Выступление на педсовете " Развитие гендерной компитенции"
материал (средняя группа) на тему
Что такое гендерная идентичность? Как ее реализовают в ДОУ и дома? Истоки появления гендерной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_roditeley_gendernoy_kompetentnosti.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Формирование у родителей гендерной компетенции»
Воспитатель: Черкашина И.А.
ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
С момента рождения и на протяжении всей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка, и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве примера для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только проявление некоторых действий и внешних признаков, но и такие сложные качества личности, как мягкость или решительность, стойкость или доброта, отзывчивость.
Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующею позицию, и как следствие – отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная ассиметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира . В других случаях следствие развития так называемой « компесаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.
Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнет отрицательно сказывается на формировании личности.
Девочки легче адаптируются к разным ситуациям, они менее чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу.
Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряженные, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем отношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой – они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужнина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3-4лет в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушивают лекцию или их проконсультировал специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами генденрного восприятия, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Анализ литературы показывает, что выбранная веками система народного воспитания и гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Результаты исследований научного центра «Психофизиологии матери и ребенка» Санкт-Петербургского госуниверситета свидетельствует о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. У девочки обрезали ножницами над веретеном, что символизировало наделение ее качествами труженицы и рукодельницы. А мальчикам обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, что в будущем оказался хорошим работником. Так же интересна традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Люди мечтали о том, что их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что, дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции заложен глубокий смысл передачи гендорных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее уважаемые сородичи- старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили к мужским видам деятельности ( учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, собиранию растений).Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условиях внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогический воззрения , закрепляющиеся в образе жизни , слове, обычае.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей велось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адрессованна потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.
Отцы в воспитании детей принимали участие меньше, чем матери, но начиная с 3 лет они активно включались в воспитание ребенка. Например, в крестьянских семьях дети этого возраста ели за общим столом. Девочку брала себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы. В семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке, мытью посуды. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, открывали секреты охота, рыбалки.
От девочек и мальчиков требовалось строгое соблюдение морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость. Особенно значителен был статус матери. Ее воспитательное воздействие признавалось определяющим, что положительные и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольников брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья. В крестьянской семье отцу отводилась главная роль в определении стратегии семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией , добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные на развитие у него умственных способностей, сообразительности и смекалки. Таким образом, очевидно, что при воспитании детей 3-4 лет в крестьянской семье наблюдалось четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек – матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который как бы несет ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Анализ работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития как девочек так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка , приучением его к соблюдению этнических норм, правил общежития.
В то же время, как показывают исследования Н.Я .Михайленко и Н.А.Коротковой, традиции детской игры с правилами ( к каковым относятся и подвижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольников в силу исчезновения коллективного носителя игры – разновозрастной детской группы. Данный факт не может нас не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков решались и решаются в органической цельности. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались мальчики и девочки. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что , с одной стороны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность. С другой стороны - заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое место и время. Нужно признать, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель стоял на основах равенства, демократизма и гуманизма.
В настоящее время произошла утрата многих прогрессивных традиций, что привело к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны.
Сегодня отмечается факт ослабления отцовской власти в семье, а мужчина вносит в жизнь семьи активный созидательный стимул, самой своей природой , он признан определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется « общество без отцов», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией.
В наши дни родительская семья остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личном развитии детей младшего дошкольного возраста. Семья в настоящее время не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в прошедшую эпоху. На это повлияло изменение структуры самой семьи - сокращение детей в семье, занятость женщины, ослабление роли отца, а также желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи дошкольного учреждения.
Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота, ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.
В условиях традиционного семейного воспитания ключевыми фигурами в воспитании их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, хорошо знают индивидуальные особенности раннего развития своего ребенка, основные симптомы недомоганий, особенности ритма жизни, так как с момента его рождения находятся рядом.
Организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, когда большинство родителей, не имеет специального образования, сложная и подчас недостижимая задача. Успех ее решения зависит от собственной эрудиции родителей, их такта и целеустремленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете: «Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»
Основные направления работы:Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и п...
выступление на педсовете "Развитие речи в трудовой деятельности"
выступление на педсовете...
Выступление на педсовете. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в ходе исследовательской деятельности.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логическог...
Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Выступление на педсовете Развитие речи детей раннего возраста в НОД и в повседневной жизни.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...
Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".
В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....
Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...