презентация на тему " Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования."
презентация на тему
Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи . Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика , Э. Коллингса . В. Килпатрик считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. Он предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. Писал: «Что такое метод проектов?» термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода: - исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня; - детские проекты как бы копируют различные стороны бытия; - дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют; - проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Универсализация проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах, на учебно-опытных участках, приобретали лишь не знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. Проектный метод был осужден.
За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах . Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтесори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех.
Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: «Мир растений» , «Мир животных», «Окружающая среда». Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А.И. Савенковым, А. Данюковой , С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым и Е. Евдоки-мовой и др.).
В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А.И.Савенковым (2000), старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой (2001 ). Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова (2002 ). Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б.В. Хозиев (2002).
Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Евдокимова Е. (2003). Коллектив педагогов ДОУ № 183 г. Москвы успешно применяет метод проектов в деятельности дошкольного учреждения (2003).
По мнению А. Данюковой , «метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике».
По мнению А. Данюковой , «метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике».
А.Савенков предлагает для знакомства детей старшего дошкольного возраста с методикой проведения учебных исследований дать представление каждому ребенку о «технике» проведения исследования.
Интерес для нас представляет работа Л.И. Сайгушевой , в которой автор предлагает следующую модель структуры трудового процесса – «лесенку труда», включающей 5 ступенек: что задумали сделать (что надо сделать ); определение материала, который надо выбрать; инструмент, необходимый для работы; обдумывание порядка действий; представление результата того, что сделали.
Е. Евдокимова в своей статье «Проект как мотивация к познанию» выделила уровни выполнения творческого проекта. Она предлагает использовать проекты, каждый уровень выполнения которого соответствует возрастной группе детей, начиная с 3 лет .
Проанализировав работы вышеуказанных авторов, мы полагаем, что в проектной деятельности дошкольников центральными компонентами выступают сознательно поставленная цель и сознательный выбор способа ее достижения. Проектная деятельность дошкольников представляет собой систему обучения, при которой дети старшего дошкольного возраста приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-61953-1465459537.jpg)
Конспект занятия по физкультуре "Обучение старших дошкольников элементам баскетбола"
В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом значительное место и усложняются от группы к ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-401854-1393445968.jpg)
Презентация по теме: "Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям"
Презентация по теме: "Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям" Учитель – логопед: ЗИМИНА И. А. Специально организованные упражнения носят двоякую напр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-607846-1488130060.jpg)
Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.
Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-615543-1540726141.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.
В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-881188-1485005692.jpg)
презентация на тему "Обучение старших дошкольников элементам игры в баскетбол"
Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому освоение детьми владения мячом ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-574702-1549782499.jpg)
презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"...
Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...