Взаимодействие педагогов и родителей
статья на тему
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей. Дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной недостаточности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_sayt.docx | 144.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей. Дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной недостаточности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей.
В соответствии с Законом «Об образовании», где сказано, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте, изменяется и позиция педагогов ДОУ в работе с семьей.
Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых взаимоотношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей способствует усилению взаимовлияния, от которого зависит успешность согласованности и преемственности в воспитании детей с ЗПР.
Цель: формирование сотрудничества между педагогами, родителями и детьми, для успешности коррекционно-воспитательного процесса.
Задачи:
- активизировать поэтапное включение родителей в совместную деятельность;
- повысить уровень психолого-педагогических знаний;
- создать комплекс необходимых условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию и сотрудничеству.
Успешность коррекционно - воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между воспитателями, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять взаимодействующий коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность воспитателей, родителей, детей. Это способствует единению, установлению взаимопонимания, созданию комфортных условий в семье. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов, друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Как родители, так и воспитатели желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Совместные усилия они направят на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка с ЗПР, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Воспитателям необходимо найти наиболее эффективные способы решения данной проблемы.
Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
Формы организации коррекционно-педагогического процесса.
– консультативно-рекомендательная;
/индивидуальные консультации для получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т. д./
– лекционно-просветительская;
/проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей, участие родителей в тематических собраниях. Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, информационно-методические выставки, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Рубрики обновляются ежемесячно./
– практические занятия для родителей;
/во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.
– организация «круглых столов», «педагогических гостиных»;
/ «круглые столы» и «педагогические гостиные» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Такие мероприятия проходят с участием специалистов детского сада./
– проведение совместных досуговых мероприятий, детских утренников и праздников;
– индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их ребёнком.
/изотерапия, игротерапия, релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: демонстрация приемов работы с ребёнком, выполнение специальных упражнений, выполнение домашних заданий со своим ребёнком, чтение рекомендованной литературы, реализация творческих замыслов в работе с ребенком./
/Приложение . Примерный план взаимодействия педагогов и родителей при воспитании ребенка с ЗПР (на 1 год)./
Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с ЗПР; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»
В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"
Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»
В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....
Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....
Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей сОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.
Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...
Семинар-практикум для педагогов "Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями"
Семинар-практикум для педагоговТема: «Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетен...