Адаптация малышей к условиям ДОУ.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бахолдина Светлана

Детский сад -это первый в жизни малыша коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

              Детский сад - это первый в жизни малыша коллектив.

Впервые ребенок отрывается от мамы, остается один с незнакомыми детьми и взрослым.

Мамина любовь – главное в жизни ребенка и страх ее потерять огромен. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты. Следует учесть и то, что у ребенка потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной. 

Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

           

Особенности адаптационного периода

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптацииподострая фаза или собственно адаптацияфаза компенсации или период адаптированности.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периодалегкая адаптацияадаптация средней тяжеститяжелая адаптация.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

.Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.

                            Этапы адаптационного периода

               1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления

           2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.

Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

Первый период: “мы играем только вместе”.
На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.

Третий период: “иди, я немножко поиграю один”.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.

Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

                   Задачи воспитания на адаптационный период

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: 
    а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; 
    б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; 
    в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 
    г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  3. Закладывать основы будущей личности: 
    а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; 
    б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; 
    в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

                            Охрана и укрепление здоровья детей.

Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГТ в отдельную образовательную область.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

                         Работа с родителями

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание.

                                Диагностика

Диагностика проходит по трем направлениям:

– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета).

– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность) .

– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация детей в ДОУ

Слайд 2

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Слайд 3

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются: анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ); выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка; оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания

Слайд 4

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются : создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

Слайд 5

Модель организации адаптационного периода . 1. Индивидуальный подход к ребенку: а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов; б) учет домашних привычек; в) использование колыбельных при укладывании детей спать. 2. Игры с воспитателем. 3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. 4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками: а) игры ребенка рядом со сверстниками; б) приучение к объединению в игре с другим ребенком; в) ситуации, общение; г) использование фольклора; д) элементы театрализованной деятельности; 5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка. 6. Контроль за физическим состоянием ребенка. 7. Элементы закаливающих мероприятий.

Слайд 6

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкую, среднюю и тяжелую . Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Слайд 7

Добро пожаловать в наш детский сад! Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ . 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. 3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Слайд 8

Модель организации адаптационного периода через режимные моменты

Слайд 9

Утро Утренний прием Зарядка Игры с элементами фольклора Развивающие игры Формирование культурно-гигиенических навыков Завтрак Игры-занятия, игры-упражнения в группе Игровые ситуации, общение Подготовка к прогулке

Слайд 10

Прогулка Игры с элементами фольклора Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные Игры с водой и песком Наблюдения, развлечения, беседы Опыты и эксперименты Закаливание: воздушные, солнечные ванны Формирование культурно-гигиенических навыков

Слайд 11

После сна Разминка после сна, закаливающие процедуры Полдник элементы театрализованной деятельности Художественно-творческая деятельность Игры-драматизации, игры-инсценировки Прогулка Вечер Формирование культурно-гигиенических навыков Игры- драматизации, игры-инсценировки Элементы театрализованной деятельности Общение детей Уход домой

Слайд 12

Что нужно для игры в песок ? А нужно, в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленький набор Возьмем в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться.

Слайд 13

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям :  Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).  Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).  Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка). На этапе адаптации используются ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Слайд 14

. Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Слайд 15

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации : 1.Родительские собрания. 2.Анкетирование. 3.Беседы. 4.Посещения на дому. 5.Выставки. 6.Папки-передвижки. 7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь". 8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе. 9.Консультации. 10.Клуб «Молодой семьи». Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожатся. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Слайд 16

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Слайд 17

Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста в летний период. Актуальность : Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации Цель: Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду. Задачи: Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.

Слайд 18

Игры-развлечения. Ловим мыльные пузыри Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал? Затем учит каждого ребенка ловить пузыри. Сначала можно проиграть только со своим ребёнком или с малым количеством детей, а затем со всеми. Поезд Взрослый предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а ты – вагончик, иди за мной!». Идут друг за другом, взрослый говорит « чух-чух … ту-ту». После освоения ребёнком игры, увеличьте количество «вагонов». Дети идут друг за другом. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: « Чух-чух-чух ». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Солнечные зайчики Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить. Игра с куклой Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Куклу можно: переодеть, расчесать, умыть, уложить спать, покормить… Желательно действия сопровождать потешками , стишками. После освоения ребёнком игры предложите и другим детям куклы и поиграйте все вместе. Водичка, водичка, умой кукле личико! Чтоб смеялся роток, чтоб смотрел наш глазок! Соберем игрушки Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра -ля-ля, тра -ля-ля, их на место убираем». Привлекайте к игре всех детей. Мяч Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После освоения ребёнком игры попробуйте поиграть с другими детьми или со всеми вместе. Встав в круг вы имитируете движение (стук по мячику), проговариваете стишок, а дети прыгают в такт стишку.

Слайд 19

Дидактические игры Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Игра с собачкой Материал. Игрушечная собачка. Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!" При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка. Ловись , рыбка Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок ("рыбки"), магнит, палочка и веревка (для удочки). Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать "рыбок" из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу. После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их ("Вот сколько рыб мы поймали!"), и игра начинается сначала. (Игра способствует развитию согласованности движений.) Забава с увеличительным стеклом Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое). Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д. (Игра развивает наблюдательность).

Слайд 20

Без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдает другому,- невозможна душевная красота. Сухомлинский Василий «Сердце отдаю детям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация малышей к условиям детского сада

Адаптация... Почему так трудно?!...

Как сделать период адаптации малыша к условиям детского сада наиболее мягким?

Из опыта работы педагогического коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада  № 43 города Белгорода над проблемой  организации  адапт...

Адаптация малышей к условиям ДОУ

Консультация для родителей...

Картотека игр для песочной терапии в период адаптация малышей к условиям детского сада

Данный материал содержит последовательную систему ирг с песком для детей 2-4 лет...

Консультация для родителей "Адаптация малыша к условиям детского сада"

Рекомендации для родителей в период адаптации малышей к условиям ДОУ....

Родительское собрание «Адаптации малышей к условиям детского сада» в младше-средней группе

Родительское собрание«Адаптации малышей к условиям детского сада»Родительское собрание «Наш детский сад, рад видеть вас!»Время проведения:  августФорма проведения: круглый...

"Пути преодоления родительских страхов в период адаптации малышей к условиям детского сада"

Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей.И только от родителейзависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с ...