Адаптация малышей к условиям ДОУ
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_adaptatsiya_malyshey_k_dou.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребёнка 1-3 лет к детскому учреждению
Одно из основных правил педиатрии гласит, что для нормального развития ребенок до 6 лет должен быть только с близкими людьми, т.е. не воспитываться в детских учреждениях. К сожалению, обстоятельства не всегда позволяют это правило соблюсти.
Скоро ваш малыш пойдет в ясли. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного миpа в мир широких социальных контактов.
Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним.
Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.
Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.
Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка, резко снижается сопротивляемость различным инфекциям. И малыш начинает часто болеть.
Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести — сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций.
При легкой адаптации у ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается в течение 2-3 недели.
К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бывает оправдан. Есть дети, которые достаточно легко и быстро привыкают к яслям.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи.
Такие изменения сохраняются до полутора месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки малыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.
При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.
Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек — нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий.
Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему — к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду.
Апатия малыша — типичное проявление детской депрессии. Страдает общее состояние организма: ребенок теряет в массе тела, становится беззащитным перед инфекциями, возникают признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, ребенок начинает отставать в речи, развитии игры и общении на 1-2 квартала. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.
Понятно, это очень высокая цена за привыкание к яслям.
Почему дети по-разному адаптируются к детским яслям
Установлен ряд фактором, по которым можно определить, насколько успешно ребенок справится с предстоящими ему изменениями в образе жизни. Прежде всего, большое значение имеет состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш лучше адаптируется к яслям.
Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным. Можно предполагать, что ребенок легче привыкает к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после полугора лет, в интервале же между этими сроками разлука с матерью переносится особенно болезненно.
Немаловажную роль в привыкании ребенка к яслям играют и особенности его врожденного темперамента. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде — активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных игрушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов.
Приспособляемость — скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выраженность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее отношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть — крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные).
Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малыша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник.
Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, внимательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку.
На адаптацию ребенка к яслям влияет также сформированность у него предметной деятельности и общения с окружающими. Об этой проблеме мы подробно писали выше, но сейчас обсудим еще один ее аспект.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются па предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и общение с разными взрослыми.
Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обращаются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.
И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учреждению, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредоточиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпочитая проводить время у них на коленях.
В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, дети чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям игрушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любознательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт неудач и становится робким, неуверенным в себе.
Таким образом, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослыми.
Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в детское учреждение. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно.
На вопрос о том, как готовить малыша к поступлению в ясли, отвечает весь наш предыдущий рассказ.
Как помочь ребенку адаптироваться к яслям
Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.
Хорошо, если вы заранее познакомитесь с будущим воспитателем ребенка, поговорите с ним о своем малыше. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателем семьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него условиях.
Если такое посещение по каким-либо причинам невозможно, родители сами могут прийти с ребенком в ясли, побывать с ним в группе, на детской площадке. И не раз! Тогда ребенок будет меньше пугаться непривычной обстановки.
Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в ясли любимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более .4 часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с вами, то, если это возможно, побудьте первые дни в группе вместе с ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитателю погулять с детьми, покормить их. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребенка, что скоро вернетесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного присутствия.
Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, даже сел и они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык.
Требования дисциплины не должны противоречить индивидуальному подходу к каждому ребенку. Воспитатель ни в коем случае не должен насильно заставлять детей делать что-то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий у них в такой ситуации, значительно осложнит их привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в чувстве защищенности, эмоциональном комфорте.
В первые дни после поступления ребенка в ясли не следует проводить неприятных для него процедур. Если он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние.
Особое внимание нужно уделить здоровью малыша.
Как правило, дети, впервые поступающие в ясли, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Это расплата за стресс, который испытывает малыш. Дело в том, что психогенный фактор — один из ведущих факторов развития иммунопатологий. Под влиянием стресса стремительно развиваются нарушения защитных сил организма, и организм только что здорового ребенка уже не в состоянии противостоять инфекциям. В медицине давно известно правило: «Если хотите иметь здорового ребенка, никогда его не обижайте». Это правило должны знать и твердо помнить все родители.
Желательно, чтобы с 4-го по 10-й день родители оставляли ребенка дома. Лучше предупредить заболевание — прогнозировать его тяжесть и возможные последствия трудно. Легкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению яслей.
Подержите ребенка дома 3-4 дня на щадящем режиме. Дети, у которых наблюдаются проявления эмоционального стресса, нуждаются в консультации психоневролога. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домом, принимать у себя друзей. Малыш в этом период чересчур перегружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему.
А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Какой тип общения со взрослыми предпочитает ваш ребенок? Умеет ли он устанавливать с нами предметное взаимодействие, инициативен ли в общении, ищет ли вашей помощи и поощрения своим успехам?
2. Умеет ли ребенок самостоятельно и разнообразно играть? Развита ли у него любознательность? Как долго и насколько увлеченно он играет?
3. Стремится ли ребенок к самостоятельности? Владеет ли он необходимыми для его возраста навыками самообслуживания, старается ли сам одеваться, есть, умываться? Умеет ли он убирать на место игрушки, книжки?
4. Как малыш относится к посторонним взрослым? Пугается ли их, плачет или с удовольствием вступает с ними в контакт?
5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к другим детям, и в какой форме этот интерес выражается? Умеет ли малыш играть рядом или вместе с ними, делится ли игрушками?
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть, стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он психологически готов к поступлению в ясли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация малышей к условиям детского сада
Адаптация... Почему так трудно?!...
Как сделать период адаптации малыша к условиям детского сада наиболее мягким?
Из опыта работы педагогического коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 города Белгорода над проблемой организации адапт...
Адаптация малышей к условиям ДОУ.
Детский сад -это первый в жизни малыша коллектив....
Картотека игр для песочной терапии в период адаптация малышей к условиям детского сада
Данный материал содержит последовательную систему ирг с песком для детей 2-4 лет...
Консультация для родителей "Адаптация малыша к условиям детского сада"
Рекомендации для родителей в период адаптации малышей к условиям ДОУ....
Родительское собрание «Адаптации малышей к условиям детского сада» в младше-средней группе
Родительское собрание«Адаптации малышей к условиям детского сада»Родительское собрание «Наш детский сад, рад видеть вас!»Время проведения: августФорма проведения: круглый...
"Пути преодоления родительских страхов в период адаптации малышей к условиям детского сада"
Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей.И только от родителейзависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с ...