        3рисует, а мама Ксюши хорошо танцует…Дети видят своими глазами и понимают, какие талантливые их родители, у них появляется гордость. Для детей открывается еще одна сторона их жизни, оказывается их мамы и папы тоже много умеют, они интересные, увлеченные, а главное - они рядом, даже в садике.

               Наградой для всех становится постановка сказки на сцене музыкального зала в детском саду, где они становятся ожившими героями своих любимых произведений и восторженные аплодисменты зрителей, сверкающие от счастья глаза детей.

               Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений, а также обогащает опыт общения родителей и детей, родителей и педагогов.

               Уже традиционным стало проведение акции «Подари игрушку детям». У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к дорогим сердцу, старым вещам. Дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - большой труд-воспитание души.

               У нас есть «Уголок для родителей». В котором размещаются материалы                                     информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления и            странички доктора, психолога, логопеда, новости дня, что учим с детьми, о наших занятиях, о тех, кто заботится о детях, поздравления с днем рождения и т.д. Представлены консультации, путеводители по темам, разъясняющая, или образовательная информация по вопросам актуальным для родителей группы.

                В группе имеется «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту, работающему в детском саду. Телефон доверия помогает родителям анонимно разрешить какие-либо значимые для них вопросы, проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

              Еще в родительском уголке представлены памятки, рекомендации, буклеты по ПДД, ОБЖ, пожарной безопасности, антитеррору, располагается рекомендуемая для чтения родителям литература по вопросам воспитания и образования детей. Имеются папки-передвижки, ширмы, которые формируются по различной тематике. Когда родители ознакомятся с содержанием папок-передвижек, мы проводим с ними беседы о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

              Вместе с родителями проводим семейные фотовыставки: «Вместе с папой», «Моя любимая мамочка», «Растем здоровыми», «Мой 6-й год», «Традиции семьи». У детей и родителей всегда к ним большой интерес. Рассматривая знакомые фотографии, они заново переживают приятные моменты своей жизни. Дополненные стихотворениями и веселыми комментариями такие фотоальбомы оживляют общение, позволяют найти общие точки соприкосновения. Вся располагаемая информация в родительском уголке регулярно обновляется, так что интерес родителей к жизни детей в саду не ослабевает.                                                                        

            Хотим сказать о важном моменте в выстраивании взаимоотношений при работе с родителями. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес, получают почетные грамоты и благодарственные письма. Они понимают, что их труд не остается незамеченным или бесполезным, он важен, нужен, ценен, особенно для их детей.

             И, наконец, наиболее эффективными в построении конструктивных взаимоотношений с родителями, находим нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, интерактивные игры, оформление индивидуального портфолио ребенка, тематические выставки, социальные обследования, диагностика, тестирование.                                                                                          

             Все это стало более насыщенным, информативным, продуктивным, быстрым в получении и обработке, доставке информации, получении обратной связи, благодаря внедрению в процесс воспитания и образования детей информационных технологий. Нахождение разнообразной информации, оформление родительских уголков, изготовление ярких, красочных буклетов, альбомов, фотографий, значительно обогатило и разнообразило процесс общения с родителями группы и просветительской работы педагога.

                Помимо прямого общения (написание смс-сообщений, или телефонных звонков), активно используем общение в групповых чатах, мы всегда на связи с родителями в рабочее время. В любое время в течении дня они могут написать нам, позвонить, задать вопрос, посоветоваться, или проконсультироваться. Это существенно помогает нам в работе, если ответы нужны срочно, оперативно корректирует нашу совместную деятельность.

                Хочется отметить еще одно новшество: родители детей, которые посещают различные кружки в нашем ДОУ зарегистрировались в «Навигаторе дополнительного      образования республики Хакасия». Сейчас у родителей появилась реальная возможность познакомиться с программой любого кружка, поинтересоваться, в чем заключается  кружковая деятельность. Оставить свои комментарии, пожелания педагогам и детям.  

          Конечно, не все и не всегда идет гладко. Случаются и у нас трудности. Это нехватка времени у родителей, в связи с загруженностью на работе, чтобы выполнить поделку для конкурса, изготовить своими руками речевой тренажер, поработать над ролью для театральной постановки и т.д. Иногда невозможность приобрести качественные материалы для изготовления поделок, костюмов и т.д., возникают недопонимания. Но мы стараемся решать эти вопросы, находим альтернативные варианты, помогаем, выручаем…

           На сегодняшний день мы можем сказать, что у нас сложилась определенная система партнерских взаимоотношений с родителями. Использование различных форм, методов и средств в работе дает определенные положительные результаты: родители стали более заинтересованными активными участниками, партнерами и помощниками педагогов в этом сотрудничестве, создана атмосфера взаимоуважения.

             За время проведенной нами работы значительно повысился уровень воспитательно-образовательной культуры родителей, что способствовало развитию их творческой и познавательной инициативы. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути взаимодействия и сотрудничества с родителями, ведь цель у нас одна -воспитать будущих созидателей жизни.                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                             Литература:                                                                                                                                                                                    

1.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями (Текст) Т.Н. Доронова, М.: «Сфера»,2002, С.114

2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. (Текст) О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера»,2005, с.89

3.Как оформить уголок для родителей в детском саду (Электронный ресурс) //http://www/kakprosto.ru//kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu

4.Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы (Электронный ресурс)//http://dob.1 september.ru/artiklif.php?ID=200700502

5.Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи (Электронный ресурс)//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennue_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                         6

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Мнение родителей и мнение психологов по вопросам воспитания детей: кто прав?"

Мнение родителей и мнение психологов по вопросам воспитания детей: кто прав? Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта,  понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том,...

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

Буклеты для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста

ответы на вопросы воспитания детей дошкольного возраста:- - Ребенок все время в гаджете:КАК ОТВЛЕЧЬ- «УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНО»-Детская ложь: КАК СПРАВИТЬСЯ- &l...

«Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Учебный год очень интересный и насыщенный. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Совместная подготовка, участие в конкурсах и праздниках благот...