Адаптация малышей к условиям детского сада
статья на тему

Адаптация... Почему так трудно?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_statya_baranova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               «Адаптация…почему так трудно?»

Родившийся малыш постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Когда малыш идет в детский сад, то установленный порядок изменяется и обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения.

Дорогие родители! Сделайте адаптационный период для своего ребенка более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
  3. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  6. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

НЕОБХОДИМО:

  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п. Помните! Чем лучше ребенок будет социализирован, тем легче будет адаптация. Большой вред своему малышу приносят родители, бабушки и дедушки, которые продолжают до самого поступления ребенка в детский сад, кормить из бутылочки, не приучают к горшку малыша (с подгузниками – проще!), не дают ему самостоятельности в кормлении, одевании. «Слепая» любовь только балует маленького человека! Ведь не приспособленному малышу тяжелее вдвойне: во-первых, все в детском саду чужое, во- вторых, лишили привычных укладов (подгузник, прием пищи без усилий, бутылочка перед сном, а у некоторых еще и 2-х разовый сон.) Взрослые! Пожалейте своих детей! Упрощая свою жизнь, мы, в последующем, усложняем её своему любимому созданию!  
  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка.

Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Малыши болеют в процессе адаптации, потому что от стресса снижается иммунитет. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью, уважаемые родители, мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. Выделяют                    

3 адаптационные группы:

гр.

эмоциональное состояние

деятельность

отношения со взрослым

отношения с детьми

Речь

потребность в общении

1.

слёзы, плач

отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминан. о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2.

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

наблюдение, подражание взрослым.

положительные, по инициативе воспитателя.

отсутствуют или положительные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

3.

спокойное, уравновешенное

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

положительные, по инициативе ребёнка

положительные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Желаю вашим детям легкой адаптации! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать период адаптации малыша к условиям детского сада наиболее мягким?

Из опыта работы педагогического коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада  № 43 города Белгорода над проблемой  организации  адапт...

Картотека игр для песочной терапии в период адаптация малышей к условиям детского сада

Данный материал содержит последовательную систему ирг с песком для детей 2-4 лет...

Консультация для родителей "Адаптация малыша к условиям детского сада"

Рекомендации для родителей в период адаптации малышей к условиям ДОУ....

Родительское собрание «Адаптации малышей к условиям детского сада» в младше-средней группе

Родительское собрание«Адаптации малышей к условиям детского сада»Родительское собрание «Наш детский сад, рад видеть вас!»Время проведения:  августФорма проведения: круглый...

"Пути преодоления родительских страхов в период адаптации малышей к условиям детского сада"

Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей.И только от родителейзависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с ...

Адаптация малышей к условиям детского сада

Консультация для родителей...


 

Комментарии

Хрупова Татьяна Викторовна

Памятка для родителей необходимый материал в работе.