Развитие креативности у младших дошкольников
статья на тему
Статья по исследованию способности к творчеству у младших дошкольников с точки зрения возрастной психологии и психологии личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kretivnosti.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативности у младших дошкольников
Понятия творчества и креативности часто взаимозаменяемы, их объединяет то, что это – процесс созидания чего-либо нового. В нем задействованы воображение, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, а также физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные.
Выделяют шесть параметров креативности:
- Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
- Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
- Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
- Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид;
- Способность к обнаружению и постановке проблем;
- Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. И, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители и педагоги способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности, так как она находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат.
Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к развитию новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию личности.
Развитие креативности как способности к творчеству у детей младшей группы «Родничок» в 2012-2013 учебном году было реализовано следующими направлениями работы:
- Накопление знаний и опыта с помощью наблюдений, экспериментов, тематических бесед, рассказов, чтения художественной литературы, элементов исследовательской деятельности, создания игровых ситуаций.
- Развитие эмоций и воображения с помощью различных дидактических игр, рассматривания картин и иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, обыгрывания.
- Развитие умений и навыков в художественно-изобразительной и конструктивной деятельности, а также развитие речи.
- Непосредственно развитие творческих способностей с помощью создания проблемных ситуаций, в которых дети реализуют все ранее полученные знания и умения.
На протяжении всех этапов работы у детей поощрялись оригинальные, нестандартные способы решения поставленных задач; ассоциативность мышления; стремление довести начатое до конца и усовершенствовать его, и другие признаки креативности.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: дети, которые в течение всего учебного года систематически участвовали в совместной деятельности с педагогом, на конец года имеют достаточные предпосылки для формирования в дальнейшем творческих способностей.
В следующем учебном году планируется продолжать работу по развитию креативного мышления у детей, обращая особое внимания на следующие направления:
- Развитие познавательных интересов. Включает в себя постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности, а также постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
- Развитие системности мышления. Включает формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени и определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
- Развитие ассоциативности мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо более полно использовать проектный метод, так как он лучше всего подходит в данном случае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...
Роль семьи в развитии креативных речевых способностей дошкольника.
Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаи...
Развитие креативного мышления у дошкольников
Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышленияКреативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро реш...
Развитие креативного мышления у дошкольников
Консультация для родителей«Развитие креативного мышления у дошкольников»Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения...
Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.
Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....
«Развитие креативных творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были...
Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ
Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображе...