Статья на тему: "Виды агрессии в дошкольном возрасте"
статья на тему

В данной статье представлено описание различных видов детской агрессии и рекомендации по профилактике её проявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_agressiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Детская агрессивность

Детская агрессивность, Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается, кричит и т.д. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие действия детей неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна или крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.

Что означает такое поведение ребенка и откуда оно берется? Надо ли обращаться к специалистам для того, чтобы «перевоспитать» агрессора? Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев? Именно об этом мы хотим рассказать вам в этот раз...

 Есть особая категория «трудных» детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у малыша ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:

1) как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

2) как «наученное» поведение, когда малыш ведет себя агрессивно, следуя образцу (образцом могут выступать родители, другие значимые лица, литературные, мульти- или кинематографические персонажи).

Отсюда следует, что ребенку в   раннем   возрасте   неизбежно присуща определенная агрессивность.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать' злость и возмущение. Причина проста: ему что-то не позволяют или в| чем-то отказывают, что собственно его и раздражает. В первую очередь, | это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало   времени,   прежде   чем кроха научится самостоятельно  удовлетворять  их  или терпеть.

Различают три вида агрессии: физическая, вербальная и косвенная.

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей довольно часто. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых. Не стоит излишне драматизировать влияние драк. Самое полезное, что можно предпринять- это развести детей. И изучить причины данного поведения.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности.

  1. Дети лучше оставить, чтобы они разобрались сами.
  2. Можно сориентировать ребёнка на другой тип поведения.
  3. Иногда можно отвлечь каким-то интересным для него занятием.
  4. Можно отвести руку нападающего ребёнка и подкрепить резким «Нельзя».

СЛОВЕСНАЯ АГРЕССИЯ

Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств не только через форму (ссора, визг, крик), но и через содержание словесных ответов.

Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова. Это не является поводом для беспокойства. Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. И поэтому подобные высказывания рано или поздно появятся у ребёнка. И то обстоятельство, что эти слова шокируют родителей является наилучшим поводом для детей, чтобы повторять их. Некоторые дети не понимают значение данных слов, некоторые пытаются вызвать реакцию родителей. Но простое игнорирование сквернословия не поможет решить данную проблему. Дети, как и взрослые нуждаются в выражении эмоций, поэтому ребёнку нужна альтернатива брани. Поэтому можно использовать какие-то дразнилки и слова для усиления выразительности. Если обидные слова адресованы в адрес взрослого, то нужно как можно меньше обращать на это внимания.

Вообще же надо стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то или что-то в этом мире.

Полностью оградить чадо от браных слов невозможно по той простой причине, что дети наши живут не под стеклянным колпаком. А вот повлиять на них можно, как считает А. Фромм, если порекомендовать родителям следующее.

1.  Не ругайте ребенка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, что он услышал от других, он скажет вам, а не произнесет при посторонних.

3.   Обескуражьте ребенка — это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.

4.   Объясните ребенку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его.

5. Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

Под такого рода поведением понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо -злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, — взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на мать и «переносит» гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свой гнев на родителей, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над родителями прежде всего потому, что они взрослые, пользуются реальным авторитетом и у них больше возможностей настоять на своем.

К тому же, если ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть

даже с применением угроз и наказаний, он сильно огорчается из-за своего агрессивного поведения. У него рождается чувство вины, а также боязнь утратить любовь и заботу родителей. Этот страх, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность.

Прежде всего необходимо разобраться, действительно ли ребенок, играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется сломать ее. Надо учесть, как часто он совершает подобные действия, каков при этом у   малыша   эмоциональный   запал. К примеру, ребенок ломает игрушку каждый день, тогда действительно надо расценивать это как желание ломать, даже если виновник выглядит совсем невинным. Когда ребенок сердится, злится, стремление ломать проявляется еще более ярко. Подобное происходит в том случае, если ребенок, устав от бесконечных запретов родителей, рвет свою тряпочную игрушку только потому, что не в состоянии сделать то же самое с мамой и папой.

Другая причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти, за которой стоит стремление самоутвердиться. Один ребенок завидует другому потому, что тот умеет собирать из деталей конструктора очень высокие башни. При этом первый, чувствуя, что не способен строить так же, злится не на товарища, а на башню, успокаивая себя тем, что крушит ее. Это его способ утвердиться. Подобное желание часто направляется и на игрушки.

Есть дети, у которых так развито чувство собственности, что они предпочитают сломать игрушку, чем отдать ее кому-либо. Такое поведение означает только одно: «Не хочу ни с кем делиться: или она моя, или ничья».

Если не считать случайных поломок, то в основе всех ситуацию, когда желание сломать, испортить, разрушить связано с гневом, завистью или эгоизмом, лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Именно этот вывод может подсказать взрослым самый надежный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен. Самая надежная тактика, которую психолог может порекомендовать родителям, состоит в следующем:

•  не заменять сломанные ребенком игрушки новыми, а оставлять повсюду их обломки, чтобы наглядно были видны последствия его поведения;

•   давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворить свое любопытство;

• подобрать детям очень прочные игрушки, которые они не смогли бы сломать.

Хотя эти психологические советы отчасти и полезны, связать их с эмоциональными причинами такого желания ребенка очень трудно. Поэтому проблему лучше решать в целом, а не в частностях. Психологу еще раз надо напомнить родителям о самом главном: чем меньше

они будут предпринимать что-либо, тем будет лучше. Это не значит, что надо совсем бездействовать. Ребенок может принять попустительство взрослого за молчаливое одобрение. Поэтому в качестве профилактики родителям надо посоветовать сделать самое необходимое.

1.   Как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение.

Если ребенок захочет что-нибудь сломать или даже сломает в чужом доме, куда взрослые и дети пришли в гости, следует принести извинения при ребенке, объяснить ему, почему и родители, и все остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-нибудь другое занятие, а если необходимо, увести его домой.

2.   Нельзя силой принуждать ребенка к повиновению по той простой причине, что подобная тактика может вызвать у него стремление еще больше ломать. Занять правильную позицию взрослому поможет сознание, что даже самые уравновешенные взрослые люди, когда были детьми, не всегда являли собой образец добродетели.

3.   Помощь ребенку в адаптации к окружающей обстановке наверняка уменьшит его желание ломать и разрушать.

4.   Большое участие в его жизни—с точки зрения ребенка, а не с родительской —- позволит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребенок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

5.   Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего следует отказ, но когда-нибудь ребенок может и откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убраться».  Когда уборка назначается как наказание или ребенка заставляют помогать, это вряд ли изменит разрушительное поведение; взрослый должен проявить свою уверенность, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он, конечно, должен услышать искреннее «спасибо» и никаких напоминаний о своем плохом поведении — инцидент исчерпан.

Рекомендации для родителей по формированию звуковой культуры речи

•  Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

•  В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

•  Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.

•  Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

•  Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

•  Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи -от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: "ВИДЫ СПОРТА. ГОРНОЛЫЖНИК". ( старший дошкольный возраст ).

НОД : Социализация и художественное творчество (лепка)....

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

Презентация по теме: "Виды танцев для старшего дошкольного возраста"

Презентация знакомит старших дошкольников с несколькими видами исторических танцев....

Презентация на тему: "Виды театра" для старшего дошкольного возраста

в презентации рассказывается о видах театра...

"Прогулки в детском саду" ( тема: Виды прогулок с детьми дошкольного возраста)

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Поэтому основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, со...

Статья на тему: "Виды нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания, а нетрадиционные техники рисования   для раннего возраста -  это способы рисования различными материалами: поролоном, рисов...