Консультация для педагогов «Как увлечь слушателя?»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Как увлечь слушателя?»
Педагогу часто приходится выступать перед различной аудиторией.
Чтобы информация была принята и понятна слушателями, перед началом выступления выступающий задают себе вопросы:
-Что сказать? Как? В какой форме?
Чтобы найти ответы на них ,педагогу нужно владеть технологией речевого информативного воздействия. Информационное воздействие и взаимодействие во время публичного выступления охватывает несколько сторон:
1). Методическую, заключающуюся в активизации внимания слушателей, в обеспечении наиболее успешного восприятия содержания
2). Эвристическую, способствующую активизации мышления, поиску оптимального решения какой-то проблемы
3). Контролирующую, обеспечивающую обратную связь в процессе педагогической коммуникации
4). Морально-этическую, направленную на то, чтобы эмоционально зажечь аудиторию, вызвать сопереживание, эмпатию.
В деятельности педагога, в момент публичного выступления можно
выделить 3 этапа:
1). докоммуникативный
2). собственно-коммуникативный
3). Посткоммуникативный
Характеристика:
1). Докоммуникативный или подготовительный имеет такую последовательность:
а). Чётко сформировать тему: продумать, записать, проанализировать варианты темы, выбрать наиболее удачный вариант, структурировать вопросы, раскрывающие суть темы, провести предварительную беседу, чтобы выявить наиболее интересные вопросы.
Опора на интерес-это важный момент в публичном выступлении. Варианты интересов:
-основные, касающиеся вопросов жизнедеятельности, всегда актуальны и вызывающие бурное обсуждение в аудитории
-злободневные(остроактуальные, сиюминутные)
-конкретные, повседневные, выражающие потребности слушателей
б). Ответить на вопросы:
-Какова направленность выступления?
-Какими способами нужно побудить слушателей к действиям?
в). Определить цель выступления
г). Сориентироваться в обстановке ,где будет проходить выступление, а также сориентироваться во времени проведения выступления
д). Оценить аудиторию (социальный состав, образовательный уровень, возраст, пол и т.д.)
е). Определить формы работы над литературными источниками(просмотр литературы, углублённое изучение важных разделов, выписка идей, фактов по теме)
ж). Продумать способы регуляции своего психологического состояния(реализация творческого самочувствия, приобретение уверенности в себе, снятие "мышечных зажимов")
Важным моментом является композиционно-логическое ОФОРМЛЕНИЕ Публичного выступления:
-начало, это выступление, играющее роль психологической подготовки аудитории к восприятию информации
-содержание(формулируется главная мысль)
-концовка(короткое повторение основных положений, подведение итогов, закрепление и усиление впечатления, произведённого речью, постановка перед аудиторией определённых задач)
Способы выступления:
1. чтение текста
2. воспроизведение его по памяти с чтением отдельных рагментов
3. свободная импровизация
2). Собственно-коммуникативный.
Существует 3 принципа:
а). ведение(инициатива в общении, подведение партнёра к нужному выводу)
б). согласование(приспособление своего поведения к поведению партнёра)
в). инкорпорация(использование раздражителей для обеспечения полноты контакта)
Важно учесть возможности и психофизиологические особенности слушателей-партнёров, в частности объективные проявления:
-мотивационные
-эмоциональные
-интеллектуальные
Приёмы активизации слушателей во время публичного выступления:
-"эстафета живой реакции"-приём предполагающий контакт глаз ,когда оратор среди слушателей находит "доброжелательное лицо" и по ходу выступления постоянно обращается к нему, переводя взгляд с одного лица на другое;
-эмоциональная разрядка-приём преподносимый в виде загадки, шутки и т.п.(когда из-за усталости внимание слушателей отключается);
-эффект сопереживания, когда выступающий использует фрагменты худ. литературы, ИЗО, музыки, вызывающие определённые чувства и эмоции у аудитории и самого лектора;
-"атака вопросами", позволяющая организовать открытый диалог, проявляется в вопросах слушателей и ответах на них оратора и, наоборот, в вопросах оратора и ответах слушателей;
-улыбка-выражение хорошего отношения. "Улыбаться кому-то, а не для кого-то";
-поднятие значительности собеседника достигается с помощью использования его имени
-апелляция к чувствам слушателей(профессионалу ясно, что...;каждому уважающему...и т.д.)
-комплимент-лестное замечание, похвала
-юмор
В риторике есть ряд заповедей, значение которых облегчает процесс сообщения информации:
1. Самое неудачное выступление-это постоянный спор с аудиторией
2. Ориентиры, на которые нацеливает оратор-положительные
3. Не надо оценок-пусть слушатель сделает их сам
4. На индивидуальную речь указывает желание слушателей переспрашивать
5. Признавая ошибки, не следует превращать их в предмет выступления
6. Хорошо преподнести-значит создать зримый образ
3). Посткоммуникативный, предполагает анализ ошибок, допущенных в процессе выступления
Т.О., хорошо подготовленное и продуманное публичное выступление заключается в строгой последовательности изложения, в связности, соподчинённости всех частей выступления, в оригинальности и глубине мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чем увлечь ребёнка во время прогулки зимой"
Рекомендации по обучению катания на коньках и лыжах....
Консультация для родителей «КАК УВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЕМ»
Данная консультация предназначена для родителей и поможет им увлечь детей чтением....
Консультация для родителей. Чем увлечь ребёнка с пользой? Работа с дошкольниками в технике пластилинография
Этот материал будет полезен воспитателям, для укрепления сотруднических отношений с родителями в вопросе по творческому развитию детей....
Консультация для родителей «Как увлечь детей чтением книг»
Развитие речи дошкольников напрямую связано с чтением книг. Но зачастую, многие дети не любят читать книги. О том, как справиться с этой проблемой, поможет консультация для родител...
Консультация для педагогов «Чем увлечь детей на экологической тропе»
Консультация для педагогов «Чем увлечь детей на экологической тропе»...
Консультация для педагогов : «Космический бадминтон», или как увлечь этой игрой детей.
Консультация для педагогов :«Космический бадминтон», или как увлечь этой игрой детей....
Консультация для педагогов "Как увлечь дошкольников занимательной математикой"
Консультация для педагогов "Как увлечь дошкольников занимательной математикой"...