Развитие чувств и эмоций у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Дорогая Дарья Федоровна

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstv_u_detey.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

  Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

  Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности.     Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

  Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

  По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.

  Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих, соблюдении норм и правил поведения.

  Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

  Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем.

  Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка его поступков. У большинства детей положительные оценки повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

  Для понимания детских эмоций необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

  Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

  Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

  Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

  Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

  На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение  ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

  Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно- эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития эмоций у детей дошкольного возраста.

К - 1           Игра "Эхо".Цель — настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания.Тот, кто сидит справа от м...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

«МУЗЫКА И ТЕАТР - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспит...

Развитие чувства цветовой гармонии у детей дошкольного возраста в процессе декоративного творчества

В данной статье обощен опыт работы по развитию чувства цветовой гармонии у дошкольников в процессе декоративно- оформительской деятельности....

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».

Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта...

Методическая разработка «Развитие чувств и эмоций у детей 5-6 лет через дидактическую игру». Автор: Дмитренко Екатерина Павловна, воспитатель МБДОУ ДС КВ № 36 пос. Октябрьский

Данная методическая разработка содержит дидактический материал по развитию у дошкольников эмоциональной сферы: описание дидактических игр.  Методическая разработка предназначена для воспитателей ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ЭМОЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

Цель:    Совершенствовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста опираясь на возрастные возможности детей, используя сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовы...