Планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Реальная жизнь ребёнка – не просто одно из условий развития игры, а источник её возникновения и постоянного общения. Поэтому при развитии игры большое значение уделяется не только использованию знакомого жизненного опыта детей, но и целенаправленному расширению знаний об окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование сюжетно-ролевых игр

для детей  старшего дошкольного возраста.

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

СЕНТЯБРЬ

1, 2

День знаний:

Школа

«Школа»

Цель: 

Расширение, уточнение и конкретизация знаний детей о школе.

Воспитание у детей желание учиться.

Обогащение игрового опыта

Целевая прогулка к школе.

Экскурсия в школу.

Беседа о школе с показом школьных принадлежностей.

Рассматривание картин о школе.

Интерактивная дидактическая игра «Собери портфель»

Заучивание стихотворений о школе

Чтение рассказов о школе.

Разучить песню «Чему учат в школе»

Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры

« в школу», приготовить тряпочки и мел.

3, 4

Осень

«Овощной магазин».

Цель:

Закрепление знаний о труде овощеводов, работников овощной базы и  магазина – продавца, кассира, директора, рабочего.

Воспитание  у детей добрых отношений между «продавцом» и «покупателем».

Обогащение игрового опыта

Экскурсии в магазин.

Беседа «Откуда в магазине овощи»

Рассматривание  иллюстраций, составление рассказов по ним.

Чтение Н.Носов «Огурцы»

Интерактивная игра «Кому, что нужно для работы», игра «Четвертый - лишний».

Рисование на тему «Магазин»

Лепка из соленого теста  овощей, фруктов с последующим раскрашиванием их.

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

ОКТЯБРЬ

1, 2

Здоровый образ жизни

Моя безопасность

«На дорогах города»

Цель:

Закрепление умений детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила  дорожного движения. Воспитание умения быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь  ориентироваться в дорожной ситуации.

Обогащение игрового опыта

Экскурсия на пешеходный переход

Наблюдение за работой светофора, эвакуатора

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», серии мультфильма «Озорная семейка»

Детская презентация «Правила дорожного движения»

Чтение художественной литературы С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Решение проблемных ситуаций

Изготовление макета дороги и тротуаров

Интерактивная игра «Что означает дорожный знак?»

3, 4

Моя страна.

Москва – столица.

«Театр»

Цель:

Расширение и обогащение знаний о театре, театральном искусстве. Закрепление правил поведения в театре.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о театре

Просмотр презентации о разных видах театров.

Просмотр видеофильма  «Открытие Большого театра».

Просмотр презентации о разных профессиях людей, работающих в театрах.

Создание и рассматривание фотоальбома о театре.

Чтение книги «Азбука для вежливых детей» (в театре)

Просмотр презентации о правилах поведения в театре.

Просмотр видеороликов «Как делают грим».

Интерактивная игра «Что возьмем с собой в театр?»

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

НОЯБРЬ

1, 2

Малая Родина.

 На наших улицах.

«Стройка»

Цель:

Расширение   представлений о строительстве, его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание  уважения к труду строителей

Обогащение игрового опыта

Беседа воспитателя о профессии – строитель.

Рассматривание картинок  из серии «Строители» и «Строительная техника»

Просмотр детских презентаций о строительной технике и стройке .

Просмотр мультфильмов «Строим дом», «Песенка мышонка», «Ну, погоди!»

Чтение детям С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка», В. Маяковский «Кем быть», А. Маркуши «Здесь будет город», Ф. Лев «Как метро строили».

Рисование на тему «Если я буду строителем»

Интерактивная игра «О правилах поведения на строительной площадке».

3, 4

День матери

«Салон красоты»

Цель:

Формирование  представлений  детей о женской красоте. Расширение знаний о профессиях людей, работающих в салонах красоты.                                                                                                                  

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о салоне красоты

Просмотр презентации о работе разных специалистов, делающих людей красивыми.

Настольно – печатная игра «Что нужно для профессии»

Чтение художественной литературы:

Интерактивная игра - викторина «Отгадай загадку»

Рассказ ребенка из личного опыта «Как я с мамой ходил в парикмахерскую», «Моя мама – парикмахер»

Рассматривание модных журналов, каталогов.

Конкурс  рисунков «Лучшая прическа»

Беседа о правилах поведения в общественных местах.

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

ДЕКАБРЬ

1, 2

Зима.

Зимние виды спорта

«Лыжная база»

Цель:

Приобщение детей к занятиям  лыжным видом   спорта. Формирование основ здорового образа жизни.

Обогащение игрового опыта

НОД «В мире лыжного спорта»

НОД  на улице «Лыжная прогулка»

Чтение Л. Квитко «Лыжники»

Просмотр мультфильма «Снежные дорожки» (Союзмультфильм)

Просмотр презентации «Лыжные виды спорта»

Интерактивная игра - викторина по лыжным видам спорта

Изготовление макета «Лыжный стадион»

3, 4

Новый год

«Новый год – семейный праздник»

Цель:

Создание эмоционально-радостного настроения в преддверии праздника.

Воспитание добрых чувств друг к другу.

Обогащение игрового опыта

Занятие по ознакомлению с окружающим «Новый год шагает по планете»

Беседа «Встреча Нового года в других странах»

Дети совместно с родителями готовят рассказы о семейных традициях

празднования Нового года в их семьях.

Просмотр мультфильмов: «Новогодняя сказка»,

«Падал прошлогодний снег»,

«Дед Мороз и серый волк» и др.

Чтение художественной литературы «Двенадцать месяцев»,

«Снежная королева»

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

ЯНВАРЬ

1, 2

Зима на земном шаре

«Путешествие на Северный полюс»

Цель:

Закрепление  представлений детей о Северном полюсе, жизни людей в суровых условиях, особенностях  растительного и животного мира.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя детям о Северном полюсе

Нахождение Северного полюса на глобусе, географической карте

Просмотр  презентации о Северном полюсе

Рисование «На Северном полюсе»

Реализация краткосрочного проекта «Путешествуем к Северному полюсу» (продукт проекта макет Северного полюса)

Беседа «Экспедиция на Северный полюс»

Чтение детям  отрывков из рассказов Снегирева «Пингвиний пляж» и «К морю».

Просмотр мультфильмов «Юху и его друзья на Северном полюсе», «Приключение Котобоя – Путешествие на Северный полюс», «Умка  ищет друга»

3, 4

Профессии  

«Медицинский центр»

Цель: 

Уточнение и расширение  представлений детей о разнообразии медицинских профессий. Формирование у дошкольников представления о необходимости бережного отношения к своему здоровью.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал.

Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой врача и медицинской сестры в детском саду.

Просмотр детской презентации о разнообразии медицинских профессий.

Художественная литература: К. Чуйковский «Айболит», С. Михалков «Прививка», «Чудесная таблетки», Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».                    

Изготовление атрибутов для игры.

Просмотр мультипликационных фильмов: по мотивам В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок. К. Чуйковского «Айболит»

Интерактивная игра «Что нужно специалисту?»

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

ФЕВРАЛЬ  

1, 2

Вооруженные силы страны

«Наша Армия родная»

Цель:

Расширение   представлений о войсках нашей Армии, воспитание чувства гордости за нашу страну и ее защитников.

Обогащение игрового опыта

Беседа «День защитника Отечества»

Просмотр презентации о родах войск.

Беседа «Есть такая профессия –Родину защищать!»

Рассматривание иллюстраций и знакомство с военной техникой

Ситуативная беседа « Каким должен быть военный ?»

Просмотр м/ф «Честное слово»

Интерактивная игра «Что я знаю об Армии?»

Рассматривание альбомов о Российской армии

Проблемная ситуация «Если не будет Армии?»

3, 4

Мужчины и женщины в семье

«Семья»

Цель:

Обогащение  социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету  « Семья».

 

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о взаимоотношениях мужчины и женщины в семье, об

обязанностях детей дома.

Рассказ детей из личного опыта «Как я провел выходной»-

Чтение худ.  лит-ры: «Крылатый, мохнатый» да масляный» обр. И. Карнауховой;  

А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы),  В. Драгунский, «Друг детства»,

Т. Александрова, «Домовёнок Кузька» (главы); П. Бажов, «Серебряное копытце»;  В. Катаев, «Цветик-семицветик»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»; Э. Успенский «Разгром».

Просмотр мультфильмов «Моя семья», «День рождения бабушки», «И мама меня простит»,

«Папа, мама и золотая рыбка».

Рассматривание семейных фотографий.

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

      МАРТ

1, 2

8 Марта – международный женский день

«Дом моделей»

Цель:

Расширение представлений детей о работе дома мод,  формирование умения отображать в игре явления общественной жизни.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о работе дома моделей

Рассматривание журналов мод

Знакомство с технологией изготовления одежды

Рассматривание швейных принадлежностей

Проговаривание диалогов и монологов

Рисование каталога одежды

Подбор тканей различных по фактуре

Знакомство с различными видами тканей

Организация показа одежды

3, 4

Народная культура, традиции и обычаи

«Ярмарка»

Цель:

Расширение  представлений о русских народных традициях,  знаний о русском народном творчестве.

Обогащение игрового опыта

Беседа о русских народных традициях

Рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину

Чтение русских народных сказок

Заучивание старинных закличек, игр, потешек

Изготовление игрушек из ниток и бумаги

Индивидуальная работа по подготовке скоморохов

Беседа о народных промыслах России.

Рассматривание альбомов «Хохлома», «Гжель», «Дымково».

Слушание русских народных песен «Калина», «Ярмарка», «Веснянка».

Лепка изделий из соленого теста «Дымковские игрушки»

Беседа «Путешествие в прошлое моей страны»

Видео-экскурсия «На выставке народных мастеров»

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

      АПРЕЛЬ

1, 2

Весна

«Спасатели »

Цель:

Закрепление знаний детей об опасных ситуациях для человека весной во время ледохода,  расширение представлений о важной профессии – спасатели.

Обогащение игрового опыта

Беседа об опасности, связанной со снеготаянием

Просмотр видеороликов о службе спасения на воде.

Чтение художественной литературы: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»,  

Ю. В. Сотник «Как меня спасали».

Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по ней

Создание проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать, если…»

Просмотр презентации  о правилах поведения во время снеготаяния и ледохода

Интерактивная игра «Что нужно спасателю на воде»

3, 4

Космос

«Космическое путешествие»

Цель:

Расширение  знаний детей о космосе, планетах Солнечной системы.

Обогащение игрового опыта

Оформление помещения группы на тему «Космос»

Знакомство детей со звездами, созвездиями, легендами о созвездиях

Знакомство детей с планетами (чем они отличаются от звезд и созвездий)

Знакомство детей с Луной и Солнцем (почему на Земле бывают день и ночь)

Знакомство детей с космосом (обсуждение вопросов: Почему в космос летают на ракете? Почему и как летит ракета? Как устроена ракета? Зачем космонавту скафандр? И т. п)

Рассматривание книг и иллюстрированных альбомов о космосе

Рисование на тему «Космос»

Чтение глав из книг «Почемучка», «Малышам о звездах и планетах», «Веселая астрономия», «О чем рассказал телескоп»

Изготовление атрибутов для игры.

Месяц

Недели

Тема недели

Название сюжетно – ролевой игры

      МАЙ

1, 2

Современный мир – телевидение и информационные технологии

«Телевидение»

Цель:

Расширение, уточнение  знаний детей о труде работников телевидения – ведущих, корреспондентов, операторов, формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми на тему «Телевидение», люди каких профессий работают на телевидении

Рассказ детей из личного опыта «Моя любимая передача»

Правила просмотра телевизионных передач

Просмотр детских телепередач

Обыгрывание сценок «Журналист берет интервью», «Корреспондент рассказывает о событиях, произошедших  за неделю», «Спортивный комментатор комментирует  спортивную программу», «Диктор рассказывает последние новости»

Интерактивная дидактическая игра «Кому, что нужно?»

3, 4

До свидания детский сад, здравствуй школа!

«Детский сад »

Цель:

Расширение и закрепление представлений детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и др.  

Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой медсестры, беседы из личного опыта детей.

Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающих труд работников кухни. Рассматривание картин «Детский сад», «Ясли» (из серии «Наша Таня»),

Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду»

Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных.

Слушание песен о детском саде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Сюжетно-ролевая игра с детьми старшего дошкольного возраста

Игра “Внимание, Светофор” развивает самостоятельность, и ответственность при соблюдении правил поведения на дороге. Эта игра закрепляет и систематизирует знания по теме “Безопасность”, развивает ...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"

Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста

Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста1 неделяУровниПонедельникВторникСредаЧетвергПятница    Подготовительный...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Морская прогулка». Тема недели: «Путешествия»...

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...