Особенности адаптации детей
статья по теме
Этот материал представлен в виде рекомендаций для родителей вновь поступающих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptacii_detey.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с но выми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчужде ние, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, что бы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь за висит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный ком форт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, вы яснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого по ступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность по ведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С при ходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц яслей, необходи мо провести соответствующую подготовку.
Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым усло виям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается раз нообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом стату се, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
П. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адек ватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируют ся лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризу ется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
-легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учрежде нии нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанав ливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
-тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
1-й вариант
Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в дет ском учреждении.
Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2-й вариант
Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со сто роны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.
Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.
Замедляются рост, прибавка в весе.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыка ния к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая при водила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольно му учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в по вседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ре бенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нерв ной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок при вык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании де тей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ре бенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем про цессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возмож ностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обес печивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период при выкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает про текание адаптационного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности адаптации детей к дошкольному учредению
в помощь молодым педагогам...
консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....
Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения
Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...
Особенности адаптации детей трех лет к условиям ДОУ
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми ...
Консультация для родителей в группе кратковременного пребывания "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада...
"Особенности адаптации детей к условиям детского сада"
Психологический практикум предназначен для воспитателей ясельных групп, раскрывает особенности адаптационного периода с детьми раннего возраста....
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Определение и виды адаптации детей к дошкольному учреждению. Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ...