Особенности адаптации детей
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Хорошее настроение – лучший рецепт против плохого поведения.
Не осуждайте малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение. Ищите тот шаг, который приведет его к хорошему настроению, и поведение исправится.
В. Т. Иванова
С приходом в детский сад у малыша начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существования в детском саду и семье.
Самое трудное – предупредить или остановить плач как форму протеста или форму выражения страдания от разлуки с мамой. Лучшее средство преодоления такого состояния – это занятие с малышом. Если он всё время занят, то ему некогда будет грустить.
Период адаптации очень сложен и для педагога. Одних детей надо занимать, а в это время новичок плачет. Плач плохо действует на остальных, они тоже начинают волноваться. Поэтому рекомендуется присутствие второго воспитателя, который снимает такие трудности. Внимание этого воспитателя полностью занято новичком. Вот почему в течение трех недель сентября работа осуществляется в таком режиме:
• сначала один воспитатель ведет приём детей и родителей в раздевалке, а другой – занимается в группе с малышами;
• затем один педагог проводит умывание с мальчиками, а другой – обучает девочек хороводным играм;
• один проводит опробование (опробование – это изучение, пробование продуктов и развитие речи: «Что сказали глазки? Что сказали ручки? Что сказал язычок? Что сказали зубки?») и завтрак, а другой – первое занятие и т. д.
На следующий день воспитатели меняются содержанием работы. Второй педагог постоянно присутствует, внимательно наблюдает за работой коллеги и помогает.
Тандем воспитателей очень важен в группах . В соответствии со сценариями технологии сентября педагоги с детьми разучивают хороводные, пальчиковые, малоподвижные игры, цель которых – научить соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики, научить детей работать в коллективе. Любой переход к другому виду деятельности сопровождается игрой или стихотворением с движениями. Детям некогда было вспоминать о том, что они находятся не с мамой, что они в чужом помещении, с чужими взрослыми.
Например, воспитатель начинает играть как бы сам по себе, не созывая детей, но меняя голос и создавая таинственный вид:
Мы делили апельсин, (Ладонь то в кулачке, то раскрыта.)
Много нас, а он один…
Дети начинают заинтересованно подходить и уже вместе с воспитателем, проговаривая стихи и выполняя движения, продолжают:
Эта долька – для ежа, | (Загибаем мизинец.) |
Эта долька – для чижа, | (Загибаем безымянный палец.) |
Эта долька – для утят, | (Загибаем средний палец.) |
Эта долька – для котят, | (Загибаем указательный палец.) |
Эта долька – для бобра, | (Показываем большой палец вверх.) |
А для волка – кожура. | (Рука раскрыта.) |
Чтобы успокоить ребят, которые не на шутку расшумелись, нужно всего лишь сменить интонацию голоса и почти шёпотом сказать, сопровождая стихи движениями:
Спал цветок и вдруг проснулся, | (Ладони сложить бутоном.) |
Больше спать не захотел. | (Ладони раскрыть.) |
Встрепенулся, потянулся, | (Руки перекрестить и шевелить пальчиками.) |
Взвился вверх и полетел. | (Руки поднять вверх и опустить.) |
Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется… | (Руки вверх и побежали.) |
И вот ваши шалуны уже легкие «бабочки». Любой переход из одного помещения в другое происходит с помощью подражания видам транспорта – то паровоз, то машина, то самолет, то собачья упряжка, то лошадки, сопровождается звуками и песней:
ПОЕЗД
Вот поезд наш едет. Чук-чук. Чук-чук,
Колёса стучат. Стучит паровоз.
А в поезде нашем Далеко, далеко
Ребята сидят. Ребят он повез.
Приехали, выпустил паровоз дым – ш-ш-ш-ш-ш; рад, что доехал – ту-ту; колеса останавливаются – д-д-д-д-д-д-д.
СКАЧУТ, СКАЧУТ ДВЕ ЛОШАДКИ
Скачут, скачут две лошадки.
Цок, цок, цок.
Скачут, скачут без оглядки.
Цок, цок, цок.
Скачут, скачут в город новый.
Цок, цок, цок.
Звонко цокают подковы.
Цок, цок, цок.
Вы, лошадки, нас возьмите,
Да, да, да.
Срочно в город нас домчите,
Да, да, да.
Эй, лошадки, на пригорок.
Гоп, гоп, гоп.
Вот он город, новый город.
Стоп, стоп, стоп. Тпр...
С помощью таких стихов-помощников не только развивается память, но и обращается внимание на звуковую культуру речи.
А разве будет ребёнок плакать, когда даже во время мытья рук воспитатель проговаривает:
Ай, лады, лады, лады, Мы пришли умыться!
Не боимся мы воды, Лейся на ладошку
Чисто умываемся, По-нем-ножку.
Маме улыбаемся. Лейся, лейся, лейся
Знаем, знаем, да-да-да, По-сме-лей.
Где ты прячешься, вода! Катя (Вова, Оля и т. д.),
Выходи, водица, Умывайся веселей!
* * *
Кран, откройся,
Нос, умойся,
Каждый пальчик,
Мыться стройся!
Мыльце скользкое бери
И свои ладошки три!
Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности адаптации детей к дошкольному учредению
в помощь молодым педагогам...
Особенности адаптации детей
Этот материал представлен в виде рекомендаций для родителей вновь поступающих детей....
консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....
Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения
Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...
Особенности адаптации детей трех лет к условиям ДОУ
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми ...
Консультация для родителей в группе кратковременного пребывания "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада...
"Особенности адаптации детей к условиям детского сада"
Психологический практикум предназначен для воспитателей ясельных групп, раскрывает особенности адаптационного периода с детьми раннего возраста....