СЦЕНАРИЙ ДОКЛАДА-ВЫСТУПЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОКАЗА ИГР НА ТЕМУ: «НАРОДНЫЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
план-конспект урока (средняя группа) на тему

Матишева Наталья Валериевна

   Народная педагогика – это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами, населяющими нашу многонациональную автономную республику Крым. За много веков своего существования народности Крыма накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pered_ped._kollektivom.docx35.6 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

ДОКЛАДА-ВЫСТУПЛЕНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОКАЗА ИГР

НА ТЕМУ:

«НАРОДНЫЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

ПОДГОТОВЛЕН
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

ГБОУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КИПУ»

ОТДЕЛЕНИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ГРУППЫ ДО-12

УСЕИНОВОЙ МЕРЗИЕ ЭНВЕРОВНОЙ,

УСЕИНОВОЙ СЕЛИМЕ СЕТТАРОВНОЙ,

 ИМУКОВОЙ ВЕТАНОЙ РЕМЗИЕВНОЙ,

КИСЛОВОЙ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ

ВЫСТУПАЮЩИЕ: УСЕИНОВА МЕРЗИЕ ЭНВЕРОВНА

                                    УСЕИНОВА СЕЛИМЕ СЕТТАРОВНА

                                    ИМУКОВА ВЕТАНА РЕМЗИЕВНА

                                    КИСЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА

СЦЕНАРИЙ ДОКЛАДА-ВЫСТУПЛЕНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОКАЗА ИГР

НА ТЕМУ:

«НАРОДНЫЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

   Цель. Расширить и углубить представления слушателей о сущности и педагогической ценности дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, показать народные корни современной дидактической игры и ее обучающий характер. Формировать интерес к народной педагогике, которой создано множество дидактических игр и забав для детей. Показать методику проведения некоторых народных дидактических игр: «Бирюльки», пасхальных игр «Катание яиц», «Эстафета с яйцом», «Столкновение крашенок», современной дидактической игры, имеющей народные корни «Отгадай народную примету».

Ход доклада-выступления

УСЕИНОВА МЕРЗИЕ

   Народная педагогика – это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами, населяющими нашу многонациональную автономную республику Крым. За много веков своего существования народности Крыма накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека.

   Неслучайно кладовая устного народного творчества названа народной педагогикой, - она действительно обучает и воспитывает. В нашем выступлении речь пойдет о таких произведениях устного творчества, как народные игры. И это неслучайно, - ведь мы, будущие воспитатели прекрасно знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в ней ребенок-дошкольник в наибольшей степени удовлетворяет свои потребности и интересы, именно в ней малыш примеряет на себя первые социальные роли, именно в ней происходит зарождение и развитие последующих видов деятельности, которые займут роль ведущих в будущем – учебной и трудовой деятельности. Игры детей разделяются на множество видов и каждый из них по-своему ведет за собой их развитие в дошкольном детстве. Одним из таких видов игрового творчества являются дидактические игры. Что же это за игры? Слово «дидактика» в переводе с греческого языка означает: «обучение». Значит дидактические игры – это обучающие игры, в которых ребенок закрепляет определенные знания, представления, развивает свои познавательные психические процессы: память, мышление, внимание, речь и т.д. В отличие от других видов игровой деятельности, дидактическая игра – не просто забава или развлечение, но и активное обучение, закрепление знаний. В этом состоит ее особая ценность и поэтому она входит в структуру почти всех занятий, которые организует педагог в дошкольном учреждении. Однако мало кто знает, что дидактические игры своими корнями уходят в глубокое прошлое, - далекие первые затейливые народные игры, которые при внимательном их анализе обнаруживают не только элементы забав и веселья, но и элементы, при выполнении которых формируется детское мышление, совершенствуется внимание и речь, развивается координация движений. Народ учил своих детей по-разному: мудростью пословиц и поговорок, народных примет, легенд и преданий. Учил он их также  мудростью и довольно точным педагогическим расчетом созданных игр. Почему «точным педагогическим расчетом»? Если мы возьмем в пример любую народную игру, то обязательно обнаружим в ней ловкие дидактические моменты, которые не всегда лежат на поверхности, не сразу обнаруживаются, но тем не менее обязательно присутствуют и делают свое нехитрое дело, обучая и развивая малыша, когда тот играет в эту игру.

   В качестве примера давайте возьмем одну из первых народных игр, в которую почти каждый день играют со своими маленькими внучатами любящие бабушки. Эта игра предназначена для малышей раннего возраста – до двух лет. Называется она «Сорока-ворона», - ее знают все. Я предлагаю вам вместе выполнить незатейливые движения под слова этой игры-потешки и убедиться в ее дидактическом, то есть обучающем характере.

Сорока-ворона,

Кашку варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,    

Этому дала.

А этому – не дала!

Ты почему ничего не делал?

Ты – дров не рубил,

Ты – дров не пилил,

Ты печь – не топил,

Ты – каши не варил,

Тебе и нет ничего.

    Когда выполняем движения игры, четко видим, что на поверхности ее – цель повеселить, позабавить малыша, но при внимательном анализе несложно увидеть и ее обучающий характер: когда взрослый водит своим пальцем по детской ладошке и загибает пальцы детской руки, он тренирует мелкие мышцы руки малыша, в которых сосредоточены центры познавательных психических процессов, выполняя с ребенком пальчиковую гимнастику. Таким образом, воздействуя на мелкую моторику, взрослый работает по принципу, раскрытому когда-то итальянским педагогом Марией Монтессори: «Умные руки учат голову», - воздействуя на мелкую моторику, взрослый влияет на те центры, которые в них сосредоточены и через это развивает их: мышление, внимание, память, речь, воображение. Кроме того, «Сорока-ворона» является дидактической игрой еще и потому, что имеет яркую воспитательную направленность: если ты не работал, не трудился, так и каши тебе нет. У этой игры есть несколько интерпретаций, и при этом каждая из них содержит педагогический смысл.

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Сорока-белобока
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

ИМУКОВА ВЕТАНА

   Ребенок подрастает, его раннее детство заканчивается, - наступает дошкольный возраст: от трех до семи лет. И для этого возраста народом сложено много форм игровой деятельности, также несущих хороший обучающий характер. Например, русская народная игра «Бирюльки».

   Бирюльки - это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в десять длиной, а числом от шестидесяти до ста.
Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом.
Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку.
Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу.
Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых соломинок (или палочек).

   Примечание. Предложить аудитории слушателей сыграть в «Бирюльки».


    Или, как вариант, играют до тех пор, пока у одного игрока не наберется условленное заранее число бирюлек. Опять-таки, казалось, взрослые придумали для детей забаву, - организовать их досуг и развеселить. Это так и есть: игра приносит детям много удовольствия, положительных эмоций, смеха. Еще бы: стоит только кому-то неосторожно пошевелить соседнюю бирюльку, как в адрес этого неудачника, пропускающего свой ход, раздаются веселые шутки и дети радостно веселятся. Но только ли веселятся на самом деле? Посмотрите, сколько точности, аккуратности, глазомера необходимо проявить ребенку, когда он берет бирюльку, чтобы не потерять свой ход в игре! Тут вам и ловкость, тут и координация движения руки, и внимание, и сосредоточенность. Чем же не обучающая игра? Кстати, многие воспитатели сегодня организуют такие игры дошкольников в «Бирюльки» в группе и на участке вовремя прогулки, - при этом настоящие соломенные бирюльки заменяют любые подходящие для разбирания кучи мелкие предметы, сделанные из дерева, картона или проволоки.

УСЕИНОВА СЕЛИМЕ

   Много создано народных игр  не только русским и крымскотатарским народами, но и украинцами,  белорусами,  армянами, кореянами. Наш Крым богат народностями, и соответственно богат народными играми для детей: «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки», «Ладушки», «Фанты», «Барыня», - вот далеко не полный перечень игрового фольклора для наших детей. Внимательно изучая  историю педагогики, мы обнаруживаем, что многие педагоги, разрабатывавшие содержание дидактических игр для детей (Катаева А.А., Стребелева Е.А., Сорокина А.И., Гербова В.В., Иваненко А.П., Яшина А.П.), основу почерпнули из тех первых игровых фольклорных жанров, которые были созданы самим народом. В пример можно привести дидактическую игру «Отгадай народную примету».

     Примечание. Предложить аудитории слушателей сыграть в игру «Отгадай народную примету».

КИСЛОВА АЛЕКСАНДРА

   Таким образом, истоки современной дидактической игры – в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, словами и движениями. В пример также можно привести интереснейшие пасхальные игры, потому что все они, по сути, являются дидактическими.

     Примечание. Предложить аудитории слушателей сыграть в игры «Катание яиц», «Эстафета с яйцом», «Столкновение крашенок».

   Народные игры нужно знать. А заменить отсутствие настоящих бирюлек или других игровых атрибутов на самом деле совсем не сложно. В педагогической работе воспитателям и родителям рекомендовано сочетать народные и современные дидактические игры, так как у них общий корень. Разнообразя современные дидактические игры народными, мы тем самым выполняем еще одну важнейшую задачу: приобщаем наших детей к истокам народной культуры. А ведь вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций своей малой Родины – Крыма, своего края, своей планеты, будет строить жизнь и политику на качественно новом уровне.

ПРИЛОЖЕНИЯ

НАРОДНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«БИРЮЛЬКИ»

(игра для дошкольников старшего возраста)

 Количество участников игры: 4-5 человек.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать глазомер, аккуратность и точность движений.

Дидактическая задача (игровое задание): вынуть соломинку из общей массы, не задевая другие соломинки.

Оборудование: набор соломинок, лежащих в хаотичном порядке.

Правила: работать самостоятельно, друг другу не подсказывать.

Содержание игры.

   Ведущий бросает весь набор соломинок на стол, при этом они ложатся хаотично. Затем первый участник игры снимает одну соломинку так, чтобы другие соломинки не пошевелились. Если ему это удалось, он продолжает игру и снимает следующую соломинку. Так продолжается до тех пор, пока он не сдвинет другую соломинку с места. Как только одна из соломинок, которая в данный момент не снимается, пошевелилась, игрок передает ход другому. Выигрывает тот, кто наберет большее число соломинок.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ОТГАДАЙ НАРОДНУЮ ПРИМЕТУ»

(игра для дошкольников старшего возраста)

 Количество участников игры: по количеству карточек.

Цель: закрепить знание дошкольниками народных примет о природе.

Дидактическая задача (игровое задание): отгадать, какая народная примета написана в карточке.

Оборудование: игровое поле из четырех наборов карточек по временам года.

Правила: работать самостоятельно, друг другу не подсказывать.

Содержание игры.

   Все четыре набора карточек (по разным временам года) выкладываются на стол в виде круга изображением вниз. Ребенок берет любую карточку, поворачивает ее лицевой стороной к себе и воспитатель, помогая ему, читает написанное на ней начало народной приметы. После этого ребенок должен продолжить эту примету. Например, воспитатель читает начало: «Ласточки летают низко – к…», а ребенок продолжает: «теплой погоде» и т.д.

ПАСХАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«КАТАНИЕ ЯИЦ»

     Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет — выигран.

 «ЭСТАФЕТА С ЯЙЦОМ»

      Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему игроку по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

«СТОЛКНОВЕНИЕ КРАШЕНОК»

 

     Играющие садятся у стен комнаты друг напротив друга и катят навстречу друг другу крашеные яйца. Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает его.

   Народные игры нужно знать. А заменить отсутствие настоящих бирюлек или других игровых атрибутов на самом деле совсем не сложно. В педагогической работе воспитателям и родителям рекомендовано сочетать народные и современные дидактические игры, так как у них общий корень. Разнообразя современные дидактические игры народными, мы тем самым выполняем еще одну важнейшую задачу: приобщаем наших детей к истокам народной культуры. А ведь вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций своей малой Родины – Крыма, своего края, своей планеты, будет строить жизнь и политику на качественно новом уровне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРОДНЫЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Слайд 2

Слово « дидактика » в переводе с греческого языка означает: « обучение ». Значит дидактические игры – это обучающие игры, в которых ребенок закрепляет определенные знания, представления, развивает свои познавательные психические процессы: память, мышление, внимание, речь и т.д. В отличие от других видов игровой деятельности, дидактическая игра – не просто забава или развлечение, но и активное обучение, закрепление знаний. В этом состоит ее особая ценность и поэтому она входит в структуру почти всех занятий, которые организует педагог в дошкольном учреждении.

Слайд 3

Дидактические игры своими корнями уходят в глубокое прошлое, - далекие первые затейливые народные игры, которые при внимательном их анализе обнаруживают не только элементы забав и веселья, но и элементы, при выполнении которых формируется детское мышление, совершенствуется внимание и речь, развивается координация движений. Дидактическая игра «Путешествие веревочки»

Слайд 4

Наш Крым богат народностями, и соответственно богат народными играми для детей: «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки», «Ладушки», «Фанты», «Барыня», - вот далеко не полный перечень игрового фольклора для наших детей. Внимательно изучая историю педагогики, мы обнаруживаем, что многие педагоги, разрабатывавшие содержание дидактических игр для детей (Катаева А.А., Стребелева Е.А., Сорокина А.И., Гербова В.В., Иваненко А.П., Яшина А.П.), основу почерпнули из тех первых игровых фольклорных жанров, которые были созданы самим народом.

Слайд 5

Таким образом, истоки современной дидактической игры – в народной педагогике , которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, словами и движениями.

Слайд 6

Используя разнообразные современные Народные дидактические игры , мы тем самым выполняем еще одну важнейшую задачу: приобщаем наших детей к истокам народной культуры. А ведь вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций своей малой Родины – Крыма, своего края, своей планеты, будет строить жизнь и политику на качественно новом уровне..

Слайд 7

Таким образом, истоки современной дидактической игры – в народной педагогике, которая со- здала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, словами и движениями. В пример также можно привести интереснейшие пасхальные игры, потому что все они, по сути, являются дидактическими. Дидактическая Игра «Найди Пару»

Слайд 8

ПАСХАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «КАТАНИЕ ЯИЦ» Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или кар-тонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали кра -шеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет — выигран.

Слайд 9

«ЭСТАФЕТА С ЯЙЦОМ » Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему игроку по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Слайд 10

Народные игры нужно знать. А заменить отсутствие настоящих бирюлек или других игровых атрибутов на самом деле совсем не сложно. В педагогической работе воспитателям и родителям рекомендовано сочетать народные и современные дидактические игры, так как у них общий корень . Разнообразя современные дидактические игры народными, мы тем самым выполняем еще одну важнейшую задачу: приобщаем наших детей к истокам народной культуры. А ведь вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций своей малой Родины – Крыма, своего края, своей планеты, будет строить жизнь и политику на качественно новом уровне.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!=)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Современные дидактические игры по развитию связной речи.

Современные дидактические игры по развитию связной речи«ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка ...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры.  «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...

Консультация для родителей «Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Современные дидактические игры по рпзвитию связной речи детей стпршего дошкольного возраста"...

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Игра является ф...