Рабочая программа средней группы на 2015 – 2016 учебный год
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад№15 комбинированного вида 2 категории
города Алейска Алтайского края.
Принята Утверждена Педагогическим советом Заведующий МБДОУ д/с№15 Протокол №1 _________ Н.М.Щербатых
«03 сентября» 2015года «_________» 2015года
Рабочая программа средней группы
на 2015 – 2016 учебный год
Разработчик: О.А. Ленинг
Содержание
№ п./п. | Оглавление | Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели реализации рабочей программы средней группы | 3 |
1.3 | Задачи реализации рабочей программы средней группы | 3 |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 5 |
1.5 | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста. | 8 |
1.6. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы ( в виде целевых ориентиров) | 12 |
2 | Содержательный раздел | 15 |
2.1 | Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности) | 15 |
3. | Организационный раздел | 21 |
3.1 | Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе. | 21
|
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад № 15 2015 года и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
1.2. Цели реализации рабочей программы
Цель программы:
- Пробудить у детей живой интерес к изучению русского детского фольклора;
- Развитие коммуникативных навыков совершенствование речи.
1.3. Задачи реализации рабочей программы
Задачи программы
образовательные:
- изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной песни и танца;
- освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.
развивающие:
- выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в процессе изучения народной культуры;
- развитие самостоятельности и инициативы;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, речи.
- развитие интереса детей к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.
воспитательные:
- привитие детям любви к народной культуре через фольклор;
- формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной русской культуре;
- формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Программа учитывает:
- индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Также свою Программу мы строили на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Кроме того, при разработке Программы нами учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей образовательной программы являются:
Федеральный уровень
Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.
Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Региональный уровень
Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513)
Программа разработана с учетом:
- Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края
- Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года
1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей (младшего) среднего дошкольного возраста.
МБДОУ детский сад № 15 г.Алейска функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 19-30 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 15 г.Алейска. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности игры.
Здание МБДОУ детский сад №15- 1986 года постройки.
Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено и однообразно. В шаговой доступности расположено МБОУ СОШ № 4. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с городским музеем, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 4.
Сведения о семьях воспитанников
Педагоги средней группы МБДОУ детский сад № 15 строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В средней группе МБДОУ детский сад № 15 изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников
По возрасту | По образованию | |||||||
До 30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | высшее | Н. выс. | Ср.спец. | Среднее | |
Отцы | 61,9% | 28,6% | 9,5% | _____ |
9,5% |
_____ | 57,14% | 33,36% |
Матери |
81,4% | 18,6% | ____ | _____ | 14,81% | 3,71% | 43,45% | 38,03% |
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.
Среднюю группу общеразвивающей направленности МБДОУ детский сад № 15 на 01.09.2015 года посещают – 28 воспитанников в возрасте 4-5 лет. Из них – 17 девочек, и 11 мальчиков.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 4 -5 лет.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребёнка, неспособность завершить её по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе; соблюдать определённые интервалы во временя передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывают бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приёма пищи): они аккуратны во время
еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребёнка.
Социально-коммуникативное развитие.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общении для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут.
Ребёнок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, соблюдать правила игры и т.п.) – проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребёнка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, огорчения, удовольствия. Ребёнок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями) проявляется самостоятельность.
Речевое развитие.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонаже . интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.
В познавательном развитии4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и т.д., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм восстанавливать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина, ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие.
На пятом году жизни ребёнок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом,
радостном, печальном, злом и т.п. У ребёнка проявляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметными и детализированными. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графические изображения человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей.
Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезания предметов круглой и овальной формы.
Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребёнок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, кружение, поскоки и др.). может петь протяжно, при этом начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).
В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.
Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 03 сентября 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:
- с 01 сентября (первичный);
- с 15 мая (итоговый)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Итог реализации части программы, формируемой участниками образовательного процесса.
В итоге дети приобретают следующие умения и навыки:
- Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
- Уметь переходить от разговорной к певческой интонации.
- Слышать и правильно интонировать в пределах кварты и квинты.
- Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха) и их традициях.
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
- Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, трещетки, гусли, балалайка) и различать их по звучанию.
- Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
2. Содержательный раздел
2.1. Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)
Ме-сяц | Неде-ля | Тема занятия | Программные задачи |
С Е
| 1. 2. 3. 4. | «Необыкновенное путешествие» «Милости просим, гости дорогие! » «Хозяйкины помощники» «В сундучке кто живет?» | Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества. Воспитывать интерес к народному творчеству. Игра «А некуда заиньке выскочить!». Познакомить с жилищем русского человека – избой, с хозяйкой избы бабушкой Ариной и ее обитателем домовенком Кузей. Развивать умение отгадывать загадки об избе и предметах быта. Проведение игры «А некуда Заиньке выскочить…» Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Разучивание народной игры «Замешали мы кисель». Закрепление хождения карагодом. Формировать интерес к русскому искусству, к русской игрушке: тряпичной, глиняной и деревянной; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. |
О
Т Я
| 1. 2. 3. 4. | Ярмарочное представление «Путешествие в город загадок» «Хлеб – всему голова» «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». | Увлечь детей яркостью, красотой, здоровьем, мудростью русского народного творчества, познакомить с понятием «устное народное творчество» Формировать представление о жанре загадки, назначении загадок. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности. Игра «Колечко». Знакомство со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки). Воспитывать уважение к труду хлебороба. Правильно произносить слова и фольклорные обороты: «жеменька», «мерка». Знакомство детей с русской печью и всей относящейся к ней домашней утварью (чугунком, ухватом, кочергой). Научить детей правильно пользоваться этими предметами, побеседовать о том, какие блюда готовили в русской печи, какую посуду использовали. Формирование интереса к особенностям русского быта в старину. |
Н
Б
| 1. 2. 3. 4. | «Семь раз отмерь - один отрежь» «К худой голове своего ума не приставишь» «Придумай узор для платка» «Сошью Маше сарафан». | Познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы и поговорки, их структурой, отличительными особенностями. Учить понимать значение жанров, улавливать как единичный, так и обобщенный смысл. Игра «Дударь, Дударь, Дударище…» Познакомить детей с народным фольклором о труде, лени, уме, глупости. Показать, как простой русский народ ценил значение знаний. Учить петь детей народные песни с сопровождением народного инструмента и без него. Закрепить знания детей о ручной вышивке как об одном из видов искусства. Закрепить умения детей создавать узор, учить подбирать красивые сочетания. Звучит русская народная песня «Ах вы, сени». Познакомить детей с женской и мужской русской народной одеждой, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: платок, телогрейка, кушак. Учить детей понимать и любить старину. Обыгрывание народной песни «Во кузнице». |
Д
А
| 1. 2. 3. 4. | «Зима – не лето, в шубу одето» «Идет коза рогатая» «Русская свистулька» «Гжель прекрасная» | Рассказать о старинных названиях зимних месяцев. Раскрыть значение непонятных слов. Закреплять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. Вспомнить народные сказки о зиме. Игра «Царь горы» Познакомить с жанровыми особенностями закличек, дразнилок, потешек. Учить использовать их в собственной речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Разучивание потешки «Идет коза рогатая». Познакомить детей с глиняной и деревянной свистулькой, поиграть на ней. Вылепить свистульку из пластилина. Повторить игру «Колечко». Познакомить детей с народным промыслом Гжель, Развивать эстетическое восприятие. Учить рисовать гжельские узоры. Совершенствовать умение петь в хороводе. Игра «Замешали мы кисель» |
Я
| 1. 2. 3. | «Баю, баюшки, баю, колыбельную пою!» «Пришла Коляда накануне Рождества» «Салат из сказок». Придумывание новой сказки с героями старых сказок. | Формировать знания детей о традициях русского народа. Познакомить детей с жанром колыбельной песни, развивать интерес к колыбельным песням. Учить детей петь эти песни напевно, нежно, ласково. Развивать навык исполнения произведения без аккомпанемента, поддерживать положительное эмоциональное отношение к народному фольклору. Разучивание колыбельной «Уж ты, котенька - коток!», «Ай, тру, тру, варю кашку круту». Провести беседу об одном из самых главных обрядовых праздников Рождестве. Рассказать историю возникновения старинного обычая; познакомить со славлением, колядой. Разучивание колядки «Коляда-маляда!» Продолжать учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом. Развивать умение соблюдать структуру монолога (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания. Игра «Дуйся пузырь». |
Ф
| 1. 2. 3. 4. | «Сказка-ложь, да в ней намек!» Русские народные инструменты. «Один в поле не воин» «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать» | Развивать творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, сюжетам, ситуациям, по названию сказки, по пословице, заданной теме. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок. Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги. Игра «Марома моя, Маромушка» Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (балалайка, гармонь, дудка, свистулька, рубель, трещетки, ложки.) Обучение приемам игры на ложках, бубне. Рассказать детям о воинах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Вспомнить поговорки о храбрости и смелости. Игра «Как у дяди Трифона» Познакомить детей с различными способами глажения белья, с предметами обихода, которые использовались при глажении (утюгом на углях, валиком, рубелем). Познакомить детей с загадками, пословицами, поговорками. |
М
| 1. 2. 3. 4. | «Ой, Масленица, кривошейка» «При солнышке тепло, при матери добро» «Весна, весна, поди сюда! » «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» | Приобщать детей к народным праздникам. Воспитывать интерес к событиям культурно – исторического календаря. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к русской культуре. Побеседовать о маме, материнской любви, доброте, верности. Уточнить знание произведений о матери, эмоционально передавать их содержание. Создать атмосферу радости общения с мамами. Использовать пословицы и поговорки. Игра «Гори, гори ясно!» Познакомить детей с весенними закличками, объяснить детям особое значение календарных песен в жизни крестьянина. Познакомить с дидактической игрой: «Какие краски и для чего нужны Весне». Разучивание заклички «Жаваронушки». Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками - небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства. Используя прием ориентировочного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении фольклорного текста, дать детям почувствовать курьезность описываемой ситуации, ее юмористичность. |
А
| 1. 2. 3. 4. | Считалки и дразнилки «Петушок, петушок золотой гребешок» «Веселая викторина» «Яичко простое и расписное» | Познакомить детей с содержанием считалок и дразнилок. Игра «Цепи кованые». Знакомство детей с новым персонажем «Петушком». Рассказывание педагогом музыкальной сказки «Лиса и Петушок». Игра «Как у дяди Трифона». Отгадывание знакомых фольклорных произведений, по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе. Беседа о празднике Светлое Христово Воскресение, о значении пасхальных символов: пасха, яйцо. Познакомить с многообразием способов раскрашивания пасхальных яиц. Аппликация «Укрась крашенку». Проведение игр с крашенками. Проведение игр-состязаний: «Прыганье через верѐврчку», «Перебежки», «Перетяни канат». |
М
М
Й
| 1. 2. 3. | Сказки в детском быту «Здравствуй, солнышко-колоколнышко» Викторина «Потешная карусель» | Познакомить с разнообразием сказок для детей. Игра «Золотые ворота, проходите, господа». Вспомнить народные песенки, потешки, сказки, загадки, пословицы, в которых упоминается красное солнышко, как велика роль солнца в жизни человека. Пение песен в хороводе, «Ой, вставала я ранѐшенько», «Во поле берѐза стояла». Дарение девочкам венков из весенних цветов, их обыгрывание. Закрепить и систематизировать знания о малых формах фольклора. Активизировать в речи знакомые потешки, пословицы, загадки, небылицы. |
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.
Период обучения – 1 год
Режим работы: занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут - младшая подгруппа.
Список используемой литературы.
- БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
- Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
- Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М.:Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
- Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный русский фольклор, М., 1966.
- Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.: Глобус, 1999 г.
- Зимина А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. - М., 2000г.
- Круглый год - русский календарь. - М.: Правда, 1998 г.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники.- Владимир, 1995г.
Приложение
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
в рамках рабочей программы на 2015 – 2016 год
№ | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1. | «Детский фольклор» | Консультация для родителей | Сентябрь |
2. | Осенние посиделки «Ты игра моя веселая…» |
Совместный практикум для детей и родителей | Ноябрь |
3. | «А бывает Коляда накануне Рождества…» | Буклеты-памятки для родителей | Январь |
4. |
«Недаром сказка сказывается…» | Творческий конкурс рисунков детей и родителей на тему: «Наши любимые народные сказки» | Март |
5. | «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» | Папка – раскладушка в приёмной | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая программа музыкального руководителя" 2015-2016 ФГОС ДОО
Рабочая программа образовательной области "Музыка" (ФГОС ДО) для детей 2-7 лет на 2015-2016 учебный год с перспективным планированием....
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическая культура» 2015 – 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Структура учебной программыI. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическая культура» 2015 – 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Структура учебной программыI. Пояснительная записка...
Рабочая программа младшей группы 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа младшей группы...
Рабочая программа педагога на 2015-2016 учебный год для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гер...
Программа саморазвития на 2015-2016 учебный год.
Тема: Использование дидактических игр и упражнений, как способе формирования математических способностей у дошкольников»...
Рабочая программа воспитателя на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа воспитателя на 2015-2016 учебный год...